Формы организации предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение форм организации предприятий.
В рамках достижения поставленной цели целесообразно решение следующих задач:
1. определение понятие и оценка сущности организации
2. рассмотрение основных форм организации предприятий
3. оценка влияния форм организации предприятий на их организационную структуру
4. перспективные направления развития организаций

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГИНАЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Понятие и сущность организации 5
1.2 Жизненный цикл организации 7
1.3 Современные направления функционирования организаций 12
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 14
2.1 Модели формирования предприятий 14
2.2 Формы организации предприятий 19
2.3 Формы организации малых предприятий 27
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ 30
3.1 Понятие и сущность организационной структуры, ее зависимость от формы организации 30
3.2 Виды организационных структур 34
3.3 Виды производственных структур 37
4. Перспективы развития форм организации предприятий 47
4.1 Интеграция форм организации предприятий 47
4.2 Требования к построению организаций будущего 54
4.3 Основные свойства организаций будущего 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Файлы: 1 файл

Формы организации предприятий.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)


CoolReferat.com

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Любая организация –  это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор  людей и работ еще не представляет собой организацию. Для того чтобы  произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в форме организации и организационной структуре.

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются  и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую  систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей - организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

Формирование эффективных систем менеджмента возможно лишь на основе применения эффективных форм его  организации, узаконивающих методы управления. От применяемых форм организации, реализуемых в конкретных структурах, зависят формы планирования, распределения работ, а так же способы координации работ и определение вклада каждого функционального подразделения в процесс достижения целей организации.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение форм организации предприятий. В рамках достижения поставленной цели целесообразно решение следующих задач:

    1. определение понятие и оценка сущности организации
    2. рассмотрение основных форм организации предприятий
    3. оценка влияния форм организации предприятий на их организационную структуру
    4. перспективные направления развития организаций

Поставленные задачи будут выполнены путём анализа  экономической литературы.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГИНАЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

    1. Понятие и сущность организации

Теория организаций  призвана ответить на вопросы –  зачем необходимы организации, как они создаются, почему члены организации действуют так, а не иначе.

Организация - сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели [7, с.3].

Проанализируем это  определение. Под словами “сознательно координируемое” необходимо понимать управление. Под “социальным образованием” необходимо понимать то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой. Под понятием “ с определенными границами” понимается то, что имеет организация относительно определенные границы, так как они могут меняться со временем.

Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия.

Управление организацией – специфический вид деятельности по определению целей, разработке механизмов их достижения и координации труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям.

Для организации характерны следующие принципиальные моменты:

  • комплексность,
  • формализация,
  • соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает  степень дифференциации в рамках организации, она включает уровень  разделения труда (специализации), количество уровней управления в иерархии организации, а также степень территориального распределения частей организации.

Под формализацией понимается заранее разработанные и установленные  правила и процедуры производственного  поведения работников. Каждая организация  самостоятельно определяет уровень  формализации.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых принимаются управленческие решения. Принятое соотношение определяет тип организационной структуры управления.

Организации проектируются заранее, чтобы сформировать структуру для достижения целей. При проектировании организации ее обычно представляют как организм, который будет действовать рационально, целенаправленно, имеет цель и совершенствует методы ее достижения.

Следует различать теорию организации и организационное  поведение. Объект в теории организации – макроуровень, он описывает организацию в целом и ее части и то, как обеспечить ее эффективное функционирование. Объект в организационном поведении – это микроуровень, где поведение индивидуумов и групп рассматриваются с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации, статус, руководства, общения, конфликта. Это две научные дисциплины, дополняющие друг друга.

Каждая организация  имеет свое предназначение – миссию.

Миссия организации  – это выраженные словесно образ  и предназначение организации в долгосрочном периоде.

Миссия:

  • представляет собой базис, опорную точку для определения ее целей,
  • позволяет сформировать ясные и непротиворечивые цели,
  • объединяет усилия работников по достижению целей,
  • необходима для получения поддержки со стороны внешней среды.

Основные вопросы, которые  отражаются в формулировке миссии организации:

  • предлагаемые продукты (услуги),
  • место в системе рыночных отношений,
  • цели организации,
  • технологии (процессы),
  • философию организации (взгляды, ценности),
  • внутреннюю концепцию (сильные стороны),
  • внешний образ, имидж ( ответственность перед обществом).

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей – выживания, роста, увеличения доходности.

Цели организации могут  быть охарактеризованы с разных точек зрения: по периоду установления: стратегические, тактические, оперативные; по содержанию: экономические, организационные, социальные, технические, политические, научные; в зависимости от среды: внутренние, внешние; по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие; в зависимости от степени измеримости: количественные, качественные; в зависимости от структуры организации: маркетинговые, инновационные, производственные, финансовые, кадровые, административные. Кроме того, цели организации могут меняться в зависимости от этапа жизненного цикла организации [4, с.15].

 

    1. Жизненный цикл организации

 

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и иногда прекращают свое существование. Ни одна организация не живет без изменений. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, чтобы оценить, насколько принятый стиль руководства соответствует фактическому этапу развития.

Жизненный цикл организации  – это система предсказуемых  изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течении определенного  времени. Это говорит о том, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, причём переходы от этапа к этапу являются предсказуемыми [7, с.21].

Жизненный цикл организации  непосредственно связан с жизненным  циклом продукции. Жизненный цикл продукции  – это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых  отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Различают полный жизненный цикл продукции, а также жизненный цикл в сфере производства и сфере потребления.

Организации имеют некоторые  исключительные характеристики, которые  требуют определенной модификации  понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки может быть следующим:

1. Этап предпринимательства.

Организация находится  в стадии становления, формируется  жизненный цикл продукции. Цели являются еще не четкими, творческий процесс  протекает свободно, продвижение к следующему этапу зависит от ресурсов.

2. Этап коллективности

Формулируется миссия организации. Коммуникации сохраняются не формальными, структура организации уточняется. Члены организации демонстрируют высокие обязательства перед организацией, перед коллективом.

3. Этап формализации  управления

На этом этапе упор делается на стабильность, отрабатываются стандартные процедуры управления организацией. Формируются органы управления, возрастает роль высшего звена управления

4. Этап выработки структуры

Организация увеличивает  выпуск продукции, расширяет рынок  оказания услуг. Выявлены новые возможности  развития. Организационная структура отработана. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка

Спрос на продукцию меняется, рынок насыщается , идет жесткая конкурентная борьба. Руководители - в поиске путей удержания рынка. Растет число конфликтов в организации, идет сокращение штатов. К руководству чаще приступают новые люди, которые вводят централизованный механизм принятия решений.

Следует отметить, что на первом этапе при создании организации, когда свободно протекает творческий процесс, организация стремится к устойчивости. Ключевую роль играет анализ сложившейся ситуации. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими методами (табл. 1.1).

Таблица 1.1 -Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы

Цель

Методы

Результаты

1. Выбор товара или  услуги

Определить нишу на рынке

Изучить объемы продаж и  удовлетворенность спроса (ёмкость  ранка), а также возможности вытеснения товара с рынка

Возможный объем продаж товара

2. Оценка действий  конкурентов 

Определить возможности  конкурентов для занятия данной ниши на рынке

Изучить работу аналогичных  предприятий: технологию, организацию, затраты, снабжение, сбыт, связи

Определение доминирующего  фактора конкуренции

3. Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые  ресурсы и возможность их получения

Изучить возможности  создания технологии, обеспечения сырьем, материалами, помещением, капиталом

Формирование системы исходных условий

4.Анализ общего окружения

Определить значимость внешних факторов

Изучить состояние государственно-политических, экономических и др. факторов

Определение темпов изменения  значений факторов


 

Чтобы перейти ко второму этапу – росту – необходимо выбрать тип управления в зависимости от условий, от решаемых задач. Тип может быть оперативным или стратегическим. Главным критерием при выборке типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между стабильностью и инновациями.

Зрелость организации (третий и четвёртый этапы) заключается в том, что упор делается на стабильность и инновации, увеличивается выпуск продукции, расширяется рыночная ниша. На этой стадии важно вносить коррективы в структуру управления организацией, упразднять органы, выполнившие свою задачу, вводить новые подразделения [3, с.24].

Наиболее характерные  симптомы развала организации на стадии упадка (пятый этап):

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию, усложняет ее формы;
  • увеличивается конкуренция поставщиков;
  • повышается роль цены и качества;
  • возрастает сложность управления;
  • снижается прибыльность.

Выше был рассмотрен один из подходов к пониманию жизненного цикла организации. В литературе рассмотрены и другие формы разбиения жизненного цикла организации на этапы. Например:

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течении первых лет после возникновения организации. Из мировой практики известно, что большое число небольших организаций терпет неудачу в течении первых лет возникновения. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течении первых двух лет, четыре из пяти в течении пяти лет своего существования.

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется несистемно, рывками, организация набирает силу, налаживается планирование, прогнозирование, расширяется прием на работу, усиливается координация и контроль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – подразделения дают прибыль, используются должностные инструкции, вводится нормирование, начинают проявляться тенденции к бюрократизму, идет борьба за власть.

Расцвет сил. Идет сбалансированный рост прибыли. В организации стабильность, проходит внедрение инноваций, регулярно совершенствуются все элементы, у персонала управления – высокая квалификация, темпы роста ускоряются, организация начинает переоценивать свои успехи и возможности.

Полная зрелость. Организация действует сама по себе, царит благодушие. Уровень доходов приемлем, однако темпы роста замедляются. Симптомы руководством не принимаются во внимание.

Информация о работе Формы организации предприятий