Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

     Мир Декарт  делит на 2 вида субстанций –  духовн. и материальную. Духовная субстанция неделима, а материал. делима до бесконечности.

     Достижение  истины Декарт связывал с созданием  метода ее поиска. Он формулирует  метод дедукции (от общего к  частному). Декарт формулирует 4 основных  правила, которыми следует руководствоваться  в познании:

  1. Не принимать за истинное то, что не признается таковым с очевидностью и может дать повод к сомнению.
  2. Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
  3. Познающий субъект должен двигаться от незнания к знанию в определенном порядке – от простого к сложному.
  4. Делать перечни настолько полные…чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (Необходимо быть уверенным, что при разложении затруднений на простые вопросы ничего не было потеряно).

     Одним из важных пунктов в его теории познания явилась теория врожденных идей. Согласно Декарту, врожденные идеи дают нам знание, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и раскрытие его истинности, что затем находит выражение в суждениях.

     Бенедикт Спиноза подобно Декарту стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности и строгой доказуемости философ избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем. Сначала в своем основном труде «Этика» Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы.

     В качестве  субстанции всего сущего Спиноза  выделил божественную природу.  Природа рассматривается мыслителем,  с одной стороны, как природа действующая, а с другой – природа осуществленная. Природа действующая отожествляется с субстанцией или Богом.

     Спиноза  утверждал, что в природе нет  ничего случайного, а есть только  необходимость. Мыслитель не признавал  наличия у человека свободы воли. Однако человек в состоянии быть свободным тогда, когда он действует в соответствии с познанной необходимостью.

     Знание, согласно  Спинозе, является иерархизированным. 

  1. Низший род – знания, основанные на воображении (чувственный уровень познания).
  2. Более высокий род – знание, продуцированное умом.
  3. Самый высокий род знания – опирается на ум, дает истины как плод непосредственного созерцания ума.

     Завершающим  в ряду великих философов XVII в. является Готфрид Вильгельм Лейбниц. По Лейбницу, мир устроен в соответствии с всеобщим порядком, «мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства», в мире действует необходимость, всеобщая связь и изменчивость. В мире существует бесчисленное множество субстанций, «истинные атомы природы» - монады. Монада – нечто нематериальное, она является вечной и неуничтожимой. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. (Лейбниц различает монады, которым присуща только перцепция, т.е. пассивное неосознанное восприятие, и монады, способные на более ясные представления. Последние он определяет как монады-души. Более зрелые монады он определяет как монады-духи, которые способны к апперцепции, т.е. наделены сознанием).

 

10. Философские  взгляды представителей француз. Просвещения (Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвецкий, П. Гольбах).+  Философию XVIII в., доминирующую во Франции, называют философией Просвещения. Эта философия культивировала здравый смысл, состоящий в умении человека самостоятельно мыслить, апеллируя к накопленным в обществе знаниям, расхожей практике и руководству принятыми в дан. среде правилами полученной пользы. Здравый смысл этого времени ориентировал на утверждение частного интереса, «разумного эгоизма», осуждение всего того, что казалось тормозящим движение общества к благополучному состоянию.Большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Вольтер был сторонником Ньютона. В своих сочинениях «Философские письма» и «Метафизический трактат» он отстаивал идеи атомизма и детерминизма.По Вольтеру, движущим фактором истории явл. борьба мнений, опосредующих действия людей. Он считал историю неподчиненной закономерностям. В области этики Вольтер боролся как с учением, настаивающим на врожденности нравственных идей у человека. Наиболее влиятельным мыслителем франц.Просвещения явл Жан Жак Руссо. Значит. вехами в творчестве Руссо, имевшими отнош-е к философии, стали «Рассуждение о происхождении и основаниях нерав-ва между людьми», «Об обществ. договоре», «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза». По мнению Руссо, источником  нерав-ва явл природные задатки, но в цивилиз. обществе существует и соц. нерав-во, которое связано с появлением частной собственности, являющ. причиной всех соц. бед и несчастий.

     Согласно  Руссо, доводы разумного эгоизма  подталкивают людей к заключению  обществен. договора в тот момент времени, когда они переходят на стадию гражданск. состояния. Однако первонач.договор перестал быть истинным, т.к. богачи узурпировали власть и обратили ее себе на пользу. Средством установления нового договора мб революция и даже диктатура, когда отечеству грозит опасность. Однако народный суверенитет и право народа на власть, по мнению Руссо, дб неотчуждаемыми.    Начиная примерно с серXVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философс материализма. Франц. материализм базировал свои выводы на достижениях науки в целом. Этот материализм был атеистическим.   Виднейшими представителями француз. материализма были Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, Д.Дидро, К.А. Гельвеций. Зачинатель француз. материализма XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри изложил основные идеи, которые позже конкретизировались другими представителями этой школы.   Ламетри доказывал, что не только всякая форма движения неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением.    В своем основном философском труде «Человек – машина» он изложил основные принципы механистического материализма. Весь материальный мир – это совокупность механизмов. Человека он рассматривал как машину.     В наиболее систематизированном виде идеи французского материализма изложены в трудах Поля Анри Гольбаха. В основном его труде «Система природы» нашло отражение учение о движении материи. Доказывая неразрывность материи и движения, Гольбах отрицал, что источником движения является Бог. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга.     Дени Дидро называют самым глубоким представителем французского материализма. Он издал «Энциклопедию», в которой он изложил просветительское мировоззрение. Особенность филос. воззрений Дидро – это то, что он стремился на основе диалектических идей проникнуть в природу возникновения и существования жизни. Дидро дальше развил теорию познания материализма, этику и эстетику. У Клода Адриана Гельвеция главным объектом философствования выступают ум человека и он сам. Основные его трактаты так и назывались «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Особое значение Гельвеций придавал проблемам этики. Он показал, что в условиях абсолютной монархии происходит нравственное развращение общества.   В этике Гельвеций как и другие представители французского материализма придерживался теории разумного эгоизма, как в понимании природы личности, так и ее взаимоотношений с другими людьми. Таким образом, для французских материалистов ход истории обусловливался в основном процессом просвещения, знания. Другие факторы, влияющие на развитие общества, остались вне их внимания. Историческое значение философии французского Просвещения заключается в том, что ее представителям удалось глубже и обстоятельнее разобраться в целом ряде философских проблем своего времени. Это в первую очередь относится к пониманию человека и общества, а также проблем онтологии, гносеологии, этики и эстетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Немецк.классич. философия конца XVIII – первой половины XIX вв. (И.Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).+

     Принципиально  новым этапом развития философии  стало творчество немецких классиков конца XVIII – начала XIX вв. И.Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля. Кант, 2 периода:

     1 период – докритический. гипотеза Канта-Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности образующих единую систему.

     2 период – критический. Основные идеи этого периода изложены в «Критике чистого разума», «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Критика способности суждения» и ряде других.

     Кант показал,  что если человек с его разумом  начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного  опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

     Формулируя  и решая эти антиномии разума, Кант выявил особую категорию  всеобщих понятий. Чистый, или  теоретический, разум вырабатывает  такие понятия, как «Бог», «мир  как целое», «свобода» и др.

     Антиномии разума решаются Кантом путем различия мира явлений и мира вещей в себе. Каждый предмет нужно рассматривать двойственно – как элемент мира причинно-следственных связей, или мира явлений, и как элемент мира сущностей, или мира вещей в себе.

     Согласно Канту, вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, поскольку человеческое познание не связано с задачей познания абсолюта. Человек познает не вещи в себе, а явления.

     Кант в  «Критике чистого разума» сформулировал свой знаменитый вопрос «что я могу знать?» и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания.

     Прежде  чем познавать что-то, нужно выявить  условия познания. В качестве  условий познания у Канта выступают априорные формы познания, т.е. не зависящие ни от какого опыта.

     Знание  представляет собой синтез чувственности  и рассудка. «Рассудок ничего  не может  созерцать, а чувства  ничего не могут мыслить. Только  из соединения их может возникнуть знание».

     Всеобщими  и необходимыми формами чувственности  у Канта выступают пространство  и время. Априорными формами   рассудка выступают наиболее  общие понятия – категории  (единства, множества, цельности,  реальности, причинности и др.). Таким образом, человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира.

     «Критика  практического разума» отвечала  на второй фундаментальный вопрос  Канта «что я должен делать?». Кант вводит различие между теоретическим практическим разумом, которое заключается в следующем: если чистый (теоретический) разум «определяет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», т.е. производить нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума – сфера морали. Мораль, по Канту, - основа человеческого существования, то, что делает человека человеком.

     Кант различал  социально ободряемые нормы поведения  и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.

     Иоганн Готлиб Фихте воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимости от согласованности с априорным долгом. Поэтому для него философия выступает прежде всего как практическая философия, в которой «прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе». Основной труд Фихте – «Назначение человека». Фихте указывал на то, что кантовская философия была недостаточно обоснована именно в моменте соединения теоретической и практической частей философии.

     В качестве  основополагающего принципа, позволяющего  осуществить объединение теории  и практики философского подхода к миру, Фихте выделяет принцип свободы. «С человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и поэтому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием». Это философское учение он обозначил как «наукоучение».

     Фихте проводит  четкий водораздел между материализмом  и идеализмом по принципу их  решения проблемы отношения бытия  и мышления. Догматизм (материализм) исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, а критицизм (идеализм) исходит из производности бытия от мышления.  

     Фихте является  представителем субъективного идеализма.  Основа нашего существования  – наше «Я», наше сознание. Субъект творит окружающий мир. Если бы некому было воспринимать, может быть ничего и не было вовсе. Если субъект – единственный, кто осуществляет и воспринимает мир, то фактически он является источником существования мира.

     Огромной  заслугой Фихте является развитие им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Он представляет собой «такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования». (Т.е. 1 этап – утверждение объекта, 2 этап – отрицание объекта, 3 этап – синтез утверждения и отрицания).

     Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг оказался своеобразным связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением гегелевской системы.

     В центре  его философских размышлений – задача построения единой системы знаний посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях.

     В основе  системы лежит представления  «об идеальной сущности природы», основывающееся на идеалистической  догме о духовном характере проявляющейся в природе активности.

     Шеллинг  сформулировал основополагающее  диалектической представление о  том, что «сущность всякой действительности  характеризуется единством противоположных  деятельных сил». Это диалектическое единство Шеллинг назвал «полярностью».

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель исходя из принципа развития дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях и стадиях развития.

     Он является  классическим представителем объективного идеализма. Источник всего – абсолютная идея. Гегель ставит проблему самой сути  перехода от идеального к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, т.е. «сама выйти из себя и ступить в другие сферы».

Этапы развития абсолютной идеи:

  1. Когда еще не было материального мира, абсолютная идея познает саму себя.
  2. Абсолютная идея «разворачивает» из себя природу, материальный мир как свое инобытие. Абсолютная идея, изучая природу, обогащает свое содержание.
  3. После обогащения она возвращается в идеальное состояние на более высоком уровне.

В основе диалектики как  особой модели философского подхода  к миру лежат выделенные Гегелем  основные законы диалектики: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон перехода количественных изменений  в качественные», «закон отрицания отрицания».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"