Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

Марксизм также впервые  делает практику центральной категорией философии, и понимает ее как совместное целенаправленное преобразование людьми материальной действительности, природной  и социальной. «До сих пор философы только различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», – пишет Маркс. Марксистское понимание практики и марксистский рационализм обусловили позитивную нравственную ориентацию этого учения. Оно рассчитывает на сознательное соединение усилий людей для достижения власти над природными и социальными стихиями, в результате чего жизнь каждого человека должна постоянно улучшаться. В свою очередь, такое улучшение должно сгладить социальные конфликты. Практика выступает в марксизме также как высшая цель познания и высший критерий истины. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос», – писал Маркс. Подобно Сократу, марксизм соединяет практическую ориентацию философии с требованием объективной истины, но при этом стремится к союзу с естествознанием и техникой.

Главный недостаток всего  прежнего материализма марксизм видит  в его метафизичности (в смысле недиалектичности), и в связанном  с этим непонимании роли практики. Именно практику, а не те или иные свойства человеческой природы, он считает материальной основой общественной жизни. На этом основана марксистская концепция исторического материализма. Старый материализм терпел неудачу в попытках объяснить исторический процесс, поскольку не знал материи кроме природы, и оттого бесплодно пытался свести закономерности истории к законам природы. Преодолев эту ограниченность, марксизм тем самым преодолевает противоположность объективного и субъективного и создает целостную систему рационального мировоззрения на подлинно научной основе.

 

15. Философия  позитивизма (О. Конт, Дж. С. Милль,  Г. Спенсер)+

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, "положительного" (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

Конт  Огюст (1798-1857). Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии (именно он ввел в научный оборот термин "социология"). На воззрения Конта непосредственное влияние оказал А. Сен-Симон, секретарем которого он был в течение ряда лет. Вслед за ним он разрабатывал идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, которыми определяется все развитие общества. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая стадия - метафизическая, она заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями. Основная задача этой стадии - критическая, разрушительная. Она подготавливает третью и последнюю стадию - позитивную, т.е. научную стадию, на основе которой возникает настоящая наука об обществе, содействующая его реальной организации, - позитивная философия, имеющая своим средоточием социологию. Социологию Конт разделял на социальную статику, которая имеет дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, которая призвана изучить динамику исторического развития человечества. На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в "практическую науку" преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

Милль Джон Стюарт (1806—1873), англ. философ-позитивист, экономист и обществ. деятель. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865—68 чл.палаты общин, где поддерживал либеральные и демократич. реформы. Мировоззрение М. складывалось под влиянием политэкономии Д. Рикардо,утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его филос. взгляды изложены в «Обзоре философии сэра Вильяма Гамильтона...». (1865, рус. иер. 1869), где М. с позиций феноменалистического. позитивизма возражает англ. априористам. Всё знание, по М., проистекает из опыта, его предметом являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний. Разделяя ряд филос. и логич. установок позитивизма Конта, М. отвергал его социально-политич. доктрину, в к-рой усматривал систему духовного и политич. деспотизма, игнорирующую человеч.свободу и индивидуальность. Осн. соч. М. «Система логики» содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, дедуктивном (силлогистич.) умозаключении и индукции.  этике («Утилитарианизм»)М. исходит из концепции опытного происхождения нравств. чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно к-рой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В обществ. жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравств. чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению «наибольшей суммы общего счастья».

Спенсер Герберт (1820-1903). Английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, родоначальник органической школы в социологии. Его социологические взгляды в определенной мере являются продолжением социологических воззрений А. Сен-Симона и О. Конта. Идея историзма, на которую он опирался в своей философии, применительно к социологии предстала как идея органической эволюции. Трактуя общество как организм по аналогии с биологическим организмом, он истолковывал классовое строение общества, наличие в нем различных институтов также по аналогии с различными органами организма, выполняющими свои особые функции (например, голова уподоблялась правительству, сосудистая система - транспорту и т.д.). Основным законом социальной эволюции Спенсер считал выживание наиболее приспособленного общества, каковым, с его точки зрения, выступало общество, разделенное на классы. Спенсеру не чужда идея социального прогресса, который воплощается у него в механизме единения дифференциации и интеграции, что должно автоматически обеспечивать преодоление социальных противоречий. В связи с этим он отрицательно относился к социализму и революции, рассматривая последнюю как болезнь общества.

Если вдуматься в суть позитивизма  во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает (у кого в большей, у кого в меньшей степени) на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути (и предмету, и методу) является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). +


Прагматизм – своеобразная реакция  на многовековое развитие западной философии, которая к концу XIXв. В англосаксонском мире была представлена наиб. зримо неокантианцами,неогегельянцами и неотомистами. Основн. идеи прагматизма впервые высказал Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) – амер философ, логик, математик и естествоиспытатель. Пирс искал твердую опору в целесообразном поведении. Конечной инстанцией познания признавались поступки людей, совершаемые с определ. целями. Познавательная ясность достигается не во впечатлениях, не в мыслях и даже не в практич. действиях,а лишь в том, в чем преследуются некоторые цели. Недостаточно быть всего лишь деятельным, практическим чел-ком, следует добиваться достижения цели и определ. образом относиться к этой цели.Статьи Пирса "Как сделать наши идеи ясными", "Определение веры" послужили первоисточником амер прагматизма. Философ. воззрения Пирса сочетают две противоп тенденции: позитивистскую (эмпирическую) и объективно-идеалистическую, идущую от Платона и Ф. Шеллинга. Он отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Вслед за И. Кантом он утверждал, что исходным пунктом познания выступает "видимость". По Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмот-я всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых м.б. опровергнута контрпримерами. Он опровергал механистич детерминизм и отводил большую роль "творчеству случайного" в движении и развитии сущего. Дух не только рационализирует мир, но также вносит в него любовь и гармонию, неотделимую от творческой свободы. Истина в трактовке Пирса - ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания. Истинность знания является надежным условием результативной практики. Полезность определяет значение истины, ее надежность. Практический интерес - причина нашей заинтересованности в искании истины.Высшее воплощение духа - Бог, к которому человек обращен всеми своими духовными силами - чувством совершенства, любовью и верой. Рациональные доказательства бытия Бога бесполезны, в поведении человека всегда есть рационально необъяснимый, непознаваемый "остаток", направляемый верой. Пирс - один из основоположников математической логики и семиотики. Уильям Джеймс (1862-1910) - американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джеймсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. В значительной мере история философии есть история своеобразного столкновения человеческих темпераментов. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок. Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них - "мягкий": рационалист, оперирующий "принципами", интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик; другой - "жесткий": эмпирист, оперирующий "фактами", сенсуалист, материалист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. Но мы хотим посредствующей системы: рационализм дает религию без фактов, эмпиризм дает факты без религии, мы же хотим соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности. Такой посредствующей системой является прагматизм, который способен оставаться религиозным, подобно рационализму, и в то же время сохранить интимнейшую близость с фактами.Воззрения Джеймса являют собой своеобразное сочетание эмпиризма с идеалистическими и даже мистическими тенденциями. Признавая невозможность объяснения явлений сознания из мат факторов, он в то же время придавал этим факторам весьма сущ значение. Джеймс отрицал сущ-е бессознат начала в нашей душевной жизни и вслед за А. Бергсоном отстаивал идею единства душевной жизни, борясь против атомистического, внутри-себя-расчлененного ее понимания, столь ярко выраженного, например, в английской ассоцианистской психологии. Огромной заслугой Джеймса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. Он приписывал сознанию такие основные признаки: всякое состояние сознания является состоянием опр личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание), в сознании происходит постоянная смена его состояний ("поток сознания") и он непрерывен; сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия. Ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным.В теории познания Джеймс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих исследованиях он обращается к - конкретному- - к фактам, прежде всего к действиям, к поведенческим актам, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал. Противопоставляя эмпирический метод методу рационалистическому, он создал учение, которое назвал радикальным эмпиризмом. По Джеймсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джеймс абсолютизировал успех, превращая его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания. Прагматисты, в том числе Джеймс, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия, по Джеймсу, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Согласно Джеймсу, мы реально имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет "поток сознания": опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха. По словам Джеймса, ось мира проходит через эгоистические центры человека; быть может, мы находимся в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках: они видят книги и слышат разговор, но не чуют во всем этом никакого смысла.Джеймс унаследовал глубокую веру в Бога от своей семьи. Его религиозные убеждения были демократичны, полны тепла и человеческой доброты. Идея Бога, по Джеймсу, истинна. Она служит удовлетворительно в самом широком смысле слова, и мы вполне можем веровать на основании факта религиозного опыта, говорящего, что "существуют высшие силы, занятые тем, чтобы спасти мир в смысле наших собственных идеалов": в религии заключена истина, ее содержание проникнуто духом разума, нравственности и любви к ближнему. Речь, следовательно, идет об истине, от коей зависит счастье человечества и каждого индивидуума в отдельности. Джеймс считал, что люди м.б. счастливы, исходя из того, что вера в Бога помогает им быть счастливыми. Джеймс защищал принцип свободы воли и идею бессмертия души.Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ, один из виднейших представителей прагматизма. Фундаментал. понятием философии этого мыслителя был опыт, под кот имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мысли Дьюи, философия возникла не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой орг-ции жизнен. опыта, прежде всего уклада соц бытия, кот способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого д стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Отсюда и стержневая идея мыслителя, определяющая суть его философии, - инструментализм. По Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих проблем, должны быть не субъективными и произвольными; они должны отвечать характеру проблемы и поставленной цели, ибо неадекватные средства могут извратить самые лучшие намерения и цели.Итак, по Дьюи, познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории - ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность - критерий не только истинности, но и моральности. Под этим углом зрения Дьюи рассматривал, в частности, и проблемы религии.Дьюи полагал, что предложенный им метод инструментализма пригоден для эффективного решения любых проблем в демократическом обществе. Защиту и обоснование именно такого общества он считал своей главной как социальной, так и моральной целью, а также смыслом своего философствования. Кстати, заметим, что Дьюи был замечательным политическим мыслителем. Кроме того, он внес существенный вклад в разработку идей педагогики и теорию культуры.В заключ. М. сказать, что прагматист не склонен рассуждать о постижимости или непостижимости внутр смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача ч-а закл в том, чтобы наилучшим образом устроиться в жизни, в мире, а задача философии - помочь ему в этом.Давно уже замечено, что принципы прагматизма оказали сущ влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики. Тут, видимо, имеет место взаимод-е инд-соци образа жизни и образа мышления, что нашло свое адекватное выражение и в типе философствования, по крайней мере указанных философов-прагматистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Основные  идеи неопозитивизма (Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) и постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун)

Как особое философс направление, неопозитивизм получил широкое распростр-е в англоязычных странах. Его наиболее известными представителями являются Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.

Теоретич источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания и эмпирич социологии, что впрямую подвело к вопросу о теоретич деят-ти как деят-ти, связанной только с логич языком науки: наука сводится к фиксации, а затем упоряд-ию фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задача науки ограничивается описанием ее языка.

Исходными предпосылками всякого  познания логич. позитивизм считал события и факты, т.е. "чувственные данные", находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объекта. Это сразу же снимало вопрос о сущ-и объективного мира как предмета философс познания и приводило к замыканию философии лишь на познават проблематике логики и логического языка, тем более что логико-математ. язык традиционно считался образцом достоверного знания. Др. принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятий "объективный факт" и "научный факт". Последний понимался как "запротоколированный" в науке с помощью знаковых средств, т.е. как "протокольное предложение". Язык науки в логич. позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. Бертран Рассел (1872-1970) – англ. философ, логик, математик, социолог, публицист и обществ. деятель. Философские взгляды Рассела существенно менялись в теч. его жизни. Некоторое время он увлекался философией Г. Гегеля. Позже занялся разработкой математич. логики и написал знаменитый трехтомный труд "Основания математики". Рассел - один из родоначальников логич. атомизма и неопозитивизма. В более позднем периоде прослеживается стремление Рассела к соединению принципа эмпиризма, согласно которому все наше знание берется из опыта, и убеждения, традиционно исходящего из рационализма. В итоге логика составляет, по Расселу, сущность философии. Характерной чертой его теории познания явилась концепция "знания - знакомства", т.е. идея непосредственного познания в опыте чувств. данных и универсалий; все это выполняет роль "строительных блоков", из котор.строится здание естественно-научного знания. Его близость к неопозитивизму проявилась в обосновании значимости чувственного опыта в научном познании. При этом Рассел в своих воззрениях был близок к воззрениям Д. Юма. Он признавал наличие универсалий в самом чувств. опыте, допуская в этом непоследовательность.

Людвиг  Витгенштейн (1889-1951) – австрийск. философ, логик и математик - развивал идеи лингвистич. философии, разрабатывал проблемы математич. логики, анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире. Витгенштейн выражал уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логического синтаксиса, а философия, по его мнению, должна описывать практику использования логических знаков. Витгенштейн первоначально исходил из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений, а философию рассматривал лишь как критику языка. Эти идеи позднее сменились у Витгенштейна культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания и оказали существенное влияние на развитие так называемой лингвистической философии. Одной из ее задач явл. детальный анализ фактического исп-я естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления.Слава Витгенштейна зиждется на его раннем произведении - "Логико-философском трактате", кот. его друг Бертран Рассел сопроводил вводной статьей. Витгенштейн все искал универсальное уравнение, кот. могло бы дать философии то, что дало математике введение символов.

В своем главном произведении позднего периода - "Философские исследования" - Витгенштейн трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Смысл же философии сугубо "терапевтический" - устранение путем анализа естеств. языка не только философских, но и иных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевания. По Витгенштейну, большая часть предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложна, а просто бессмысленна. На вопросы этого рода нельзя ответить, м. лишь установить их бессмысленность. Поэтому не следует ничего говорить, кроме того, что можно высказать, а это должны быть положения естествознания.

КАРНАП Рудольф (1891—1970), нем.- амер. философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Опираясь на Витгенштейна и Рассела, К. считал предметом философии науки анализ структуры естеств.-науч. знания с целью уточнения осн. понятий науки с помощью аппарата математич. логики. В творч. эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до нач. 30-х гг.) К. активно участвует в Венском кружке и в разработке идей логич. эмпиризма. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций и отрицает мировоззренч. характер философии. Во второй период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксич. связей между предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность науч. обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки. К. развивает теорию логич. синтаксиса, строит язык расширенного исчисления предикатов с равенством и с правилом бесконечной индукции как аппарат для логич. анализа языка науки. В третий период (после 1936) К., занимаясь построением «унифицированного языка науки», приходит к выводу о недостаточности чисто синтаксич. подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е. отношение

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"