Цех как форма организации ремесла в средневековом городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе. Задачи:
1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;
2) выявить особенности взаимоотношений между мастерами и учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Цех как форма организации ремесла в средневековом городе
1.1 Причины возникновения цехов
1.2Функции цехов
1.3 Цеховая регламентация
Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье
2.1 Борьба мастеров с подмастерьями
2.2 Борьба цехов с патрициатом
2.3 Разложение цехового строя
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Цех как форма  организации ремесла в средневековом  городе

1.1 Причины возникновения  цехов

1.2Функции цехов

1.3 Цеховая регламентация

Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье

2.1 Борьба мастеров с  подмастерьями

2.2 Борьба цехов с патрициатом

2.3 Разложение цехового  строя

Заключение

Список источников и литературы

 Введение

В результате отделения ремесла  от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян в Западной Европе в Х - ХШ вв. бурно  росли города нового, феодального  типа. Они являлись центром ремесла  и торговли, отличались по составу  и основным занятиям населения, его  социальной структуре и политической организации.

Производственную основу средневекового города составляли ремесло  и промыслы. На юге Европы, особенно в Италии, отчасти Южной Франции  ремесло развивалось почти исключительно  в городах: их раннее развитие, густота  сети, мощные торговые связи делали нецелесообразными ремесленные  занятия в деревне. Во всех других регионах даже при наличии развитых городских ремесел сохранялись  и сельские - домашние крестьянские и профессиональные деревенские  и домениальные. Однако повсюду городское  ремесло занимало ведущие позиции. В городах работали десятки и  даже сотни ремесленников одновременно. Только в городах достигалось  наиболее высокое для своего времени  разделение ремесленного труда: до 300 (в  Париже) и не менее 10-15 (в мелком городе) специальностей. Только в городе имелись  условия для совершенствования  мастерства, обмена производственным опытом.

В отличие от крестьянина  городской ремесленник был почти  исключительно товаропроизводителем. В своей личной и производственной жизни он был гораздо более  независим, чем крестьянин и даже сельский ремесленник. В средневековой  Европе было множество городов и  ремесленных слобод, где мастера  работали на свободный, для своего времени  широкий, нередко международный  рынок. Некоторые славились изготовлением определенных сортов сукон (Италия. Фландрия, Англия), шелка (Византия, Италия, Южная Франция), клинков (Германия, Испания). Но ремесленник социально был близок к крестьянину. Изолированный непосредственный производитель, он вел свое индивидуальное хозяйство, основанное на личном труде и почти без применения наёмного труда. Поэтому его производство было мелким, простым. Кроме того, в большинстве городов и ремесел по-прежнему господствовала низшая форма товарности, когда труд выглядит как продажа услуг по заказу или найму. И лишь производство, нацеленное на свободный рынок, когда обмен становится необходимым моментом труда, составляло наиболее точное и перспективное выражение товарности ремесленного производства. Наконец, особенностью городской промышленности, как и всей средневековой жизни, была ее феодально-корпоративная организация, соответствовавшая феодальной структуре землевладения и общественному строю. С ее помощью осуществлялось внеэкономическое принуждение. Оно выражалось в регламентации труда и всей жизни городских тружеников, которая исходила от государства, городских властей и различных местных общностей; соседей по улице, жителей одного церковного прихода, лиц сходного социального положения. Наиболее совершенной и распространенной формой таких внутригородских объединений стали цехи, гильдии, братства ремесленников и торговцев, которые выполняли важные экономические, социальные, политические и социокультурные функции.

Ремесленные цехи в Западной Европе появились почти одновременно с самими городами: в Италии уже  в Х в., во Франции, Англии и Германии с XI - начала XII в., хотя окончательное оформление цехового строя с помощью хартий и уставов происходило, как правило, позднее.

Цеха сыграли важную роль в развитии товарного производства в Европе, в формировании новой  общественной группы - наёмных рабочих, из которых впоследствии сформировался  пролетариат.

Поэтому исследование проблемы возникновения цехов как организации  ремесла в средневековой Европе является актуальным.

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой  организации ремесла в средневековой  Европе.

Задачи:

1) раскрыть основные причины  возникновения цехов, их функции,  особенности цеховой регламентации;

2) выявить особенности  взаимоотношений между мастерами  и учениками и подмастерьями  в средневековых цехах, между  цехами и патрициатом.

Политическая и социально-экономическая  история средневековых городов  Западной Европы являлась темой многих исследований, в которых также  нашли своё отражение проблемы возникновения  цехов как формы организации  ремесла в средневековом городе. Вопросы возникновения и развития средневековых городов Западной Европы, развития и организации в  них ремесла представлены в трудах таких признанных медиевистов, как  А. А. Сванидзе, С.М. Стам, Стоклицкая - Терешкович В. В., Д. Э. Харитоновича, А. Л. Ястребицкая и др.

Из новейших исследований наиболее обобщающим является сборник  трудов отечественных урбанистов "Город  в средневековой цивилизации  Западной Европы". Издание охватывает период от возникновения средневековых  городов до конца XV века и освещает различные аспекты.

Проблемам возникновения  и развития ремесла в отдельных  городах средневековой Европы посвящены  работы: выдающегося учёного начала ХХ века Н. П. Грацианского (парижские  ремесленные цехи), Л. А. Котельниковой, В. И. Рутенберга (в городах Италии), Г.М. Тушиной (в городах Франции), А. Л. Рогачевского (в городах Германии) и др.

Помимо исследований, в  работе были использованы различные  источники.

 

Подъём городов, развитие ремесла требовали правовой регламентации  отношений как между различными цехами, так и внутри цехов. Цеховые порядки фиксировались в специальных регламентах, статутах, уставах; обязательства между мастерами и учениками, подмастерьями закреплялись договорами.

В данной работе были использованы отрывки из "Книги обычаев" - регламента ремесленных гильдий  Лондона, цехового устава ткачих шёлковых изделий, договора о найме ученика, заключённого в Кёльне в 1404 году.

В архивах городов сохранились  различные документы, рассказывающие о борьбе мастеров с подмастерьями, о борьбе цехов с патрициатом.

В работе используются отрывки  из документов, хранящихся в архиве Страсбурга: "Призыва к забастовке, обращённого подмастерьями - скорняками Вильштета к подмастерьям - скорнякам Страсбурга", "Послания Констанцкого городского совета".

Перипетии борьбы мастеров и  подмастерьев, цехов и патрициата нашли отражение в хрониках. Мы использовали отрывки из "Кёльгофской хроники", из "Аугсбургской хроники".

 Глава 1. Цех как форма  организации ремесла в средневековом  городе

1.1 Причины возникновения  цехов

Средневековые цехи - "объединения  городских ремесленников одной  или нескольких специальностей".

Появление цехов было обусловлено  достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным образцом для  организации городского ремесла  отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Единицей цеха был его  полнолравный член - мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками - учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий коллектив  мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие  не переходило из рук в руки, а  делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном  обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Позтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а  на выпускаемой продукции, различаемой  по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.

 

Основными причинами образования  цехов явились следующие: городские  ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители  нуждались в определенном объединении  для защиты своего производства и  доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников  или постоянно прибывавших в  города выходцев из деревни, от ремесленников  других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в  условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

Причины возникновения цехов, таким образом тесно связаны с их функциями.

1.2 Функции цеховой организации  ремесла

 

Однойиз главных функций  цехов стало утверждение монополии  на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang - цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

 

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько  учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной  из важных функций было регулирование  отношений мастеров с подмастерьями  и учениками. Мастер, подмастерье  и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное  прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал  стать членом цеха. Первоначально  каждый ученик со временем мог стать  подмастерьем, а подмастерье - мастером.

 

Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей. Поэтому  важная задача цеха - регулирование  не только производственных, но и человеческих отношений. "Слово "цех" происходит немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова " гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слово "пир" - не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".

 

Цехи - не везде, но там, где  они добились официального положения  в коммунах, - являлись единицами  городского самоуправления, по цехам  организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха - обеспечение  пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство  цеха следило за благонравием своих  членов, особенно подмастерьев, требовало  незапятнанной репутации, наблюдало  за брачными связями, развлечениями, одеждой  и украшениями мастеров, их жен  и подручных.

 

Цех жестко регламентировал  производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала  доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.

 

Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в  недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в  очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут  покупать больше, у кого-то будет  ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и  конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

 

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась  для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также  организацией взаимопомощи, обеспечивая  поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или  смерти кормильца.

 

Принудительное равенство  внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи - например, ювелиры - были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

 

Практически любое явление  времен средневековья - государство  и сословия, болезни и стихийные  бедствия, грехи и добродетели - имели  своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного  патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого  объединялись в околоцеховые организации - братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому - покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.

 

Цехи объединяли горожан  для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная  боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий  и битв.

 

Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

 

Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства.

Информация о работе Цех как форма организации ремесла в средневековом городе