Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

последние 15 вопросов.docx

— 112.88 Кб (Скачать файл)

Вот почему иногда даже крайняя  отстраненность от жизни, уход в мир  кабинета становились в биографии  философов вызовом и проповедью. Ведь тем самым указывалось, что, кроме мира решенных вопросов, есть и мир иных решений и ценностей. А это всегда было особенно непереносимо тем, кто не желает оставить место  чужому или просто другому миру.

В обыденной речи есть такие  выражения, как "жизненная мудрость" или "философский образ жизни", которые говорят о том, что  не только профессиональные философы стремятся соединить жизнь и  идею. Чаще всего эти выражения создают образ личности, которой свойственно умудренное спокойствие, некоторый (что называется, здоровый) скепсис по отношению к общепринятому, покорность судьбе, но неподвластность страстям. Спиноза разрешал философам иметь только одну страсть - "интеллектуальную любовь к Богу". История показывает, что жизнь мудреца совсем не обязательно воспроизводит эту картину. И все же философский образ жизни предполагает какие-то общие ценности: неподатливость предрассудкам, обывательским "очевидностям", неприятие эрзацев и вкус к подлинности, отстраненность от мелочей, пренебрежение корыстью, критичное отношение к мыслям и доверительное - к реальности, любовь к смыслу... Что еще? Попробуйте сами продолжить этот ряд. Это пригодится, если вы захотите создать свой вариант философского образа жизни.

Интенция, субъект и объект философии. Интенция (лат. intentio «стремление, намерение») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Билет 28

Экзистенциализм и феномелогизм. Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм  как философское направление  никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто  из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал  свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Феноменология началась с  тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма ифеноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки[1]

Основные проблемы человечества и  принципы их решения . По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. Но всё же это была далёкая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем.

В полной мере они  проявились уже во второй половине и в особенности в последней четверти XX века. Такие проблемы были вызваны к жизни комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда  прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни  только одного поколения, наращивая  тем самым силу «демографического  пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период НТР, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемых им в окружающую среду «отходов». Всё это начиная с 60 — 70-х гг. XX в. привлекло к глобальным проблемамвнимание ученых, политиков, широкой общественности.

Глобальные проблемы — это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и  социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию  человеческой цивилизации; 
в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.

Приоритетными проблемами являются:

  • проблема мира и разоружения;
  • экологическая;
  • демографическая;
  • энергетическая;
  • сырьевая;
  • продовольственная;
  • использование ресурсов Мирового океана;
  • мирное освоение космоса;
  • преодоление отсталости развивающихся стран.

Суть  глобальных проблем и возможные  пути их решения

Проблема  мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной жизни.

Пути решения:

  • Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
  • Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
  • Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.

Экологическая — деградация глобальной экологической системы, в результате нерациональногоприродопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.

Пути решения:

  • Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
  • Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
  • Экологическая безопасность населения;
  • Создание особо охраняемых территорий.

Демографическая — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.

Пути решения:

  • Проведение продуманной демографической политики.

Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.

Пути решения:

  • Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой,приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики;

Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.

Пути решения:

  • Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
  • Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океанбыл одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.

Пути решения:

  • Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных ирекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
  • Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.

Мирное  освоение космоса. Космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.

Пути решения:

  • «Немилитаризация» космического пространства.
  • Международное сотрудничество в освоении космического пространства.

Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.

Пути решения:

  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
  • Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).

Новое время диктует  и появление новых проблем, решение  которых задача мирового сообщества. Одной из таких проблем можно  назвать — международный терроризм. Эта серьезная угроза мирного, благополучного существования всего человечества.

Здоровье населения  Земли и появление различных  инфекционных заболеваний, которые  так же ставят под угрозу саму основу существования жизни на планете Земля.

Билет 29

Материализм и идеологизм Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя(объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, аидеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Термин «материализм»  был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он описывал своих идейных противников[

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М. восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, М. достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Дидро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций. 19 в. в истории М. ознаменовался, с одной стороны, утратой им доминирующего положения в среде философской интеллигенции Западной Европы, с другой - приданием ему (усилями ряда радикальных его представителей - Маркс, Энгельс, Дюринг и др.) статуса особой самоосознающей "магистральной линии", "партии" в истории философского знания, "от века" противостоящего идеализму (см.: "Основной Вопросфилософии"). Вследствие избыточного акцента представителей философского М. конца 19 - первой четверти 20 вв. на задачах теоретического обоснования беспрецедентно популярных в этот период идей революционизма и силовых сценариев макроэкономических трансформаций, М. 20-х 20 в. остановился в своем развитии на жестко замкнутой системе теоретических догматов и упрощенной онтологии. В дальнейшем, усилиями мыслителей философского М. "новой волны" (Лу-кач, Грамши и др.) разрабатывается деятельностная парадигма М., сочетавшая в себе диалектико-материалистические подходы Маркса с категориально-понятийными изысками и поисками новейших философских систем 20-30-х (Хайдеггер и др.). Определенный дополнительный импульс эволюции школ М. в 30-40-х 20 в. придали теоретические реконструкции фрагментов ранних рукописей Маркса, посвященных проблеме отчуждения и самоотчуждения человека, объясняемые через философскую рефлексию над процессом отчуждения труда. В конце 20 ст. догматы философского М. нередко исполняют роль философско-идеологической пропедевтики для категорий социальных аутсайдеров, разделяющих идеалы позитивности массовых общественных деяний деструктивного типа.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"