Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

последние 15 вопросов.docx

— 112.88 Кб (Скачать файл)

Билет 18

Западная  философия 19-20 веков, иррационализм, психоанализ, позитивизм

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

Шопенгауэр рассматривает  мир в двух аспектах: как представление  и как волю. Весь «существующий  для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта,  Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта.  Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления.  Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.

Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное  напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной  потребности и скукой. Мир –  обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма.  Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

 

Психоанализ. Огромный прорыв Фрейд совершил в  лечении нервных расстройств. Ранее  истерии лечились массажами и считалось, что они свойственны только женщинам, имеющим блуждающую матку. Фрейд же заметил, что зачастую физические заболевания, вызванные истерией, не имеют никаких органических причин, следовательно, эти заболевания появляются на подсознательном уровне, более того, гипотеза о том, что психосоматические заболевания характерны только для женщин также были оспоренны Фрейдом. 
 
До появления работ Фрейда в мировой психологии считалось, что все пчихические процессы, происходящие в личности, человек может осознать сам и полностью проанализировать. Основное же внимание в изучении человека уделялось его физиологии. 
 
Фрейд же, изучая психику человека, опроверг утверждение о том, что никто не может понять психический процесс лучше человека, который испытывает его на себе. Он утверждал, что многие психические явления человек не осознает - они происходят глубоко в психике. Не изучив эту скрытую область психики невозможно понять человека. о чтобы выявить нарушения в психике человека, необходимо полностью проанализировать и осознать все ее самые глубокие слои. Основываясь на своей практике. Фрейд называл сексуальные и психические травмы, полученные в детстве - основными причинами появления психосоматических заболеваний. 
 
Выдвинув гипотезу о том, что личность всегда находится в конфликте с обществом и что поведение людей зависит от психики, а не от развития социума, Фрейд делает вывод, что причиной возникновения психических расстройств является то, что пациент старается подавить свои тайные желания, боясь осуждения общества. Из-за подевления желаний возникают психофизиологические проблемы. То есть, для того чтобы полностью излечиться, человек должен осознать и заново пережить подавленное влечение. Для выявления этих влечений Фрейд предлагал использовать гипноз.Наиболее вытесняемыми влечениями Фрейд называл эротические желания. Он говорил о том, что подавленные желания могут проявляться не только в психических заболеваниях, но и во всех продуктах человеческой деятельности - в искусстве, например. 
 
Позже Фрейд перестает применять гипноз, так как этот метод не приносит желаемых результатов. Вместо этого Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Собственно, эти методы и заложили основу психоанализа. Этот термин он впервые употребил в 1896 году. 
 
Метод свободных ассоциаций состоял в том, что пациент, удобно устроившись на кушетке, говорил все, что приходило ему в голову, не стесняясь самых неприличных, бессмысленных и грубых высказываний, таким образом освобождались те забытые желания и ощущения, которые отсекались сознанием при применении самоанализа, принятым во время критического мышления. В последствии Фрейд скажет, что этот способ работает не всегда. 
 
Вторым методом психоанализа являлось толкование сновидений. Фрейд называл сновидения искаженным образом бессознательных желаний. То есть сон - это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты. Эту теорию он подробно описал в свой первой работе "толкование сновидений" в 1900 году. 
 
В дальнейшем теория психоанализа виоизменялась. К понятию "либидо" добавились также термины Эрос - стремление к жизни и Танатос - стремление к смерти. Танатос является ведущей стратсью и проявляется в агрессии человека. Также появлись понятия "Ид", "Эго" и "Супер-Эго", которые входили в состав личности человека.

сновная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания.Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.

Основоположником позитивизма считается Огюст Конт, полагавший, что современной «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития является то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, основная задача науки — описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из которого могут быть извлечены математические законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать которые невозможно. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

Таким образом единственной формой знания при позитивизме становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) познания. Важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

 

Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с  окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние  на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей.

Кроме того, управление и влияние  со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного  и социально контролируемого  воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют  как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:

  1. дотрудовую;
  2. трудовую;
  3. послетрудовую.

Это деление, конечно, условно, ибо  в одну и ту же стадию (например, трудовую) попадают люди 20-50-летнего возраста, социализация которых существенно  различается.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной:

  1. младенчество (до 1 года);
  2. младший дошкольник (1-3 года);
  3. дошкольник (3-6 лет);
  4. младший школьник (6-10 лет);
  5. подросток (11-14 лет);
  6. ранний юноша (15-17 лет);
  7. юноша (18-23 года);
  8. молодость (23-33 года);
  9. зрелость (34-50 лет);
  10. пожилой (50-65 лет);
  11. старческий (65-80 лет);
  12. долгожитель (выше 80 лет).

Сущность социализации состоит  в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его  члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т.е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т.д.

Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек  становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом  социализации.

Усвоение норм и ценностей происходит не пассивно, оно идет в неразрывном  единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и  самореализацией в обществе. Развитие человека происходит в результате решения  им целого ряда задач. Их можно определить следующим образом: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.

Каждая стадия развития ставит перед  человеком новые типы задач, которые  соотносятся с возрастом. Попробуем  соотнести возраст с типом  задач. Выделяют 3 группы задач, которые  приходится решать человеку:

  1. естественно-культурные – достижение на каждом возрастном уровне физического и сексуального развития (при этом решение задач связано с различными темпами полового созревания, эталонами мужественности и женственности в различных этносах и регионах);
  2. социально-культурные задачи – познавательные, ценностные, смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенные периоды его развития. Эти задачи определяются обществом в целом, регионами и ближайшим окружением человека. Они ставятся на каждом возрастном этапе в сфере познания социальной действительности и в сфере участия в жизни общества. Эти задачи имеют как бы два слоя: с одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества; с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики. Оба эти слоя могут не совпадать, часто противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой могут и не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере – осознаваться искаженно;
  3. социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в сегодняшней жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.

Самоопределение личности предполагает нахождение определенных позиций в  различных сферах активной жизнедеятельности  и выработку планов на различные  отрезки будущей жизни. Самоутверждение  предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Самоутверждение может иметь  разнообразные формы, которые могут  быть как социально приемлемыми, так и социально опасными.

Решение задач, о которых мы говорим, является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-то из этих групп задач или отдельные задачи остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Возможен и такой случай, когда  какая-либо задача, оставаясь нерешенной в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный промежуток времени  «всплывает», что приводит к немотивированным поступкам.

Вот эта необходимость решения  определенных задач побуждает человека ставить определенные цели, достижение которых ведет к решению задач. Важно при этом, чтобы задачи были осознаны адекватно.

Билет 19

Учение о  бытие, материи Бытие - одна из основных философских категорий. Учение о бытии называется онтологией. Бытие означает существование, реальность окружающего нас мира. Ввел эту категорию в философию греческий философ Парменид, понимая под бытием все то, что имеется за миром чувственных вещей, оно есть вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Он считал, что бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно, находится вне пространства и времени.  
     В средние века только Бог считался подлинным бытием. Начиная с Декарта, человек, его жизнь стали восприниматься как единственное подлинное бытие.  
     Выделяются следующие формы бытия:  
     1) бытие вещей, процессов, состояний природы;  
     2) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;  
     3) бытие человека;  
     4) бытие духовного (идеального);  
     5) бытие социального.  
Категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование 
      Одной из фундаментальных категорий философии является понятие материи. 
Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.). В основу мира полагались  те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.  
Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бэкон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское  понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. (Ламетри,  Гельвеций, Гольбах). Философия 17 - 18 в. трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя".   С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала такими свойствами, как протяженность, непроницаемость, тяжесть, масса. Как субстанция материя обладала атрибутами движения, пространства, времени, и наконец способностью вызывать ощущения (Гольбах).  
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские лучи опровергли идею о непроницаемости материи; электроизлучение урана и радиоактивный распад атомов  разрушили идею о неделимости атома. Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушится наука, поскольку "материя исчезает",  считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, что рушится не наука, а старый предел понимания мира.  
Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. Такая формулировка определения материи называется гносеологической, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием и свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, однако неспособно охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте. В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи) являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения). 
Все объекты материального мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы - это системы предметов, объекты вещей. Духовная система - это система ценностей,  идеалов. 
Структурность – внутренняя расчлененность реального мира. 
Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум (или типы материальных систем: неорганическую, органическую и социальную). 
Первые древнегреческие материалисты полагали, что материя есть вполне определенная конкретная субстанция (первооснова), из которой состоят все тела. Фалес полагал, что этой субстанцией является вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Позднее Ньютон мерой материи считал массу.  
     Достижения науки, особенно открытие электрона, массы которого изменяется, показали, что сводить материю к массе ошибочно.  
     Современная наука установила сложную системную организацию материи, выделив несколько уровней. Исходный, глубинный уровень – элементарные частицы, которых насчитывают более трехсот. Второй уровень – ядерный, третий – атомный. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень – молекулярный. За молекулами следует уровень макротел и космический уровень.  
     Неотьемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Под движением в философии понимается любое изменение. Свойствами движения являются: противоречивость (движение есть единство покоя и изменения), абсолютность (движение обладает всеобщим характером), относительность (оно проявляется только через конкретные и преходящие формы), материальность (всегда имеется материальный носитель движения), объективность (оно независимо от сознания), неуничтожимость.  
     Первую классификацию форм движения материи дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения: механическую, свойственную телам; физическую – молекулам; химическую – атомам; биологическую – белковым телам; социальную – человеческому обществу.  
     Все материальные тела существуют в пространстве и во времени. Пространство – философская категория для выражения сосуществования объектов, их протяженности и взаимного расположения. Время – форма бытия, которая характеризует последовательность событий и их длительность. Пространство имеет три измерения, время одно. Свойствами пространства и времени являются абсолютность, относительность, объективность, материальность.  
     Существуют два взгляда на природу пространства и времени: субстанциональный и реляционный. При первом пространстве и время рассматриваются как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Подобную точку отстаивал И.Ньютон. Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами, вне которых они не существуют. Представителем этой точки зрения являлся Лейбниц.  
     Специальная теория относительности, созданная А.Эйнштейном в 1905 г., во-первых, выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство – время; во-вторых, показала относительность пространства и времени, их зависимость от скорости движения системы (при увеличении скорости размеры тел сокращаются, а время замедляется). Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от материи, в частности от такого ее свойства, как масс. Вблизи больших масс происходит искривление пространства и замедление хода времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"