Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:20, шпаргалка

Описание работы

1.Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии.
Для Аристотеля бытие – главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. Такой же характер имели теории атомов у Демокрита и идей у Платона. Аристотель, Демокрит и Платон рассуждали о том, о чем у них не было никаких опытных данных. Правда, рассуждения Демокрита легли в основу научной гипотезы, которая стала катализатором последующего развития естествознания. Под влиянием естествознания в XVIII в. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем не возможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 120.07 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

 

18.Гуманизм и  проблема человеческой индивидуальности. Ренессансный идеал человека. Социально-политические  концепции Возрождения (Т.Мор, Н.Макиавелли)

То что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и, в конце концов, люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Социально-политические идеи эпохи Возрождения представлены в трудах Николло Макиавелли и Томаса Мора. Макиавелли считал, что в мире людей всегда одинаково много добра и зла. Мораль подчинена целям политики. Религия - неотъемлемая часть общественной жизни. Национальное государство - это цель, которая спасет отечество. Для достижения цели допустимы варварские средства.

Т. Мор в книге «Утопия» изобразил наилучшее устройство государства, в котором нет частной собственности, все граждане трудятся, разумно отдыхают.

 

19.Социокультурные  предпосылки формирования философии  Нового времени.

В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступают в полосу радикальных перемен. Начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти. Европейские державы неуклонно превращаются из феодальных княжеств в централизованные буржуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают уделять развитию науки и техники все больше внимания.

Формирование капиталистической системы хозяйства усиливало потребность в научных исследованиях прикладного, практического характера. Мануфактура, в отличие от средневекового ремесла, представляла собой тесную кооперацию работников, выполнявших точно определенные функции в расчлененном на отдельные операции процессе производства. Рациональность мануфактуры измерялась значительным ростом ее производительности. Несмотря на то, что до промышленной революции мануфактуру XVII в. отделяло целое столетие, роль механизмов в производстве неуклонно возрастала. Появились пружинные и маятниковые часы, позволявшие более точно показывать время, было усовершенствовано водяное колесо мельницы – основного двигателя мануфактурного производства. В этих условиях возникают новые формы организации научной деятельности, ориентированные на опытное познание природы с целью достижения новых, практически значимых истин – Академия тайн природы в Неаполе (1560), Лондонское королевское общество (1660), Королевская академия естественных наук в Париже (1666).

Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел. Ее основоположниками были Г. Галилей (1564 – 1642), который, наряду с выдающимися открытиями в области астрономии, выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции и свободного падения тел, определил изохронность колебаний маятника; и И. Ньютон (1643 – 1727), сформулировавший основные законы классической механики, в частности, закон всемирного тяготения и теорию движения небесных тел.

Во-вторых, неуклонно совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Постепенно были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление. Успехи классической механики и математики приводили к тому, что натурфилософский гилозоизм мыслителей Возрождения, в основе которого лежала аналогия между живым организмом и природой, уступил место опытно-аналитическому выявлению конкретных причин изменения материальных тел. Сформировалась геометрико-механистическая, количественная картина мира, в которой устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством гигантского часового механизма. К концу XVII столетия европейская наука окончательно приобрела вид экспериментально-математического естествознания, а классическая механика стала образцом рационального объяснения всех явлений универсума, включая общество и человека.

Научные знания и технические изобретения стали оцениваться с позиций непосредственной пользы для государства и благосостояния людей. Соединение естественных наук с запросами производства, практической жизнью общества привело к десакрализации образа природы. Стремление господствовать над ее силами, опираясь на достижения научно-технического прогресса, подчинять их воле и интересам человека приобрело вид доминирующей ценностной ориентации европейского сознания XVI – XVIII вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Эмпиризм в  философии Нового времени (Ф. Бэкон). Сенсуализм Дж. Локка.

Философия Нового времени охватывает период XVI - ХУШ вв. Это время характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые научные задачи и приоритеты в философии. Развитие науки в этот период, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей знания в собственно философии.

Что же касается мыслителей, которые определили облики содержание самой философии в это время, то в XVI - XVII вв. было множество великих философских имен и систем: Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц. При этом продолжается старая, идущая еще от Средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII в. предстают как эмпиризм и рационализм.

Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Фрэнсис Бэкон. В своих исследованиях он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер, а высшая цель науки - господство человека над природой. Бэкону принадлежит ставший знаменитым афоризм: «Знание - сила». Истинно научное знание, в отличие от магического, добывается через опыт и подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия является инструментом господства над другими людьми, наука же должна приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи которой человек способен изменять природу, является научное знание.

Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Индукцию он связывает с анализом выделением простейших элементов. Философ различает обычную, повседневную и научную индукцию. Для индукции как для научного метода важна правильная организация наблюдения и эксперимента, а также умение получать и правильно обрабатывать фактические данные. Разработанный Бэконом индуктивный метод в противовес узкому эмпиризму, идущему от одного частного опыта к другому, позволяет, по мнению ученого, открывать достоверные истины и законы природы.

Бэкон признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Предварительным началом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений («идолов»). Одни из них порождаются склонностями ума, присущими всему человеческому роду; другие - склонностями, свойственными отдельным группам ученых и даже отдельным лицам; третьи коренятся в несовершенстве и неточности языка; четвертые - в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных воззрений возможен переход к истинному методу науки, которая, по Бэкону, должна быть рациональной переработкой фактов опыта.

Бэкон выступает против средневековой схоластики. Существо новой логики Бэкон определяет как науку, которая «учит и наставляет разум», которая «исходит не только из природы Уме» но и из природы вещей, которая и везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами.  Прогрессивная роль метода Бэкона была высоко оценена последующими философами. Хотя сам Бэкон не был естествоиспытателем-экспериментатором, но, активно пропагандируя свой метод, он сыграл большую роль в развитии именно этого направления в науке.

 

21.Рационализм. Учение  Р. Декарта.

Французский математик и философ Рене Декарт поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Декарт был глубоко убежден, что на истину «...натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ». При этом он отталкивался от принципа «очевидности», при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного «света разума». Это предполагало отказ от всех суждений, принятых на веру.

Главными вопросами философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяются на всякое знание, приводит к утверждению возможно достоверного знания. Французский мыслитель считает самосознание той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание.

Метод научного познания Декарта называется дедуктивно-рационалистическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления, расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем - движения мысли от простого к сложному. И не нужно полагать человеческому уму, говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Выдвинутый им критерий истины состоит в ясности и очевидности знания, что во многом содействует отчетливости мышления.

Последовательная ориентация на математику, поднятую до статуса «всеобщей математики», позволила Декарту обобщить те приемы мышления, которые применялись в различных областях математического знания, и сформировать основные правила своего метода. Эти правила таковы:

1) допускать в качестве  истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми;

2) расчленять «каждую сложную  проблему на составляющие ее  частные проблемы и задачи»;

3) переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, от простого к сложному;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"