Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

       Историки считают Анаксагора (ок. 500-428 до н.э.) первым ученым-профессионалом. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное влияние принципа всеобщей текучести сущего. Но этому принципу противостояло убеждение, что сущее вечно и неуничтожимо. В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что "все есть едино", Анаксагор утверждал: "Все есть многое"; но масса стихий сама по себе хаотическая. Анаксагор различал материал. и нематериал. начала сущего и определял последнее по аналогии с разумн. духом человека. Мыслитель объяснил природу затмения Луны.

    Атомизм. Представители Левкиппом (V в. до н.э.) и Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э.) Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит усматривал объяснител. принцип в осмыслении сути вещей и событий. Демокрит признавал бытие Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов. Не осуждал стремление к богатству, но осуждал приобретение его бесчестным путем.

     Софисты – древнегреч. учителя философии. Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Он говорил об относит-сти всякого знания, доказывая, что каждому утверждению м. б. с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Софисты учили физике, астрономии, математике, красноречию - всем искусствам и наукам.

В своем труде "О  природе" Горгий доказывает3 положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В рез-те он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Продик проявлял исключит. интерес к языку, к проблемам синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов, также анализировал проблему омонимии.

Софисты были первыми  преподавателями и исследователями  искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классическая  философия Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель). Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Сам Сократ ничего не писал, предпочитал все высказывать в устной форме. Предметом его рассуждений являлось человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как было у предшественников. Большое внимание уделял этике, тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. Сократ руководствовался двумя принципами: «познай самого себя» (т.е. поиск настоящего знания и принципов, по которым лучше жить, поиск добродетели и знания) и «ни один человек ничего не знает достоверно, и только мудрец знает, что он ничего не знает». Резко критиковал софистов за бесплодность их учений.


Сократ впервые начал  использовать индуктивные доказательства (в процессе анализа определенного  числа вещей или отдельных  суждений можно сделать общее  суждение через понятие), что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Сократ прославился  как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного  как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать "лучшим", т.е. опытным, честным, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: "Худшее - это большинство!"

Платон (427-347 до н.э.) Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Он родоначальник объективного идеализма, т.к. принципы идеализма, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им последовательно и глубоко. Учение о бытии в основном изложено в диалогах «Государство», «Парменид», «Софист», «Федон», «Федр». В основу учения о бытии Платоном положено три субстанции: единое, ум и душа. Единое трактуется как основа всякого бытия и действительности. Единое не имеет никаких признаков, по которым можно было бы определить его сущность. О едином ничего определенного сказать нельзя. Это не подвластно человеческому разуму. Можно сказать одно: «если единое не существует, то и иное не существует». Первопричиной всякого сущего у Платона выступает ум. Душа (которая делится на «мировую душу» и «индивидуальную душу») выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама, а по воле Бога. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. Душа, по Платону, - бессмертная сущность. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова "диалог" - искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. "Идеальное государство", по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования. Симпатии Платона были на стороне царской власти. Он ратует за умеренность и средний достаток, осуждая чрезмерное богатство и крайнюю бедность.

Аристотель (384-322 до н.э.) - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!" Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Недалеко от Афин Аристотель организовал учебное заведение Ликей, где он обучал учеников философии. Назовем некоторые работы, по которым можно составить представление о его научных интересах: «Категории», «Физика», «О небесных явлениях», «О душе», «Политика», «Метафизика».

Исходя из признания  объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была "сущность", или "субстанция", а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

По его убеждению, Бог  есть первая причина движения, начало всех начал.

Идея души. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Аристотель является основоположником логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия ("не противоречь сам себе") и закон исключенного третьего ("А или не-А истинно, третьего не дано").

Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег  в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию.

Происхождение общественной жизни, формирование государства Аристотель объяснял не божественными, а земными причинами. Государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, а цель его существования – достижение блага людей. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение (т.е. неправильные формы правления) от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Философия  стоицизма, эпикуреизма, скептицизма  и неоплатонизма.В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, войнам, политической нестабильностью отмечается своеобразие школ и направлений. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Киники. Наиболее видные представители школы киников - Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н.э.) и Диоген – ученик Антисфена (ок. 400 - ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма..

Скептицизм. (от греч. skeptukos - рассматривающий, исследующий, критикующий). Основателем скептицизма считают Пиррона (360-270 до н.э.). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

В то время интерес  к философии и вообще к теоретическим  проблемам резко падал. Философов  больше интересовал не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как  надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа («атараксия»).

Эпикуреизм. Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341-270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.). Цель философии Эпикура – не изменение мира, а приспособление к нему. Эпикур развивал идеи атомизма. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного "удара" и "отскакивания" атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Мыслитель выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место для случайности.

Лукреций Кар, римский  поэт, философ, как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих  из тончайших атомов. Однако он считает, что Вселенная не сотворена Богом. Боги, по его мнению, не вмешиваются  в дела людей. Согласно Лукрецию, материя  существует вечно, она не является материалом для нематериальных сил. Материя состоит из атомов. Лукреций вслед за Эпикуром считал душу телесной, она рассматривается как носительница разума. Душа, по его мнению, гибнет вместе с телом.

Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона на Кипре (ок. 333-262 гг. до н.э.). Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтому уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Цицерон, Сенека, Марк Аврелий - это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

Ранние стоики в своих идеях бытия следовали античной традиции. Они исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира - это огненная и воздушная пневма (смесь огня и воздуха). Они определяли бога как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир. В теории познания ранние стоики исходили из признания познаваемости мира. Источник познания они видели в ощущениях и восприятиях. Огонь – первоисточник всего (как  и у Гераклита). Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет. Страсть – источник зла.

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121-180; римский император с 161 г. н.э.) был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. (Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.) Богатство для него – это жизнь. Отстаивал идею текучести жизни. Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Бог не отделен от мира, он - душа мира, благодетельное провидение. Владение собственностью-это иллюзия, т.к. она может быть отнята.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет  свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели. Свобода для знаменитого мыслителя Сенеки (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Этика стоиков призывала скорее к терпению, чем к надежде. Придерживались мнения о том, что философия делится на этику, логику и физику. Для Сенеки богатство, заработанное честным путем, предпочтительнее бедности, т.к. дает возможность помогать людям. Богатство – это испытание. Резюме: В логике, по учению стоиков, опыт есть единственный источник познания; в физике есть только одно начало - живая разумная стихия; вселенная есть живое тело, все члены кот. разумно согласованы; но сама по себе материя бесформенна и бескачественна, лишена жизни и движения; она оживляется творческой разумной силой, кот. ее проникает (логос, разум мира или Божество).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"