Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:20, шпаргалка

Описание работы

1.Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии.
Для Аристотеля бытие – главная философская проблема, и ею должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. Такой же характер имели теории атомов у Демокрита и идей у Платона. Аристотель, Демокрит и Платон рассуждали о том, о чем у них не было никаких опытных данных. Правда, рассуждения Демокрита легли в основу научной гипотезы, которая стала катализатором последующего развития естествознания. Под влиянием естествознания в XVIII в. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем не возможна. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 120.07 Кб (Скачать файл)

По Фрейду бессознательные много наших желаний и стремлений. Довольно часто бессознательное проявляется наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в любых фактах нашего поведения. По Фрейду психика человека есть взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсвидомого, сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, который отвечает сути человеческой психики, а сознательное - лишь особой интуицией надстройкой над бессознательным. Фрейд создал триелементну модель личности. "Оно" - глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", природными и социальными институтами. "Сверх - Я" внутри личное совесть, возникает как посредник между "Оно" и "Я" за счет постоянно возникающего конфликта между ними.

"Сверх - Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты родителей, авторитетов. Глубинный слой человеческой психики, по Фрейду функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. Непосредственно сексуальное влечение Фрейда изначально рассматривал как основу первичных влечений. Позже он его заменяет понятие "либидо", которое постигает все сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к родине. Напоследок он выдвинул гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", которое стремится преодолеть бессознательные влечения и направить их в русло социально одобрено поведения с помощью "Сверх - Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами, страстями и управлять ими в реальной жизни. Задачей психоанализа по мнению Фрейда, заключается в переводе бессознательного материала человеческой психики в область сознания и подчинить его своим целям. Одним из влиятельных направлений современной психологии является неофрейдизм. На его становление большое влияние оказали идеи Юнга, Э. Фромма.

Юнг критиковал учение Фрейда и создал свою аналитическую психологию. По Юнгу бессознательное это не только субъективное и индивидуальное, а коллективное бессознательное. Юнг различал такие архетипы коллективного бессознательного: психическое соотношения инстинктов, спонтанное порождение образов, чистый формообразующих элементов восприятия. Анализируя формы взаимодействия компонентов психики Юнг выделил: растворение личного элемента психики в коллективном бессознательном (восточная религия) экспансия "Я", подавления коллективного бессознательного (европейские религии). Э. Фромм превратил психоанализ Фрейда в социальную философию.

В центре социально-философской теории Фромма лежит психологическая модель человека, развитие как результат приспособления человека к конкретной социально-экономической ситуации. Основной идеей Фромма является создание идеального общества, в котором направленность на владение меняется направленности на бытие. Функцией нового общества есть создание человека, характер которой определяется отказом от собственности ради бытия, высшей целью жизни является всестороннее развитие и отказ от эксплуатации. Исторические изменения по Фромму, это результат противоречия между человеческими потребностями и возможностями их удовлетворения в конкретном обществе. Социальную перспективу способны раскрыть люди с идеями гуманизма, их функция - просвещение.

 

38. Новые подходы  к социальной реальности в  постструктуралистской- постмодернистском контексте (К. Леви-Стросс) и постструктурализме (М. Фуко)

Теоретики различных направлений стремились развивать основы научной социологии. Тогда становятся привлекательными идеи структурализма, принципы позитивизма в исследовании социальных процессов, явлений, событий. Направленный на формирование системы абстрактных понятий для точного аналитического изучения социальных процессов и явлений, структурализм использовался для создания моделей социальной жизни. В сфере системы структурализма анализировались все формы структур человеческого разума, общества, природный мир. Структурализм использовался для поиска универсальных и неизменных законов жизни человека, действующих на всех уровнях - от простых до самых развитых. Принципы структурализма широко использовались французским социологом Клодом Леви-Стросом в антропологии - науке о происхождении человека. По мнению Клода Леви-Стросса, создаваемые социологами модели различных социальных миров выходят из общего источника - человеческого разума. Структура человеческого разума определяет все формы, системы, создаваемые людьми. Мифы различных примитивных обществ тождественны, сходны. Тождественные, подобные и системы коммуникации, воспитания, процессы обмена и т.п.. Разумеется, все системы строятся на логической структуре разума и все они определяются общими законами. Особенно выделяется значимость объект объективно существующих структур, а не субъективных реакций на них людей. Сосредоточивается внимание на изучении и выяснении объект объективных структур продуктов человеческой деятельности, а не на их субъективных значениях и оценках. Объективные структуры является внешним по отношению к суб объектов жизнедеятельности, и ставится цель устранить человека из центра анализа, предлагая вместо этого сосредоточиться на объект объективных структурах, в частности на логической структуре разума. По логике результаты человеческих взаимодействий - нормативные системы - выступают вторичными, не сдают объект объективной структуры и не определяющие в теории. Напротив, нормативные системы определяются базовыми, о объективными структурами социальной жизни. Для выяснения объект объективной структуры и анализа обществ социальных процессов и явлений Клод Леви-Стросс предлагает варианты исследовательской стратегии, которые дают возможность раскрыть базовые ментальные структуры, невозможно исследовать непосредственно, а только через ряд опытов реального мира.

В семидесятые годы XX века. определенной реакцией на экзистенциализм, т.е. создание нового мировоззрения, соответствующего интересам буржуазии и философии жизни феноменологии Гуссерля, религиозно-мистическом учению К Кьеркегора, в социологическом мышлении стали развиваться идеи структурализма. Интерес к проблеме языка становится общим в структурализме. Рассматривая язык как единую базу для познания, а также для действий и существования, представители постструктурализма стремились оперировать тестовыми отражениями мира. Постструктурализм доказывает, во-первых, что теоретические знания является дискуссионная форма, порождающая тесты, во-вторых, эмпирическая реальность способна толковать теоретические знания (статистические данные, опросы и др.)., В-третьих, содержание эмпирических тестов зависит от того, с каких позиций теоретические тесты читаются, в-четвертых, изучение эмпирических тестов ведет к пониманию того, что происходит в мире, и, В-пятых, толкование социальной общности. В отличие от сторонников позитивизма, постструктурализм считает мир таким, каким есть, и поэтому стоит найти общие принципы и законы существования мира, изучать его отличия. Это сближает постструктурализм с постмодернизмом. Предполагалось сосредоточения на социологическом анализе процессов социальной жизни, не в роли отдельных действующих лиц, которые формируют общество, а на анализе объект объективных структур общества. Такой концептуальный подход находит подтверждение представителя постструктурализма, французского социолога Мишеля Фуко. Концепцию "археологии знаний" Мишель Фуко противопоставляет истории и истории идей. Идеи "археологии знаний" шлифовались на раскопках истории психиатрии и др.. В XIX в. научная психология вырастала из различения безумие и разума, процесс которого берет начало с эпохи Возрождения и др..

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"