Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:20, шпаргалка

Описание работы

1.Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии.
Для Аристотеля бытие – главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. Такой же характер имели теории атомов у Демокрита и идей у Платона. Аристотель, Демокрит и Платон рассуждали о том, о чем у них не было никаких опытных данных. Правда, рассуждения Демокрита легли в основу научной гипотезы, которая стала катализатором последующего развития естествознания. Под влиянием естествознания в XVIII в. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем не возможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 120.07 Кб (Скачать файл)

Апория «Дихотомия» говорит следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек.

Другая апория - «Ахиллес и черепаха», может быть самая парадоксальная, - также свидетельствует о том, что движения не существует. Допустим, что движение существует, представим себе, что наиболее быстрый бегун Греции Ахиллес пытается догнать черепаху. Ахиллес бежит за черепахой и оказывается в точке, где была черепаха в момент начала им движения. Но черепаха за это время тоже прошла какое-то расстояние. Ахиллес опять попадает в ту точку, где находилась черепаха, но она уходит еще дальше. Ахиллес достигает и этой точки, но черепаха опять продвинулась вперед и т.д. В конце концов, Ахиллес черепаху никогда не догонит. Он все время будет стремиться к той точке, в которой только что находилась черепаха, а она с меньшей скоростью, но будет уходить.

Третья апория - «Стрела» - утверждает, что поскольку летящая стрела в каждый момент времени занимает какое- то место в пространстве, т.е. в каждый момент времени покоится в каком-то месте пространства, то и состояние движения есть смена состояний покоя. Поэтому можно сказать, что за все время полета стрела покоилась, а не летела.

 

 

 

10.Сущность сократического  переворота в философии. Сократ  и софисты.

Около 450 г. до н. э. в греческой философии начался так называемый антропоцентрический период. Оно было связано с обращением философии к человеку и выражалось в отчетливой постановке этико-политических вопросов. Человек стал предметом изучения не только в качестве мыслящего, но и в качестве действующего существа. Этот поворот большинство исследователей истории философии связывают с именем Сократа, который «спустил философию с небес на Землю».

Сократ считал, что записанное слово убивает истину, оно что-то утверждает, но не может ответить на возникающие вопросы. Истину содержит только живая мысль, поэтому Сократ излагал свои многочисленные мысли в диалогах с согражданами. Таким образом, ведущим методом в познании истины для Сократа была диалектика в ее традиционном, буквальном понимании - искусство задавать вопросы и отвечать на них, тем самым открывая путь к истине. В силу ряда обстоятельств, среди горожан сложилось мнение, что Сократ, подобно софистам, губит юношество и представляет собой опасность для общества.

Сократа всегда очень интересовали этические вопросы. Одно из главных положений Сократа гласит: «Познай самого себя». До Сократа философия развивалась лишь как философия природы. Человек размышлял о том, что существует вне его, и поэтому приходил к противоречивым положениям. Сократ предложил людям исходить из другого принципа, ведь еще элеатами, а впоследствии Демокритом было доказано, что чувства могут обманывать. И если чувства обманывают, а истина все же существует, то искать ее следует не посредством чувственного познания. Истину мы можем постичь лишь через самопознание.

Понимая, что существует объективная истина, и пытаясь доказать это людям, Сократ пришел к еще одному выводу, люди творят зло по неведению, потому что они не знают истины; если бы люди знали истину, то они стали бы творить только добро. Таким образом, по Сократу, знание есть добродетель, а добродетель есть знание. Мудрый человек никогда не станет творить зло, ибо он может отличить его от блага. Этот принцип лежит в основе рационалистической этики Сократа. Кроме этого, этика Сократа гуманистична, потому что он верит в то, что человек по природе не склонен ко злу, а допускает его исключительно от неумения отличить дурное от хорошего.

Согласно Сократу, добро является всеобщим понятием. Следовательно, концептуальный анализ всеобщих понятий добра, счастья, блага и т.д. является важным для правильной, добродетельной жизни. Любое отдельное действие оценивается путем его соотнесения с этими универсальными этическими понятиями. Всеобщность этих понятий гарантирует как истинное знание, так и объективную мораль.

 

11.Философия Платона. Учение об идеях. Миф о пещере. Концепция человека, учение о  душе. Этика и политика.

Платон был первым философом, который создал полноценную философскую систему, состоящую из онтологии, гносеологии, антропологии, этики и социальной философии.

Онтологию Платона составляет так называемая «теория идей». Он разделяет сократовскую уверенность в существовании абсолютной истины, в том, что критерием всего является не человек, а объективная истина. И то, что люди могут друг с другом спорить, могут доказывать и аргументировать свои позиции, подтверждает уверенность в том, что истина существует.

Платон устанавливает объективное существование абсолютной истины в виде идей. Идея является нематериальной, вечной сущностью. Эта концепция приводит нас к раздвоению мира. В одной его части существуют конкретные предметы, доступные нам с помощью органов чувств, а в другой - бессмертные, вечные идеи - сущности всех вещей. Эти миры получили названия «мир идей» и «мир вещей». Очевидно, что эти миры взаимосвязаны. Платон говорит, что любая вещь «мира вещей» есть несовершенная копия соответствующей идеи, так как ее совершенство заключено в ее идее, идея бессмертна, а вещь конечна. Тогда «мир вещей» есть несовершенная копия совершенного «мира идей». Вещь возникает тогда, когда идея оставляет свой отпечаток в материи, как в пластилине. Материя мыслится Платоном как слепая, бескачественная, бесформенная субстанция, которая получает определенность, благодаря идее. Материя без идеи есть небытие.

Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия «идея» - это цель развития, идея как идеал. Человек тоже стремится к какому-то идеалу. Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т.е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора. Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что, кроме идеи, она причастна еще и к материи. Материя есть небытие и источник всего плохого, в частности зла.

Для того чтобы проиллюстрировать свое учение об идеях, Платон в диалоге «Государство» излагает свой знаменитый миф о пещере. Представим себе круглую пещеру, говорит Платон, в которой сидят люди спиной к входу. Люди прикованы так, что повернуться не могут. В центре пещеры горит костер. Зададимся вопросом, что видят эти люди? Очевидно, что они видят на стене тени предметов, которые проходят мимо входа в пещеру: тени птиц, людей, повозок и проч. Платон говорит о том, что «мир теней» на стенах пещеры есть наш материальный мир, а мир за пещерой, где существуют реальные вещи, является «миром идей». Отсюда понятно, что тени не есть первичная реальность, а значит, не является ею и мир вещей в целом.

Теперь представим себе, что одного человека расковали и вывели за пределы пещеры. Этот человек, не видевший ничего, кроме теней, поймет, что все то, что он считал раньше реальностью, на самом деле есть только ее подобие, несовершенный образ. Если мы поместим человека обратно в пещеру, то он уже будет знать, что этот мир ненастоящий, несовершенный, и будет стремиться выйти из пещеры. Отсюда еще один важный смысл мифа о пещере. Платон однозначно говорит о том, куда должен стремиться человек, желающий познать истину: он должен стремиться к познанию идей. Стремление к совершенству неразрывно связано со стремлением познания истины. Таким образом, Платон формирует идеал мудреца - человека, стремящегося к благу и совершенству.

Следующей ключевой идеей в философии Платона является учение о душе. Душа, по Платону, бессмертна. Платон развивал идеи Пифагора о метемпсихозе, т.е. учении о переселении душ. Со смертью человека душа не умирает, а устремляется в мир идей, где созерцает божественные сущности, а по прошествии некоторого количества времени воплощается в новом теле. Нетрудно заметить, что душа у Платона является идеей тела, а значит, и человека вообще, следовательно, она бессмертно. Платон говорит о том, что любое явление имеет свою противоположность. Противоположности взаимодействуют блага или справедливости. Вообще, идея блага у Платона является наивысшей идеей, так как она выступает в качестве конечной цели развития мира: все в мире стремится к благу и совершенству.

Учение о триединой структуре души служит у Платона фундаментом его учения о государстве. Государство состоит из отдельных людей; оно, по представлению Платона, некий мегачеловек, надчеловек. Посему совершенное государство напоминает по своей структуре структуру души. Если в человеческой душе три начала, то и в идеальном государстве должно быть три рода людей. Если в человеке главенствует разумное начало, то этот человек является философом, и он управляет государством; если яростное - то он страж и защищает государство; если вожделеющее - то человек будет ремесленником, он должен работать и не вмешиваться в дела стражей и философов.

Конечно же, такого государства нет, но его можно построить. Платон излагает, как это возможно. Такое государство можно построить тогда, когда люди поймут, что управлять ими должны философы. Но поскольку пока управляют те, кто не знает, что такое истина, и преследуют свои корыстные интересы, то и получается не истинное, не справедливое государство, а такое, где люди не могут быть счастливы. Счастливым может быть только государство, управляемое философами. Если счастливо государство, то счастливы и граждане. Для того, чтобы такое государство существовало и функционировало, необходимо соответствующее воспитание граждан. Стражи и правители-философы должны вести правильную политику в области деторождения, чтобы не рождались больные и увечные дети. Государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин, которые будут рождать здоровое потомство. Детей тут же надо отделять от родителей, так как семья, по мнению Платона, есть причина многих зол и бед в нашем мире. Семья претендует на обладание какой-нибудь собственностью, а дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, от этого и возникают различные противоречия. Если же ребенок не будет знать своих родителей, то он, выходя на улицу, в каждом мужчине может предполагать своего отца, а в каждой женщине - свою мать, и он ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением. Соответственно, и взрослые будут любить всех детей. Больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять, чтобы они не мешали счастливому росту государства. Семья не должна существовать. Дети должны жить отдельно, мальчики и девочки воспитываться одинаково, поскольку отличие их состоит только в силе. Женщины впоследствии могут быть и стражами, и философами, т.е. выполнять те же обязанности, что и мужчины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Аристотель как  основатель античной научной  картины мира. Онтологические взгляды  Аристотеля, учение о материи, форме, движении и причинности. Аристотель  о сущности человека. Этика и  политика Аристотеля.

Аристотель - один из выдающихся представитель философской мысли античности. Все знание Аристотель делит на три типа, три группы: знание практическое, творческое и теоретическое. Практическое знание включает в себя этику, экономику и политику, т.е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Практическое знание — знание ремесленника, творческое знание. Теория — созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку теоретическое знание является знанием свободного человека. Практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. Теоретическое же знание предназначено для самого знания, поэтому оно наиболее высокое, ценное, свободное. Поскольку в мире есть одно полностью свободное существо — Бог, то и теоретическое знание является одновременно божественным знанием, наиболее достойным Бога. Человек, обладая теоретическим знанием, сам уподобляется Богу. Теоретическое знание - это знание об общем, поскольку разум дает понятие об общем, а чувственное о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т.е. главной целью теоретического знания является благо.

Философию главную область теоретического знания - Аристотель называет теологией, т.е. богословием, учением о Боге. Онтология Аристотеля строится на учении о четырех причинах, лежащих в основе мира: сущностная причина; материальная причина; деятельная причина; целевая причина.

На основании этого Аристотель пытается ответить на вопрос о сущности вещи. Он критикует учение Платона об идеях и пытается самостоятельно ответить на этот вопрос. Аристотель указывает, что сущность должна обладать двумя критериями, которые он заимствовал у Платона. Сущность должна быть познаваема умом и существовать отдельно. При этом ни материя, ни род, ни всеобщее не могут являться сущностью вещи. Материя не может являться сущностью вещи, поскольку она, хоть и существует самостоятельно, непознаваема. Род и всеобщее не существуют самостоятельно. Самостоятельно существует только наш материальный, чувственный мир. Никакого мира идей в том виде, в каком его описывал Платон, Аристотель не признает. Материальный мир для Аристотеля — это мир реальный, но существующий благодаря четырем причинам, главным образом благодаря сущности; тому началу, что дает источник существования и познаваемости этого мира. То есть именно сущность и существует самостоятельно, именно она является источником существования мира, и именно она позволяет этот мир познавать. Материя не может быть этим источником, не могут быть сущностью род и всеобщее, т.е. наиболее общие категории. Поэтому Аристотель делает вывод, что сущностью вещи является ее вид.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"