Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

К прямому государственному регулированию относятся разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. В рамках прямого государственного регулирования основным инструментом регулирования экономических условий деятельности предприятий является издание законов и документов законодательного характера. Особенно важными являются для промышленных предприятий законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения, инвестиционной деятельности, организационно-правовых форм деятельности предприятий.

Правовую основу деятельности предприятий составляют законы, – регулирующие правовые отношения между государством и предприятием, указы и постановления органов власти по вопросам хозяйственной деятельности предприятий. Попытка сформировать в Украине рыночную экономику, внедрить в практику ее механизм в условиях устоявшихся бюрократических и уравнительных традиций является совершенно специфической задачей. Решение ее, кроме всего прочего, требует придания высшей юридической силы основным принципам рыночной экономики и предпринимательства.

Система законодательного регулирования деятельности предприятий представляет собой многоступенчатую иерархичную структуру, основой которой является Конституция Украины. Правовое обеспечение деятельности предприятий представлено, в первую очередь, Законом Украины "О собственности", Законом Украины "О хозяйственных обществах", принятом в 1991 г. (с изменениями, внесенными Законами Украины от 14.10.92, от 16.12.93, от 02.03.95 № 82/95-ВР, от 14.03.95, от 23.12.97 № 769/97-ВР, Декретом Украины от 31.12.92 № 24-92), а также многочисленными нормативными актами. Законом Украины "О собственности" устанавливаются общие основы регулирования отношений собственности в Украине. Им определены понятия права собственности и его составляющих – права владения, использования и распоряжения имуществом; зафиксированы формы собственности -частная, коллективная, государственная; продекларированы принципы равенства всех форм собственности и гарантии защиты прав и интересов собственников от неправомерных действий со стороны физических и юридических лиц или государства. На основании этого и ряда других Законов в Украине законодательно определены организационно-правовые формы деятельности предприятий, которые документально подтверждены соответствующим Классификатором.

Законом Украины "О хозяйственных обществах" устанавливается порядок создания, функционирования и деятельности различного рода хозяйственных обществ. Государство стремится внести определенную унификацию в деятельность многочисленных субъектов хозяйствования, что присуще именно рыночной системе хозяйствования. Мотивами государства являются эффективность функционирования экономики, экономическая безопасность ее многочисленных субъектов, социальная защищенность работников предприятий. И это логично, поскольку банкротство любых предприятий, а в особенности крупных (наличие их является отличительной чертой современной украинской промышленности) имеет не только и, наверное, не столько серьезные экономические последствия, хотя и это очень важно, сколько очень ощутимы социальные, которые в сложных условиях переходного периода в экономике Украины могут иметь гораздо более серьезные последствия.

  1. Оганизационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

В мировой практике предпринимательская деятельность в за­висимости от прав собственности осуществляется в одной из трех основных форм.

• Частная собственность — это бизнес, в котором собствен­ником и предпринимателем является одно и то же лицо, получающее все доходы и несущее полную и неограничен­ную ответственность за ведение дела. Частные предприя­тия работают преимущественно в сфере торговли, услуг и ремесел. Их преимущество состоит в быстроте и гибкости реагирования на потребности рынка, а недостаток — в том, что ввиду личной ответственности они быстро достигают предела финансовых возможностей. Поэтому чтобы улуч­шить финансовую базу, предприниматели вступают в парт­нерские отношения, создавая различные товарищества и компании.

• Партнерство (товарищество, компания) — это доброволь­ное, официально зарегистрированное объединение двух или более лиц с целью ведения общего бизнеса. Партнеры явля­ются совладельцами совместной собственности.

• Корпорация — это независимое юридическое лицо, чья соб­ственность разделена на паи (является паевой). Владельцы паев — это пайщики, или акционеры. Основной характери­стикой корпорации является то, что ответственность акцио­неров по обязательствам фирмы ограничивается размерами денежных средств, которые они вложили в бизнес в виде акционерных паев.

В мировой практике бизнеса используются смешанные и "ги­бридные" формы организации предпринимательской деятель­ности.

• Френчайз — соглашение, по которому владелец торговой марки или авторского права позволяет другой фирме ис­пользовать их при условии подчинения определенным согла­сованным ограничениям, включая плату за патент. Фирма, предоставляющая право использовать свою марку (френчай-зор), и фирма, покупающая это право (френчайзн), ведут свои бизнесы самостоятельно.

• Совместное предприятие могут образовать несколько фирм для осуществления проекта, если одной фирме не хватает для этого ресурсов. Иными словами, это предприятие совме­стного риска или ассоциация (объединение) двух или более фирм, организованная с определенной ограниченной целью.

• Синдикат — ассоциация фирм, которая обычно создается с более узкой целью, чем совместное предприятие. Так, не­сколько банков могут сформировать синдикат для осущест­вления крупного займа, который каждый из банков в отдель­ности не смог бы предоставить.

• Кооператив — бизнес, которым совместно владеют и управ­ляют его члены.

  1. Миссия субъекта предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность как процесс начинается с идеи, которая при определенных условиях реализуется в конкретный предпринимательский проект, который должен базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить ее.

Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели нечего и думать (хотя думать, конечно, можно) пускаться в плавание по морю, называемому предпринимательством, где вас ожидают рифы и штормы (риски), а может накрыть и «девятый вал» (банкротство).

Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности (товаров, услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, руководителем фирмы, чтобы ее довести до всех сотрудников, которые воплощают цель в конкретные результаты труда.

Приступая к созданию собственного дела, целесообразно помнить следующее:

1. К цели ведут только ясные цели.

Следовательно, формулировка цели должна содержать: а) количественные показатели, которые фирма должна достичь, но нужно учитывать поведение конкурентов, покупателей, сегмент рынка, рыночные ниши; б) срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы); в) результаты, которые получит фирма и сотрудники; г) привлечение известных ответственных исполнителей; д) определение затрат на достижение этой цели и условий осуществления цели.

2. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует. Вопрос в управлении предпринимательской фирмой: диалектическое сочетание тактики и стратегии.

3. Цель (или цели) фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном – ваши товары должны удовлетворить потребность (потребности), неудовлетворенную другими товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, то необходимо возбудить спрос на вашу продукцию другими средствами (мерами), т.е. сформировать новый спрос, новый рынок.

4. Цели нужно соизмерять с возможностями фирмы, с ее техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми возможностями.

5. Цель (цели) необходимо конкретизировать в мероприятиях, при этом должно быть понимание целей и мероприятий другими сотрудниками, т.е. они должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели.

Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм: приобретение (покупка) предприятия (бизнеса), аренда предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, применение метода франчайзинга и учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой форме.

  1. Социально-психологические аспекты предпринимательства в Украине и за рубежом.

Ни за рубежом, ни у нас еще пока не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной.

Социально-психологические качества успешных предпринимателей давно служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов. С целью разгадать секрет успеха рассматриваются их характеры, способности, социальные характеристики. Так, исследования показали, что зависимость между IQ предпринимателя и эффективностью его деятельности криволинейная.

Социально-психологический портрет типичного предпринимателя, согласно классификации Й. Шумпетера предполагает: особый взгляд на вещи, волю и способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать; способность идти в одиночку, не боясь неопределенности и возможного сопротивления; способность воздействовать на других людей (иметь авторитет и уметь заставить повиноваться). 
Портрет предпринимателя по данным Американской Ассоциации управления  составляет: поиск возможностей и инициативность (использует новые и необычные деловые возможности); упорство и настойчивость (готов к многократным попыткам; постоянно корректирует стратегию); готовность к риску (предпочитает ситуации умеренного риска, заботиться, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты); ориентация на эффективность и качество (стремится к совершенствованию стандартов эффективности); вовлеченность в рабочие контакты (принимает ответственность на себя, идет на личные жертвы для выполнения работы); целеустремленность (ясно формулирует цели, характерно долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач ); стремление быть информированным (постоянный сбор информации о клиентах и поставщиках, использование личных и деловых контактов); систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи, следит за финансовыми показателями и ориентируется на них при принятии решений; разрабатывает и применяет процедуры слежения за выполнением работы); способность убеждать и устанавливать связи (способность к методам убеждения, использует деловые и личные контакты как средства достижения своих целей); независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от управления и контроля, полагается на себя в случае неудачи, верит в способность решать сложные задачи).

Социальные характеристики: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать. 
И психологические характеристики: присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть.

Главное отличие отечественного и зарубежного предпринимателя может состоять в том, что стремление к умножению богатства не является главной целью деятельности. И это можно увидеть, анализируя значимость для российского предпринимателя тех или иных ценностей. 

Согласно имеющимся в литературе данным 80% предпринимателей – это мужчины, а 20% – женщины. Средний возраст – от 30 до 45 – это люди, уже сумевшие получить образование, чётко представляющие цели и пути их достижения, предпочитающие здоровый риск. 

Согласно имеющимся в литературе данным, побудительные мотивы прихода в предпринимательство связаны: со стремлением к улучшению своего материального положения — 80%, приобретением независимости и свободы в мыслях и поступках — 63%, с большими возможностями активной, динамичной жизни, оптимизацией собственного имиджа. — 43%.

Наиболее перспективными сферами для предпринимательства являются: интеллектуальное производство, производство средств производства, другие производящие отрасли. Менее всего, нуждаются в поддержке не производящие отрасли экономики - сфера обслуживания, торговля, финансы. 
Наиболее вероятный резерв пополнения рядов предпринимателей составляют: молодые люди в возрасте до 30 лет, служащие, учащаяся молодежь (64%).

Сами предприниматели основными целями бизнеса считают реализацию своих творческих способностей и экономическую свободу.  
Также полученные эмпирические данные позволили описать психологический портрет предпринимателя-лидера и предпринимателя-дельца, существенное различие между которыми состоит в разной степени развития лидерских и управленческих качеств и умений. 
Предприниматель-лидер – это хороший руководитель, который уверен в своих силах, способен брать на себя ответственность, руководить людьми, хорошо знает свое дело.

Предприниматель-делец – это человек, который не всегда умеет управлять людьми, его больше интересует бизнес. Он склонен недооценивать роль взаимодействия с окружающими в бизнесе. Он проявляет неуверенность в собственных силах, мягок в обращении с подчиненными. Для него более удобна позиция партнера, который освобожден от необходимости управлять людьми и нести за них ответственность.

  1. Предпринимательский риск.

Предпринимательство любого вида, как правило, связано с риском, который примято называть хозяйственным или предпринимательским. Риск — это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.

Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его активного функционирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"