Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

Федоров,религизн.напр: обеспокоенность судьбами человечества, вовлеченного в трагический ритм бесконечного становления истории. История-череда ступеней./только конечное обладает полнотой бытия, совершенством и смыслом. В стремлении к конечному космосу необходимо «сойти» со ступеней прогресса и тем самым прервать последовательность превращений настоящего в средство для будущего и «увидеть» космос истории-это значит воскресить всё когда-либо жившее на Земле и этим победить смерть как необходимое условие бесконечного прогресса. Воскрешение-общее дело человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к всеединству. Естеств.-науч.напр. (Умов, Циолковский, Холодный,Чижевский,Вернадский).центр.идея-осознание потребности в разработке новой картины мира, отражающей принцип всесубстанциального единства мира. Так, Циолковский, исходя из посылки, что абсолютно неживой материи не существует, выдвигает идею «атома» как элементарного существа-бессмертн.,имеют разл.судьбы,путешест.от одного орган.к друг.Тк распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, то смерть-иллюзия. Космос заполнен разными формами жизни, в том числе и разумной, управляющей ходом эволюции Вселенной. Вернадский считал необходимым ввести жизнь в саму основу космоса-в атомы. «атомарность» жизни несет в себе синтетические начала цельности природы. Жизнь на Земле возникает, по Вернадскому, одновременно с возникновением планеты и количество биовещества в истории Земли сохраняется постоянным. Высшим этапом в развитии биосферы является возникновение ноосферы-сферы человеческого разума, на основе которой происходит взаимодействие человечества и природы. Человечество становится могущественным инструментом преобразования природы. Всё более возрастает влияние людей на развитие биосферы. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, к выходу в космос и постепенно станет особым структурным элементом космоса. В концепции ноосферы Вернадского особое место занимает развитие науки(расцвет науки,она охват.все сферы,в ней происх.изменения,сближ.наук о природ.с науками о чел.).Человек должен взять на себя «функцию научного управления биосферным процессом, организованностью биосферы в целом».

31. Особенности и тенденции современной  западной философии, ее основные  течения (неопозитивизм, экзистенциализм,  неотомизм).

20 в. своей культурно-исторической  революцией вызвал к жизни  множество течений, отражающих  духовные поиски западного мира  в условиях глубоких социально-экономических  потрясений. Напряженность философских  исканий обуславливалась также  нарастанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философии антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение “философия жизни”.

Неопозитивизм - задача философии  в логическом анализе "языка науки". Своими методологическими и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный  вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки.

Неотомизм - восходит к идейным  принципам Фомы Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытался  использовать достижения наук для доказательства существования Бога.

Экзистенциализм (философия  существования) - иррационалистическое направление (отрицает как материальное, так и идеальное) возникло в конце  первой мировой войны, основатели - Шестов, Бердяев. Затем развивался в  Германии (Хайдеггер, Ясперс), после 2 мировой  войны во Франции (Камю, Сартр). В  конце 50-х получил распространение  в США и др. странах. Примыкают  религиозные направления: французский  персонализм (Лакруа, Недонсель), немецкая диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн. проблемы: 1) онтологические проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни человека называются модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Религиозный экзистенциализм: смысл бытия- Бог;  атеистический экзистенциализм: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс): отвергают, что свобода - осознанная необходимость, и что свобода - раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия. Религиозный экзистенциализм: свободным может быть верующий; атеистический экзистенциализм: только человек может определять свою жизнь, человек принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если человек не свободен - он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни.

 

 

 

 

34. Неотомизм.

Неотомизм – учение Фомы Аквинского в совр. условиях. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно  решил основные философские проблемы, поэтому его творчество имеет  непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой  философии. На этом пути представители  неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей.

Развитие науки, прежде всего  естествознания стремительно исходящее  с Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело  и отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п.

 Неотомизм стремится  возродить и сохранить традиционные  для христианства ценности, такие  как личность, семья, церковная  община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм  и коллективизм как одинаково  ложные крайности, неотомистска  философия разрабатывает понятие  солидаризма. Солидаризм предполагает  нахождение механизмов согласовывания  интересов общества и личности, интересов различных классов  и социальных групп. Солидаризм  обосновывается христианским принципом  любви к ближнему.

 

 

 

35. Философия фрейдизма.

Фрейдизм - названное по имени  австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру  личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и  использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами  и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое "бессознательное". Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения. Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид - средоточие слепых инстинктов агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. новидений, метод "свободных ассоциаций" и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в "обезвреженной" форме. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Герменевтика.

Герменевтика - искусство  и теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной  философии. Название «герменевтика» от «Гермес»-посланник Богов, интерпретировал волю Зевса. Таким образом Г-интерпретация текста, выявление смысла. основоположник Г-Гадамер. В словах много заблуждений =>эти заблуждения дошли до нас с античных времен. «Кажде зерно не есть куча», «Казнить нельзя помиловать»-в этих фразах есть противоречие. Идея «Герменевтического круга»,предполагающая, что смысл части зависит от смысла целого. По мере уточнения смысла части может проясниться и смысл целого, а его уточнение приведет к уточнению смысла этой и других частей, и таким образом совершается круговое движение от частей к целому и вновь к частям.

В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным  способом философствования. Являясь  методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание  и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого  опыта - традиций философии, искусства  и самой истории. Одним из ведущих  представителей современной герменевтики является Гадамер.

37. Бытие как философская категория.  Основные формы бытия

Бытие-существование объек. и субъек. реальности. проблема бытия  есть проблема онтологии. мир существует. бытие-категория реально существующего  мира.( Категория-понятие, отражающее всеобщее свойство). Т.к. мир многообразен, то существуют разл. виды бытия: 1) материал. бытие (выражается в философской категории материи) материя-объективная реальность 2) духовное бытие (связано с сознат. деятельностью людей) 3) человеческое общество (каждый человек личность, со своим духовным богатством; индивид. мир личности-экзистенциальный; соотношение бытие/небытие (впервые в школе Эллиат) Бытие-наличие качественно определ. предметов, процессов. Небытие-переход вещи из одного состояния в другое. (предмет теряет свое бытие, становится др. видом бытия) Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

38. Философское понятие материи.  Современные научные представления  о строении и структуре материи. 

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания. Термина “материя” происходит от лат. materia - вещество. “Вещественное” значение термина удерживалось вплоть до XX века, когда произошла революция в физике. Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.

Материалистическая философия  всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки  в целом. Само понятие материи  не оставалось неизменным на различных  этапах развития материализма, оно  всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного.

Любой материальный объект обладает сложной структурой, некоторыми свойствами, которые являются предметом исследования частных наук.

Материя, как объективная  реальность характеризуется определенной организацией, существует в виде упорядоченных  материальных систем с взаимодействующими элементами. Изменение одного из элементов  системы нередко влечет за собой  изменение других ее элементов, а  иногда перестройку системы как  целостного образования. Системы существуют объективно как внутренне организованные целостные объединения.

Уже в XIXв. ученые выделяют различные структурные уровни материи и осуществляют классификацию материальных объектов. Этот подход в своей принципиальной основе не утратил значения до сих пор. Ныне мы различаем такие уровни организации материи как:

1) неживая природа

2) живая природа

3) социальная жизнь

Эти уровни в свою очередь  сами обладают сложной структурой.

Неживая природа включает в себя поля, вакуум, элементарные частицы, атомы молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактику.

Каждый объект природы  обладает активностью и, в силу этого, способностью к движению, изменению, взаимодействию. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий выделяли такие формы материи как вещество и поле. Вещество отличается дискретной структурой и массой покоя. Оно занимает ничтожно малую часть пространства Вселенной. Поле как особая форма  материи передает действия от одних  частиц вещества к другим, связывает  друг с другом соответствующие частицы  вещества в комплексы. Кванты ( дискретные частицы) поля не существуют в покоящемся состоянии, они всегда находятся в состоянии движения. Известны электронно-позитронное и ядерное поля. Сравнительно недавно открыты вакуумные и гравитационные поля.

Ранее полагали, что поле – это непрерывная материальная среда, а вещество состоит только из дискретных частиц. Однако оказалось, что эти свойства сохраняют свое различие не всегда.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"