Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность  истинного, достоверного познания, его  общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Скептицизм —  необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.

Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается  с агностицизмом.

В наиболее последовательной форме агностицизм проявился  и скептицизме Юма. Если древние  скептики не сомневались в существованли  объективного мира, ставя под вопрос истинное и. знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

В отличие от Юма Кант признавал  существование объективного мира (вещей  в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью  возможность познания, ограничивая  его чувственными восприятиями.

Во второй половине XIX и  в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а  также для некоторых естественно-научных  теорий: «физиологического идеализма» «теории иероглифов» и др.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самою познавательного процесса.

  1. Структура познания: диалектика чувственного и рационального. Эмпирическое и теоретическое.

Введение.

 

   Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

 

   Развитие цивилизации  подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

 

   Некоторые ученые  утверждают, что в наше время  все более явственно проступает  процесс становления социальной  целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике.

 

   Проблемы  теории познания в наше время  выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных  проблем, среди которых истина  и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и  др. Они образуют фундамент, опираясь  на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.

 

   Познание  очень важно для человека, так  как иначе невозможно было  бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф.Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».

 

   Следует  отметить, что многие глубокие  проблемы гносеологии до настоящего  момента не до конца выяснены. Дальнейший гносеологический прогресс  сопряжен со значительными будущими  прорывами теоретической мысли.

 

 

 

I. Гносеология.

 

   Гносеология  или теория познания – это  раздел философии, в котором  изучаются природа познания и  его возможности, отношение знания  к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

 

  Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно.

 

   Дадим  определения субъекта и объекта  познания, без которых невозможен  сам процесс познания.

 

   Субъект  познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

 

   С гносеологической  точки зрения можно отметить, что субъект познания является  общественно-историческим существом,  реализующим общественные цели  и осуществляющим познавательную  деятельность на основе исторически  развивающихся методов научного исследования.

 

   Объект  познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания  исследователя. Говоря просто, объектом  познания является то, что исследуется  ученым: электрон, клетка, семья. Им  могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

 

   Иногда  в гносеологии вводится еще  дополнительный термин «предмет  познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

 

 

 

II. Знание и  познание.

 

Знание.

 

   Человечество  всегда стремилось к приобретению  новых знаний. Процесс овладения  тайнами бытия есть выражение  устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества.

 

   Наш разум  постигает законы мира не ради  простой любознательности, а ради  практического преобразования и  природы и человека с целью  максимально гармоничного жизнеустройства  человека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

 

   Термин  «знание» обычно употребляется в трех смыслах:

 

способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности  о том, как что-либо сделать, осуществить  те или иные замыслы;

любая познавательно  значимая информация (в частности  – адекватная);

особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

   Следует  отметить, что второй и третий  пункты данного определения и  являются предметом рассмотрения  гносеологии.

 

 

 

Познание.

 

   Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

 

   Знание  всегда является идеальным образом  действительности. Знать что-либо  – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.

 

   Познание  и знание различаются как процесс  и результат.

 

   В своей  сущности, познание есть отражение  мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением  обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

 

   Из миллионов  познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

 

   Процесс  познания весьма многогранен,  как многогранна и общественная  практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

 

   Познание  различается и своим предметом.  Познание природы ведет к становлению  физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

 

   В познании  большую роль играют логическое  мышление, способы и приемы образования  понятий, законы логики. Также  возрастающую роль в познании  играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.

 

   Следует  отметить, что в процессе познания  человек использует как чувства,  так и разум, причем в тесной  их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.

 

   Научная  истина никогда не лежит на  поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.

 

   Познающий  субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном, одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и творчества.

 

   Творчество  есть специфический человеческий  вид деятельности, в котором реализуется  воля, цель, интересы и способности  субъекта. Творчество – созидание  нового, того, что еще не было  в наличном бытии. С гносеологической  точки зрения научное творчество  представляет собой конструирование научных образов изучаемого объекта. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция.

 

   В недалеком  прошлом считалось, что познание  имеет две ступени: чувственное  отражение действительности и  рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"