Цех как форма организации ремесла в средневековом городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе. Задачи:
1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;
2) выявить особенности взаимоотношений между мастерами и учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Цех как форма организации ремесла в средневековом городе
1.1 Причины возникновения цехов
1.2Функции цехов
1.3 Цеховая регламентация
Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье
2.1 Борьба мастеров с подмастерьями
2.2 Борьба цехов с патрициатом
2.3 Разложение цехового строя
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

 

"Сердечный привет, добросовестные  дорогие друзья-подмастерья из  цеха страсбургских скорняков!  Мы просим вас, дорогие друзья-подмастерья,  чтобы вы прекратили работу  в Страсбурге до тех пор,  пока мастера не согласятся  соблюдать наши старые обычаи  и грамоты, скрепленные печатями. Если же вы не сделаете того, о чем мы просим, то знайте, что все добрые подмастерья  поставят вам это в вину и вам придется отвечать за это… Мы надеемся, что вы не пойдете против всех добрых подмастерьев и не дадите уговорить себя. Если бы это случилось, то подмастерья лет 10-20 не забыли бы вам этого. Упаси вас бог от этого. Делайте нам то, что вы хотели бы, чтобы мы делали вам. Порядки же, которые хотят ввести наши мастера, не существуют нигде: ни в немецких, ни в итальянских, ни в языческих странах. Мы, подмастерья, должны крепко держаться друг за друга. Ибо мастера других городов поддерживают страсбургских мастеров…".

 

В противовес союзам подмастерьев городская знать в свою очередь  вступала в сговор. Приводим послание из Южной Германии, адресованное городскому совету Страсбурга, датируемое 1410 г.

 

"Дальновидным, мудрым, отличным, дорогим и добрым друзьям. Наперед  и навсегда выражаем вам нашу  готовность к оказанию любезностей  и услуг. Отличные добрые друзья, доводим до вашего сведения, что  с некоторых пор подмастерья-портные,  работавшие у нас, начали устраивать  различные порядки, направленные  против нас и мастеров-портных.  Мы отменили эти порядки и  заставили подмастерьев отказаться  от них. Кому это не было  угодно, тому предоставлялось уехать (из Констанца). Случилось так, что ушедшие от нас приехали к вам. И вот ваши подмастерья-работники налагают наказания и штрафы на тех, которые остались у нас, и снимают подмастерьев с работы. Это нам кажется несправедливым и может привести нам и всей страны большое горе. Как друзья мы сердечно просим вас подумать об этом деле и приложить все старания к тому, чтобы у вас произвести изменения в этом смысле, чтобы вы и мы и ваши и наши мастера-портные были избавлены от таких новшеств и от такого дурного поведения работников…".

 

Подмастерья выдвигали экономические  требования: повышения заработной платы, уменьшения рабочего дня; они прибегали  к таким острым формам борьбы, как  забастовка и бойкот наиболее ненавистных  мастеров.

 

2.1 Борьба цехов с патрициатом

 

Борьба городов с сеньорами  в подавляющем большинстве случаев  привела к переходу в той или  иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к  тому времени существовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами

 

всех горожан, полностью  использовала ее результаты лишь верхушка городского населения (патрициат): домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же, купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.

 

Во Фландрии XIII в. и в Северной Италии XIV в. ремесленное производство, в первую очередь сукноделие, рассчитанное на экспорт, давало настолько высокий доход, что часть городского патрициата предпочла ростовщичеству и откупу городских монополий организацию ремесла. Характерный пример такого патриция-организатора ремесла - Йехан Боинброк из Дуэ, который девять раз был советником в родном городе. Он умер в 1285 г., оставив огромное состояние, в значительной мере недвижимость. Боинброк покупал шерсть в Англии, привозил ее в Дуэ в мешках, раздавал на прядение крестьянкам в деревни. Затем пряжа поступала ткачам, которые номинально были свободными, но находились в хозяйственной зависимости от Боинброка. У него имелась собственная красильня. Перед смертью он приказал своим душеприказчикам оплатить его долги и загладить его проступки. Тут собрались жалобщики, и с их слов был составлен пергамен длиною в 5,5 м, перечислявший злоупотребления советника из Дуэ.

 

Патрициат (наследственная городская  аристократия) представлял собой  узкую, замкнутую группу, которая  не допускала в свою среду новых  членов. Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство - все находилось в руках городских верхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.

 

Но по мере того, как развивалось  ремесло и крепло значение цехов  ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В XIII-XIV вв. эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти  во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер.

 

"Кельгофская хроника" 1499 г. свидетельствует о расправе патрициев с ткачами в Кёльне. Название "Кельгофская хроника" произошло от имени Иоанна Кельгофа, владельца типографии, где она была напечатана. Автор, имя которого осталось неизвестным, при составлении хроники Кёльна (до ХV в.) использовал различные материалы, в том числе воспоминания, рассказы, памфлеты, местные хроники, акты и грамоты из архива Кельна и другие источники.

 

"Кельгофская хроника" явно написана сторонником патрициата. Хроникер выступает против ткачей, которые свергли в городе власть патрициата и захватили в свои руки городской совет:

 

"Ткачи… очень хотели  попасть в совет, хотя это  не подобало им ни по происхождению,  ни по положению. Устранив из  совета лучших и мудрейших, они задумали создать в Кельне новый совет…

 

Странно и чуждо было видеть в Кельне таких членов совета…

 

Это совет был выбран в 1370 г. …и просуществовал год и три  месяца. Ткачи же думали, что он будет  существовать вечно…

 

Совет [старый] собрался вместе с … братствами (т.е. с другими  цехами)…Они стали советоваться друг с другом…как им свергнуть эту власть. Совет и другие выдвинули предложение разбить цех [ткачей] в уличном бою и всецело подчинить его себе…Они столкнулись, и произошел большой бой…

 

Господа со своим знаменем и братством ходили по улицам и  хватали ткачей силой; но они нашли  немногих: ткачи обратились в кротов и залегли под землей. На другой день городские власти проследовали с братствами и городским знаменем вверх по Проточной улице с  трубами и флейтами, и за ними следовало много благонамеренных  людей, и, где только они могли  схватить ткачей, они убивали их тут же на улице. Они отыскивали их и в их домах, в церквах и  в монастырях; они не щадили никого, ни старого, ни малого. Зазвонили в  колокол у св. Марии. Тогда началось бегство: все, кто мог бежать, бежали.

 

Гнали жен и детей ткачей из города вон, и дума взяла себе их наследие, дом и двор, и все  их достояние… Большая часть вожаков, которые подняли восстание и  были виноваты, бежали через ворота…".

 

В других городах в результате борьбы цехов с патрициатом власть переходила к цехам, например, в Аугсбурге. Об этом свидетельствует "Аугсбургская хроника" 1368 г.

 

"В 1368 г… в воскресенье  вечером все ремесленники вооружились,  заняв ворота города, и всю  ночь шествовали по улицам. На утро в понедельник все пришли в Перлах с 24 знаменами. Два бургомистра…созвали совет… Члены старого и нового советов явились в ратушу, в большую залу совета, которая была заполнена до самых дверей.

 

Ремесленники послали  к совету [своих представителей]. Держал слово… Вейс и сказал, что ремесленники желают иметь цеховое правление и что это послужит на пользу и к чести города. Он потребовал ключи от набатного колокола, печати и городскую книгу. Все это было дано. Все советы пожелали примирения. Было послано за членами всех советов, которых было 87. Все они явились и вместе с Малым советом отправились на перлах, где находились ремесленники. Там пришедшие должны были принести с поднятыми пальцами присягу, которую граф Фегелин произнес за всех.

 

Было обсуждено и решено на особых совещаниях, что их клятва вынужденная, ибо все случившееся  тайно подготовлялось и совершилось  не публично по доброй воле совета, принуждению, а потому клятву не следует держать…".

 

В одних городах, где ремесленное  производство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция  и др.). В других, где ведущую  роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского  союза). Но и там, где побеждали  цехи, управление городом не становилось  подлинно демократическим, так как  верхушка наиболее влиятельных цехов  объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливала  новое олигархическое управление, действовавшее  в интересах наиболее богатых  горожан (Аугсбург и др.).

 

2.3 Разложение цехового  строя

 

Цеховая организация ремесла  в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу. До определенного  времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя  было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда  в форме выделения новых ремесленных  цехов, расширения ассортимента и повышения  качества производимых товаров, совершенствования  навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров.

 

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную  роль.

 

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения  и не вежде достигла завершенной  формы. Место цеха нередко занимала общность ремесленников - соседей, которые  зачастую имели общую специальность (отсюда обычные в городах всей Европы Гончарные, Колпачные, Плотницкие, Кузнечные, Сапожные и т. п. улицы). Во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло. Однако и там имели место регламентация  производства, защита монополии городских  ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления.

 

В XIV - XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм, стремление увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать техническим  усовершенствованиям из-за боязни конкуренции  превратили цехи в тормоз прогресса  и дальнейшего роста производства. По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки  цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось  имущественное и социальное неравенство. Владельцы крупных мастерских начали давать работу более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами  и получали готовые изделия. Из среды  прежде единой массы мелких ремесленников  и торговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая  мелких мастеров.

 

Расслоение внутри цехового ремесла выражалось также в разделении цехов на более сильные, богатые ("старшие", или "большие") и  более бедные ("младшие", "малые") цехи. Так происходило в первую очередь в наиболее крупных городах: Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др. Старшие цехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их, так что члены младших цехов подчас устраивали свою экономическую и правовую самостоятельность и фактически превращались в наемных рабочих.

 

В положение угнетаемых со временем попали также ученики и подмастерья.

 

По мере обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения  начали открыто выступать против стоящей у власти городской верхушки, в которую теперь во многих городах  входила наряду с патрициатом  и цеховая верхушка. В эту борьбу включалось и городское плебейство - самый низший и бесправный слой населения. Лишенные определенных занятий  и постоянного местожительства  деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословной структуры.

 

В XIV - XV вв. низшие слои городского населения поднимают восстания  против городской олигархии и  цеховой верхушки в ряде городов  Западной Европы: во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, отражавших наиболее острые социальные противоречия внутри средневекового города, значительную роль играли наемные работники.

 

Ремесленные города XIV в., таким образом, были охвачены сложными и острыми противоречиями. С одной стороны, зарождались движения цеховых мастеров против патрициата, с другой - выступления "тощего народа", требовавшего уравнения в правах с полноправными членами цехов. "Тощий народ" ждало большое будущее: из него предстояло развиться пролетариату современного мира".

 

Таким образом, в социальной борьбе, развернувшейся в средневековых  городах Западной Европы, можно различить  три основных этапа. Сначала вся  масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее  же развернулась борьба городских низов  против богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии.

 

 Заключение

 

Рассмотрев проблемы организации  ремесла в средневековом городе, мы пришли к следующим выводам.

 

Появление цехов было обусловлено  достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства.

Информация о работе Цех как форма организации ремесла в средневековом городе