Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:31, шпаргалка

Описание работы

Этические аспекты бизнеса.
Функции предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес-культура.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Внешняя предпринимательская среда


Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда включает сферы и факторы макросреды (обшей среды) фирмы (табл. 1).

Таблица 1. Внешняя предпринимательская среда фирмы

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Международная

Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты

Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время

Количество международных симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса

Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе

2. Политическая

Стабильность демократических преобразований в стране

Вероятность возврата к прошлой политической системе

Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день

Криминальная обстановка в стране

Количество политических фракций в законодательной власти

3. Экономическая

Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны

Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны

Тенденции изменения внешнеэкономических связей

Дефицит бюджета страны, %

Среднегодовые темпы инфляции

Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны

Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие

Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам)

Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны

Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

Структура распределения доходов населения

Уровень развития финансовой системы страны

4. Социально-демографическая

Место страны в мире по продолжительности жизни

Место страны в мире по жизненному уровню населения

Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем

Рождаемость и смертность населения страны

Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

Миграция населения

Перспективность городов

Структура населения но доходу и др.

5. Правовая

Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

Наличие федеральной программы создания правового государства

 

Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов

Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

6. Экологическая

Параметры экосистемы страны

Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения

Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

7. Природно-климатическая

Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе

Характеристика климатических факторов страны

Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны

Степень использования вторичных ресурсов

8. Научно- техническая

Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества

Удельный вес числа докторов наук, профессоров в общей численности работающих в стране

Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого

Уровень автоматизации производства в машиностроении страны

Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США)

Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны

Характеристика системы информации страны

Уровень компьютеризации страны

9. Культурная

Средний уровень образования населения страны

Обеспеченность населения страны объектами культуры

Отношения людей к окружающему миру

Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей


Внутренняя предпринимательская среда

Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды — определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде относятся определенные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 2).

Таблица 2

Сфера микросреды

Факторы микросреды

1. Поставщики

Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам

Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.

Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму

Интегральный показатель качества нормативно-методической документации

Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители

Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

Прогноз изменения доходов потребителей

Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов

Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

4. Контактные аудитории

Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)

Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по  налоговой системе и внешнеэкономической  деятельности

Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэкономической деятельности


Задача управления — выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:

  • маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;
  • планирования и разработки плановых показателей;
  • оперативного управления;
  • контроля за результатами хозяйственной деятельности.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды — необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.

  1. Рыночные условия и анализ сбыта

Разработке сбытовой политики предшествует анализ эффективности существующей сбытовой системы в целом, так и по отдельным ее элементам, соответствие проводимой фирмой сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются не столько количественные объемов продаж по продукту, но и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок. 
Анализ системы сбыта предполагает выявление эффективности каждого элемента этой системы, оценку деятельности сбытового аппарата. Анализ издержек обращения предусматривает сопоставление фактических сбытовых расходов по каждому каналу сбыта и виду расходов с показателями плана с поставленной задачей обнаружения необоснованных расходов, устранения потерь, возникающих в процессе товародвижения, к повышения рентабельности функционирующей сбыта.

Важным этапом при создании сбытовой системы является планирование сбытовой системы и сбытовой политики. 
Алгоритм процесса планирования сбытовой политики: анализ рыночной конъюнктуры; определение видов продукции для сбыта; составление сметы затрат на сбыт; селекция каналов сбыта; организация торговых коммуникаций; планирование и анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; координация деятельности системы сбыта. 
Исходным пунктом планирования сбытовой политики является анализ рыночной конъюнктуры. Конъюнктура - это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, характеризующаяся определенным соотношением спроса и предложения, уровнем цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры предполагает исследование факторов, которые имеют особое роль в прошлом, настоящем и будущем. Формой анализа конъюнктуры является конъюнктурный обзор или справка, в которых дается представление об особенностях развития рынка, его тенденциях, выявляются основные причинные связи между разнообразными явлениями. 
При определении товарных групп для сбыта торгово-посредническая компания должна решить следующие задачи: удовлетворение запросов потребителей; оптимальное использование потенциала фирмы; оптимизация финансовых результатов фирмы; завоевание новых покупателей. 
Кроме того, при выборе товара должны быть учтены следующие факторы: соотношение стоимость и качества товара, стадия жизненного цикла товара, уровень конкуренции, наличие товаров-заменителей. Все эти вопросы решаются в рамках ассортиментной политики. 
Смета затрат на сбыт представляет собой протокол, в котором фиксируются объемы продаж, торговых расходов и прибыли от реализации. На основе индивидуальных смет для каждого вида товара составляется сводная смета сбыта продукции. Селекция каналов сбыта является стратегическим решением фирмы. Канал сбыта - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к конечному потребителю. Использование каналов сбыта основывается на следующих предпосылках: 
необходимость и вероятность экономии финансовых ресурсов при распределении продукции;  
организации продажи товара более эффективным способом;  
прирост объемов реализации и более доступная продажа товара на целевых рынках. При этом надобно точно ведать, какой вид сбыта целесообразен для конкретного товара. 
Организация торговых коммуникаций включает организацию отношений с существующими и перспективными заказчиками, разработку и проведение мероприятий по стимулированию торговых посредников, public relations и т.д. 
При выборе месторасположения торговой точки основным критерием является уровень покупательной способности района. При оценке предпочтительного варианта также оцениваются: затраты на транспорт при доставке товара, развитость конкуренции, частота покупок, наличие маршрутов общественного транспорта, наличие автостоянки. 
Планирование сбыта завершается составлением прогноза объемов продаж с учетом планируемых ограничений. Прогноз сбыта необходим для планирования торговых операций фирмы в краткосрочном и среднесрочном периоде, составления сметы затрат, менеджмента запасами, планирования прибыли. Данному вопросу следует уделить особое внимательность в виду его важности при оценке эффективности сбытовой деятельности. 
Организация сбыта в системе предприятия и его менеджмента играет весьма важную роль в том смысле, что осуществляет обратную связь производства с рынком, является источником информации о спросе и потребностях потребителей. Поэтому разработка сбытовой политики кладется в основу программы маркетинга как про каждому конкретному продукту, так и по производственному отделению в целом. Если на основе расчетов окажется, что расходы по реализации нового товара, чрезмерно высоки и не позволяют обеспечить определенный уровень рентабельности, руководство производственным отделением может принять решение о нецелесообразности дальнейшей разработки и внедрения в производство данного товара. Специалисты-маркетологи могут не только определить будущую прибыльность изделия, но и привнести свои предложения о модификации и о новых сферах использования соответствующих изделий. 
Так как основная проблема любой фирмы состоит в сбыте продукции, то конечно, что результативность деятельности такой фирмы во многом зависит от эффективности ее сбытовой системы. При этом важными моментами являются затраты на создание и эксплуатацию системы сбыта, универсальность и уникальность системы сбыта, ее действенность в определенных условиях. 
Комплексное исследование рынка предполагает тщательное изучение экономической конъюнктуры. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и на отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции, необходимые для принятия соответствующих решений на всех уровнях деятельности, в том числе и сбытовой. 
Анализ осуществляется по демографическим, климатическим, географическим, экономическим, гуманитарным и психологическим критериям. Также рынок разделяется на группы потребителей: по возрасту; по стадиям жизненного цикла товара; по отношению к пользованию кредитными карточками; по каким-нибудь ещё признакам и комбинациям с перечисленными выше. 
Сегментация оказывается мощным орудием при: 
разработке нового товара;  
увеличении потенциала существующих маркировок;  
уклонении от каннибализации (то есть одержать победу при продаже не за счет наших конкурентов, а за свой собственный). 
Результативность стратегической работы в значительной степени зависит от того, насколько правильно были выбраны рынки сбыта, насколько квалифицированно осуществлен отбор партнеров на рынке, какая у нашего предприятия имеется информация о методах и особенностях работы фирм-конкурентов на конкретных рынках сбыта и т.д. Важно ведать, какие фирмы лидируют на рынке, их финансовые и производственные возможности, стабильность положения активных и потенциальных партнеров нашего предприятия на рынке и многие другие характеристики производственно-сбытовой деятельности фирм. Необходимо иметь информацию по фирмам-покупателям, фирмам-конкурентам, фирмам-нейтралам или возможным потенциальным покупателям, с которыми особенно активно следует работать нашему предприятию, осуществляющему сбытовую дело. 
Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. 
Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая дело фирмы; с прочий стороны - это управленческий подход к процессу принятия фирмой решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с поставленной задачей максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат фирмы-изготовителя на разработку программ производства, выпуска и реализации товара. Процесс сегментации может состоять из следующих этапов: 
отбор признаков сегментации;  
отбор метода сегментации;  
отбор целевого рыночного сегмента;  
позиционирование товара. 
Фирма может употребить тремя стратегиями охвата рынка (выбора целевого сегмента): недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Когда к подобной практике прибегают несколько фирм одновременно, в крупных сегментах возникает интенсивная конкуренция, а покупатели в более мелких сегментах получают меньше удовлетворения. 
При выборе стратегии охвата рынка надобно учитывать следующие факторы: 
Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга. 
Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как грейпфруты или сталь. Для товаров, которые могут отличаться приятель от друга по конструкции, таких, как фотокамеры и автомобили, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга. 
Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга. 
Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, компания может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

  1. Деловая репутация в бизнесе.

Деловая репутация – некая разновидность нематериальных благ, которая являет собой оценку деятельности лица как юридического, так и физического, по его деловым качествам, характеристикам.

В мире бизнеса, особенно это касается развитых зарубежных стран: США, Великобритании, Франции, существует также понятие деловой репутации, как части оценочных (стоимостных) показателей ее имущественного комплекса.

Деловая репутация организации в этом случае представляется разницей между покупной ценой предприятия и стоимости ее в соответствии с бухгалтерским балансом.

Так что такое деловая репутация с точки зрения современного бизнеса? Она представляет собой «доброе имя» фирмы, предпринимателя.

А еще она учитывается сегодня в составе нематериальных активов юридических лиц наряду с ноу-хау, авторскими правами, торговыми марками.

Деловая репутация положительна, если компания или предприниматель зарекомендовали себя хорошо или отрицательной, когда юридические и физические лица негативно оценивают их деятельность.

Положительная деловая репутация непосредственно связана с позитивным отношением контрагентов – партнеров по бизнесу к ее обладателю, с их доверием к нему, уверенностью в благоприятном результате сотрудничества.

Отрицательная же деловая репутация характеризует нестабильность положения ее обладателя в экономических взаимоотношениях, недоверие к нему со стороны его контрагентов.

Сегодня, выясняя, что такое деловая репутация,  стоит помнить следующее. В настоящее время деловая репутация оценивается не Основные составляющие деловой репутации фирмы (предприятия)

Слагаемыми деловой репутации предприятия считаются:

  • визуальный образ фирмы;
  • имидж в сфере менеджмента и технологий фирмы;
  • паблик рилейшнз.

Ценность визуального образа фирмы значительно выше любого вида простой рекламы. К визуальному образу относятся: имя предприятия, его фирменное наименование, логотип и товарный знак, а также его фирменный стиль, который определяется видом деловых бумаг, дизайном помещений, внешним обликом руководителя и сотрудников фирмы и т.п. 
В последнее время важным при воздействии на целевые аудитории или массовое сознание потребителя является фактор имиджа в сфере менеджмента и технологий, который активно работает на создание деловой репутации ведущих компаний. К нему относятся: технологии производственных процессов, этика и эстетика производства, кадры предприятия и культура обслуживания. 
Паблик рилейшнз представляет собой многогранную деятельность по организации общественного мнения о предприятии, в том числе форму рекламной работы с широким привлечением средств массовой информации (прессы, радио, телевидения), направленную на создание популярности фирмы (или отдельного лица). 
9.5.3. Принципы создания деловой репутации фирмы (предприятия)

Основными принципами создания деловой репутации предприятия являются следующие: 

  1. опора на концепцию развития, или «миссию предприятия»;
  2. постоянство усилий по созданию имиджа;
  3. организация службы имиджа.
Опора на концепцию развития, или «миссию предприятия»

Известно, что наибольшего успеха чаще добиваются те предприятия, которые создают специальные подразделения или приглашают специалистов, отвечающих за проведение коммуникационной политики. Следует всегда помнить девиз: «Правильная организация мероприятий по созданию деловой репутации предприятия гораздо важнее их финансирования».

Некоторые правила создания деловой репутации предприятия:

  1. Образ фирмы, сконструированный специалистами, и ее репутация, закрепившаяся в сознании потребителей, должны соответствовать друг другу.
  2. Создаваемый образ должен основываться на реальных возможностях и достоинствах фирмы.
  3. Имидж должен быть оригинальным, простым, понятным, легко запоминающимся и распознаваемым.
  4. Образ фирмы обязан быть пластичным и, оставаясь неизменным в воспроизведении потребителей, оперативно изменять форму в ответ на изменения экономической, социальной, психологической ситуации, моды и т.д.

В оценке эффективного имиджа (деловой репутации) в бизнесе можно выделить две большие и динамичные группы показателей. К первой относятся показатели доверия, ко второй – показатели привлекательности (рис. 9.14).

 


 

 

 

 

 

 

 

  1. Подготовка и использование бизнес-плана.

В последние годы понятие «бизнес-план» широко вошло в предпринимательскую практику и получило столь же широкую трактовку. «Бизнес-план – это целевой, программный, системный документ, структурированный по определенным разделам и представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако  все эти фирмы постоянно прорабатывают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг). Фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над освоением новых видов продукции, переходом на новые поколения изделий и т.д.  Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточных собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения инвестиций для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяются требования к будущему производству.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"