Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании принимают активное участие финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных  капиталов, риска данного бизнеса и других вопросов. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики. Примерная схема организации разработки бизнес-плана показана на рисунке 2.

Рис. Примерная схема организации разработки бизнес-плана

Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании таких обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая – распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением  одного или взаимодополняющих продуктов.

Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов: новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и т.п. Он помогает крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив пакет акций соответствующей фирмы или организовав новую организационно-производственную структуру.

Первым шагом в составлении бизнес-плана является определение  целей (генеральных направлений) функционирования фирмы.

Для каждого раздела бизнес-плана выбирается своя стратегия и определяются конкретные мероприятия по ее реализации с указанием исполнителя (подразделения фирмы и конкретного менеджера). На основе стратегии разрабатывается бизнес-план конкретных мероприятий с их перечнем, сроком выполнения и конкретными исполнителями, т.е. для каждого раздела и стратегии по существу готовится свой мини-бизнес-план.

  1. Определение потенциала и конкурентоспособности  субъекта предпринимательства.

Под устойчивостью конкурентных позиций субъектов предпринимательского бизнеса    понимается сохраняемость и воспроизводимость параметров качественной и  количественной определенности этих позиций в течение фиксированного отрезка времени.  Устойчивость конкурентных позиций является самостоятельным конкурентным преимуществом компаний. Конкурентная позиция компании может оказаться в равной степени устойчивой или неустойчивой под влиянием разных обстоятельств, обусловленных уровнем   своей конкурентоспособности, степенью интенсивности собственных конкурентных действий, а также состоянием внешнего окружения данной компании, прежде всего изменением силы ее конкурентов. Каждая компания может, как мы выяснили из материалов предшествующих параграфов учебника, влиять на свое окружение, даже на государственных служащих, но одновременно она сама, постоянно преодолевая   различные   барьеры   конкурентного   позиционирования, подвергается внешнему влиянию. Вера в собственную перманентную

конкурентную устойчивость неуместна в серьезном бизнесе. Опытный субъект бизнеса обычно действует, основываясь на предположении о том, что его позиции являются неустойчивыми, а нередко - и весьма не устойчивыми, и ему, следовательно, необходимо постоянно заботиться о

сдерживании конкурентов, а также об усилении собственной конкурентоспособности и интенсификации конкурентных действий.

Степень устойчивости конкурентных позиций зависит от двух групп факторов.

Первая группа факторов связана с внутренними условиями деловой деятельности. Таковыми являются конкурентный потенциал субъектов предпринимательского бизнеса, уровень их   реальной конкурентоспособности, характер применяемых направлений, видов и методов конкурентных действий. Самый перспективный метод определения прочности конкурентной

позиции компании - количественная оценка ключевых факторов успеха, конкурентных ресурсов и возможностей. Большую часть информации для оценки конкурентного положения компания дают предыдущие этапы исследования. Анализ отрасли и конкуренции выявляет ключевые факторы успеха и конкурентные возможности, определяющие лидерство или

отставание компании. Изучение и сравнительная оценка конкурентов позволяют выявить преимущества и возможности соперников в издержках, качестве товара, потребительской ценности, имидже и репутации компании, финансовой  устойчивости,  технологических  возможностях,  скорости выведения на рынок новых товаров, возможностях аспространения, наличии конкурентно значимых ресурсов и возможностей. Анализ цепочки ценности, стратегический анализ издержек и другие виды определения конкурентоспособности компании по издержкам -необходимые меры, но их недостаточно. Для более точной оценки

конкурентных возможностей и позиции, компании следует изучить ряд дополнительных факторов, а именно:

перспективы укрепления (ослабления) конкурентной позиции компании при сохранении сегодняшней стратегии;

место компании среди основных конкурентов по наличию ключевых факторов  успеха, прочности  конкурентной  позиции  и ресурсных возможностей;  

наличие   (отсутствие)   конкурентного   преимущества;

устойчивость компании к движущим силам отрасли, конкурентному давлению, возможным действиям конкурентов.

В настоящее время рынок невозможен без конкуренции. Она является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства, наращивание объема сбыта, улучшение качества продукции в борьбе за потребителя. Этим объясняется актуальность поиска и реализации оптимальной конкурентной стратегии поведения предприятия на рынке.

Конкурентная стратегия компании строится на использовании сильных в конкурентном отношении сторон и укреплении слабых. Кроме того, те сильные стороны компании, которые являются слабыми сторонами конкурентов, - лучший плацдарм для наступательных инициатив.

1. Конкурентоспособность  одновременно является характеристикой реального и потенциального состояния субъекта предпринимательской деятельности, отражающей как его текущее положение, так и динамику развития.

2.   Конкурентоспособности   присущ   элемент   непостоянства. Конкурентная   сила   и факторы успеха, которые обеспечивают конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности сегодня, завтра уже не смогут быть преимуществами конкурентных позиций субъекта предпринимательства.

3. Конкурентоспособность - понятие  относительное и не является имманентным качеством субъекта предпринимательства. Это означает, что конкурентоспособность организации может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы, субъектов предпринимательской деятельности занимающихся определенным видом экономической деятельности.

Конкурентные позиции можно выявить только сравнением между собой субъектов предпринимательства, как в масштабе региона так и в масштабе страны.

4.   Относительные   характеристики   данного   явления   всегда характеризуют уровень развития. Поэтому наиболее сложным является оценка уровня конкурентных позиций, то есть выявление характеристик преимуш,ества.

  1. Функции и методы планирования.

Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т. д.

Спланировать деятельность предприятия — это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.

На уровне предприятия планирование призвано обеспечить выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений.

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия.

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретности и измеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и обязательности исполнения.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

перспективное;

среднесрочное;

текущее планирование.

Формы планирования в зависимости от содержания плановых решений:

стратегическое;

тактическое;

оперативно-календарное.

Существуют три основных вида планов:

планы-цели;

планы для повторяющихся действий;

планы для неповторяющихся действий.

Планы-цели представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия.

Так, производственно-диспетчерский отдел на основе плановых заданий разрабатывает номенклатурные, производственные задания цехам и производственным участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

Отдел маркетинга занимается исследованием рынка, планированием основных товарных групп (линий), сбыта, продвижения и распределения продукции.

В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия.

Отдел сбыта планирует конкретные направления сбыта продукции, а также новые формы обслуживания и торговли.

Финансовые службы ведают планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

Отдел кадров ведет планирование использования трудовых ресурсов.

Производственно-технические службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование работы отдельных подразделений предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.

На небольших предприятиях планово-экономический отдел может отсутствовать, тогда его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному ведению одного из заместителей директора.

  1. Нематериальные ресурсы и активы в предпринимательской деятельности.

Нематериальные ресурсы - это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов. К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.

Промышленная собственность - понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. 

Интеллектуальная собственность - юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, программного обеспечения, литературы и искусства. 

Другие нематериальные ресурсы: 

1) "ноу-хау" - технология  производства, научно-технические, коммерческие, организационные и управленческие  знания, необходимые для функционирования  производства. В отличие от секретов производства "ноу-хау" не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Распространение "ноу-хау" осуществляется прежде всего посредством заключения лицензионных договоров. 

2) рационализаторское предложение - это техническое решение, являющееся  новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее  изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой  техники или изменение состава  материала. Его автору выдается специальное удостоверение - основание права на авторство и вознаграждение. 

3) наименование места происхождения  товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения  исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона. 

4) "гудвилл" - определяет  имидж (репутацию) предприятия (фирмы). 

Нематериальные активы - это права на пользование нематериальными ресурсами. Собственники объектов промышленной собственности получают исключительное право на их использование с помощью патентов. 

Патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.

Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения. 

Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения.

На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:  
1) периодические процентные отчисления ("ройялти") от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции;  
2) одноразовые вознаграждения - выплаты твердо установленных паушальных сумм;  
3) в виде взаимного обмена лицензиями. 

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"