Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

а) чувственное познание-с  помощью органов чувств нам даются единичн. предметы, их внешн. признаки. Формы ч. п.: -ощущение (предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств; нам даются отдельные признаки предметов)-восприятие (предмет так же непосредственно воздействует на органы чувств; совокупность свойств предметов дается нам)-представление (предмет непосредственно не воздействует на нас, но мы можем его представить с помощью памяти). Например подснежник:в чувственном познании появл. общее. В чувственном познании есть переход к рациональному. С помощью рацион. познания можно познать внутр. существ. связи.

б) рацион. познание- это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности. Формы: -понятие (форма логич. мысли, с помощью котор. мы выявляем сущностные признаки предметов, обобщаем их)-суждение (суждение состоит из ряда понятий)-умозаключение(из неск. суждений-вывод). Наши знания стремятся к истине.

 

51. Наука как вид познавательной  деятельности человека. Приемы и  методы научного познания.

Приемы и методы научного познания:

Наука - сложноструктурированная  целостная динамичная система. Она  является объектом изучения разнообразных  дис¬циплин, каждая из которых выделяет в ней свои аспекты и ракурсы  исследования. Наука может рассматриваться  в качестве со¬циального института, фактора общественного развития, феномена культуры и пр. Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы людей.

Чтобы опр., В чем заключается  специфика научного познания, необходимо выделить критерии, на основании которых  можно отличить научное познание от всякого иного. Критерии научности  неоднородны. Среди них выделяют универсальные, особенные и частные.

Универсальные критерии обусловливают  возможность для знания быть именно научным. Наиболее существенные из них - прогрессизм, истинность, критицизм, логическая организованность, опытная  обоснованность.

Прогрессизм. Наука является чуть ли не единственной сферой познавательной активности, к которой применимо  понятие прогресса. В ней постоянно  происходят качественные, конструктивные изменения. Наука характеризуется  наращиванием идей и постоянным обновлением  и уточнением понятийно-теоретического аппарата. При этом увеличиваются  объяснительные и предсказательные возможности теорий, повышается их информационная насыщенность. Истинность. Для науки хактерно стремление как  можно адекватнее, глубже, полнее фиксировать  в знании те или иные явления реальности. Критицизм. Это постоянная критическая  проверка знания на достоверность. Отстаивать истину можно лишь при наличии  достаточных оснований. То знание, у  которого имеются такие основания, проходит испытание, остальное отсекается. доказательность. Принцип достаточного основания: всякое знание, претендующее на истинность, должно быть достаточным обра¬зом обосновано. Опытная обоснованность. Научное знание должно основыв. на неком эмпирическом мате¬риале. Существуют многообразные каналы связи эмпирии с теорией. В разных научных дисциплинах эта связь осуществляется по-разному. Так, например, в естественных науках эта связь выражается в достаточно строгих эмпирических процеду¬рах, главными из которых являются верификация (подтверж¬дение) и фальсификация (опровержение). Однако ни один эксперимент не может полностью ни подтвердить теорию, ни ее опровергнуть. Эмпирические методы исследования и проверки носят ограниченный характер.

Традиционно в структуре  науч.позн-я выделяют уровни: эмпирический и теоретический. Различаются они, прежде всего по предмету, средствам, формам фиксации знания и методам исследования. основными методами эмпириче¬ского исследования являются эксперимент, наблюдение, измерение; методы теоретического исследования - аксиоматико-дедуктивный, гипотетико-дедуктивный, мысленный эксперимент, разного рода теоретическое моделирование и др. В науке, естественно, задейст-вованы и общелогические приемы мышления: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, идеализация. Эти приемы, так или иначе, присутствуют во всех сферах познавательной активности. Однако в научном познании они приобретают строгость, определенность и формально-логическую корректность.

Кроме эмпирического и  теоретического в структуре научного знания присутствует еще один важнейший  уровень. речь идет о фундаментальных основаниях научного знания. данный фундамент образуют три пласта: научная картина мира, идеалы и нормы научного познания и философские основания науки. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, имеет достаточно сложную структуру и выполняет свои специфические функции.

Научное познание, в отличие  от всех многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного  на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую  задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием  процессов и явлений действительности. Под приемами мышления и научного познания понимаются общелогические операции, используемые мышлением на любом  уровне научного познания. Эти приемы существуют в любом виде познания, но в научном они приобретают более упорядоченную структуру. По мере усложнения приемы плавно переходят в методы, а методы являются — более сложными приемами.

К приемам (методам) научного мышления относятся следующие:

1. Анализ — прием мышления, связанный с разложением изучаемого  объекта на составные части,  стороны, тенденции развития и  способы функционирования с целью  их относительно самостоятельного  изучения.2. Синтез — противоположная  анализу операция, заключающаяся  в объединении ранее выделенных  частей в целое, для получения  знаний о целом путем выявления  тех существенных связей и  отношений, которые объединяют  ранее выделенные в анализе  части в одно целое.3. Абстрагирование  и идеализация. Абстрагирование  — процесс мысленного выделения,  вычленения отдельных интересующих  нас признаков, свойств и отношений  конкретного предмета или явления  и одновременное отвлечение от  других свойств, признаков, отношений,  которые в данном контексте  несущественны.Идеализация — разновидность абстрагирования. Результатом идеализации являются такие понятия как «точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и пр. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый «идеальный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов.4. Индукция — движение мысли от частного знания к общему.5. Дедукция — движение мысли от общего знания к частному.6. Аналогия — при аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям — выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях.7. Моделирование — прием исследования, при котором интересущий исследователя объект замещается объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии.8. Наблюдение — исходный этап эмпирического познания: целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.9. Эксперимент — более активный прием изучения объекта, чем наблюдение. Это активное целенаправленное изучение явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. особым видом эксперимента является мысленный эксперимент.10. Гипотеза — способ формирования и обоснования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Структура гипотезы:а) ознакомление с эмпирическим материалом б) выдвижение догадок или предположений о причинах и закономерностях данных явлений в) оценка серьезности предположений, отбор наиболее вероятных, проверка на совместимость с фундаментальными принципами данной науки г) формирование понятие и дедуктивное выведение из него эмпирических проверяемых следствий

д) экспериментальная проверка выведенных из теории следствий.Методами — называют более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования. с этой точки зрения гипотеза, эксперимент и моделирование точнее называть методами. Метод — это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методы научного познания делятся на три группы:— универсальные— общенаучные— специальные. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы вог всех сферах познавательной деятельности человека. Это философиские методы и принципы мышления: плюрализма, историзма, дополнительности, диалектичности и пр.

Общенаучные методы характеризуют  ход познания во всех науках (метод  моделирования, метод эксперимента)

Специальные методы применяются  в рамках отдельных наук (метод  спектрального анализа в физике)

 

 

52. Практика, её роль в познании. Общественно-историческая практика как основной критерий истины.

Практика пронизывает  всю познавательную деятельность человека, какие бы формы она не принимала. В гносеологии под практикой  понимают предметно-трудовую и общественно-историческую деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира в соответст¬вии с его целями и знаниями о мире. Именно в практике человек на основе имеющихся знаний осуществляет свою деятельность. Вместе с тем он развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию  и связи процессов произ-водства и воспроизводства жизни.

Отсюда следует, что практика, как общественное явление, отличается двуединостью. С одной стороны, в  практической дея¬тельности происходит изменение предмета на основе знания - опредмечивание. С другой стороны, происходит возникновение знания в  результате изучения предмета - распредмечивание. опредмечивание есть реализация знания, а распред-мечивание - получение  знания. В действительности они едины, протекают одно¬временно. Одно не существует без другого.

Практика отличается_большим  многообразием своих форм. Ее главными формами являются социально-производственная, социально-политическая, меди-цинская, повседневно-бытовая и другие. Определяющее место в совокупности различных сфер практики занимает мате¬риально-производственная деятельность. Прежде всего, от этого зависят благосостояние людей, условия их жизни, воспроизводство человека, возможности его существования, характер общественных отношений.

Подготовительным этапом в реализации результатов практической деятельности выступает познание. Познание и практика-2 взаимосвяз.и взаимозавис.стороны общеист.процесса. Всякая практическая деятельность носит творческий характер, предполагает определение цели, ее обосно¬вание, выбор средств достижения возможных резуль¬татов. Иначе говоря, для удовлетворения потребностей человек всякий раз обращается к своим мыслительным способностям, осуществляет необходимые акты познания действи¬тельности. Достижение цели, удовлетворение потребности представляет собой вместе с тем и рождение новых потребнос¬тей. Соответственно начинается и программирование новой деятельности, дальнейшее по¬полнение знаний. Как бы далеко ни удалялись знания от не¬посредственных запросов жизни, они, в конечном счете, направ¬лены на решение проблем, порожденных практикой.

Но практика является не только основой познания, его целью и  движущей силой. Она выступает источником познания, обусловливает необходимость  в тех или других знаниях, рождает  потребность их поиска и закрепления  в жизне¬деятельности людей. Так, потребность  измерения времени, мореплавание вызвали  к жизни астрономию, потребность  в по¬лезных ископаемых - геологию, загрязнение окружающей среды - экологию и т.д.

Нельзя переоценить значение практики в функции критерия истины. Только в процессе практики обнаруживается истинность или ошибочность тех  или иных знаний, идей и умственных конструкций.

практика связывает воедино  все наши воздействия на внешний  мир, даетпостоянный импульс к развитию культуры в целом. Практика только тогда  и имеет смысл, когда находится  в состоянии непре¬рывного движения, подвигает общество и человека к  дальней¬шему совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

53. Истина и заблуждение. 

Вопрос о том, что такое  истина и существует ли она - один из вечных вопросов гносеологии. Его решение  зависит от общих мировоззренчиских  позиций. На него по-разному отвечают материалисты и идеалисты.

Вопрос о научной истине - это вопрос о качестве знаний. Науку  интересует лишь истинное знание. Проблема истины связана с вопросом о существовании  объективной истины, то есть истины, которая не зависит от вкусов и  желаний, от человеческого сознания вообще. Истина достигается во взаимодействии субъекта и объекта: без объекта  знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Поэтому в трактовке истины можно  выделить объективизм и субъективизм. Субъективизм - наиболее распространённая точка зрения. Её сторонники отмечают, что истина не существует вне человека. Из этого они делают вывод, что  объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, следовательно, не может быть знания не зависящего от человека и человечества. Субъективисты понимают, что отрицание объективной истины ставит под сомнение существование любой истины. Если истина субъективна, то получается: сколько людей, столько и истин.

Объективисты абсолютизируют объективную истину. Для них истина существует вне человека  и человечества. Истина и есть сама действительность, не зависящая от субъекта.

Но истина и действительность, - разные понятия. Действительность существует независимо от познающего субъекта. В  самой реальности истин нет, а  есть лишь предметы со своими свойствами. Она появляется в результате познания людьми этой реальности.

Истину определяют как  адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Истина объективна. Объект существует, не зависимо от человека, и  любая теория отражает именно это  свойство. Под объективной истиной  понимают знание, продиктованное объектом. Истина не существует без человека и человечества. Поэтому истина- есть человеческое знание, но не сама реальность.

Истина никогда не даётся сразу и целиком. Существуют понятия  абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это знание, совпадающее  с отображающим объектом. Достижение абсолютной истины - это идеал, а  не реальный результат. Относительная  истина - это знание, характеризующееся  относительным соответствием своему объекту. Относительная истина представляет собой более или менее истинное знание. Относительная истина может  уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает  как знание, подлежащее изменению. Абсолютная истина—знание неизменное. В ней нечего менять, так как её элементы соответствуют самому объекту.

1.  Абс. и Отн. Истины  как бы исключают друг друга,  но на самом деле они взаимосвязаны.  Путь к Абс. истине лежит  через серию Отн. Истин. \ открытие атома\.

2.  В каждой Отн. Истине  есть частичка Абс. истины - это  две тенденции в развитии знаний.

Достижима ли АБС. истина?

Существует мнение, что  Абс. истина не достижима. Эта точка  зрения усиливает позиции агностицизма.

В любой момент развития науки  остаются вещи, не познанные людьми. Познание зависит от сложности познаваемого объекта. Познание идёт от простого к сложному: ВЫВОД: Абс. истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Общество как предмет философского  осмысления.

В понятии общества выделяется  аспект: как  структура общества.Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, т.к. оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего определения общества как совокупности людей и их взаимоотношений. Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных людей и их разнообразные объединения — обнару¬жить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм(мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей)) и воинствующий коллективизм.С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций.С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы. При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», так и специфические философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Под «элементом» или «частью» общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны.Понятие «структура» отражает определенную форму устойчивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть определена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.При характеристике соц жизни часто употребляются понятия «субъект» и «объект». Эти понятия противоположны по смыслу. Если под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на другое явление, выступающее в данном случае в качестве более пассивного, то под объектом, напротив, понимается явление, на которое направлена активность другого явления.В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может быть также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимостей, отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как экономическая, политическая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими этими сферами. Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных институтов, возникающих с целью обеспечения устойчивости социальных отношений. Эта структура включает бесчисленное множество социальных институтов: различного рода производственные предприятия, институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, систему здравоохранения, т.е. всю многообразную сеть экономических, политических и культурных учреждений и организаций, удовлетворяющих различные потребности человека.Допускается и иной, универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества — как состоящую из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп: из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представитель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации, причем каждый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвязей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.Анализ перечисленных многообразных элементов социальной системы — видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных институтов — составляет, по сути дела, содержание социальной философии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"