Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

14. Философия Средневековья: идейные  истоки и основная проблематика. Течения схоластики.

Средневековье занимает огромный промежуток времени в мировой  истории и продолжается с 5 по 15 века н.э. Философия средневековья - христианская философия. Её развитие связано с  возникновением и развитием христианства. Временные рамки  возникновения  христианства и философского мышления- 1-4 века н.э. Первый период философии  средневековья- апологетика. В этот период происходят гонения на христиан. Наблюдается острая борьба христианства не только с философскими идеями Античности, но и с национальными религиями, с манихейством, гностицизмом. В этот период Христианство еще не было единым, не опиралось на развитые представления. Тем не менее духовная борьба этого периода- апогетики- закончилась в пользу Христианство, которое стало госуд. религией Рима. Период становления средневеков философии- патристика.  Характерной особ-ю философ. мышления этого периода-традиционализм и ретроспективность. Высшая истина заключена в Библии, главной проблемой патристика является Бог. Постепенно патристику сменяет схоластика. Центральной фигурой в этот период считается Фома Аквинский. Он считал, что положение о бытии Бога является доказуемым. Проблемы того периода (1) проблема Доказательства бытия Бога).      -Одно из док-в он формулировал так: предметы и вещи находятся в постоянном движении. Но сама по себе вещь не может двигаться без движения от других вещей следовательно должно быть перводвижение следовательно Бог дает начало всему след-но он есть след-но он существует. -Фома считает, что доказать существование Творца можно двояким образом-через причину и через следствие. Он принимает второй способ. Фома доказывает что, поскольку следствие зависит от причины, то сущ-е причины не подлежит сомнению. так как сущ-е Бога не является для нас очевидным, то оно может быть доказано при помощи известных нам следствий. Фома формулирует 5 док-в бытия Бога: 1.Д от движения. 2.Д от целесообразности. 3.Д от степени совершенства. 4.Д от случайности к необходимости. 5.Д от производящей причины. -след. док-во – Существует необходимость(то, что уже существует) и возможность(то, чего нет, но может произойти). Как осуществляется переход из возможности в необходимость?????

2)Соотношение веры и  разума 3) Теодицея-оправдание Бога за зло, которое существует в мире, лежит на этой земле. Бог не виновен.

Он вседобр, всемогущ. 4) Проблема универсалий- общих понятий, идей. →2 направления (Реализм(А. Блаженный и Ф. Аквинский и Номинализм (Пьер Абеляр, Уильям Оккам)

Реализм: Универсалии существуют: 1. в уме Бога; 2. в созданных  Богом вещах как их идеал. сущность; 3. в мышлении чел-ка как отражении вещей Номинализм XI-XIIвв.: Универсалии-это названия вещей. Абеляр признавал существ-е общего в самом уме человека. Человек в процессе познания на основе чувственности вырабатывает общие понятия, выраженные в словах. Универсалии созд. Человеком и существуют лишь в его уме. Но они не учитывали очевидного факта, что единичное не отделимо от общего, содержит его в себе.

Средневековая философия  носила теоцентрический характер, а  основной ее функцией становится обоснование  религиозных постулатов.

15. Ф. Аквинский – систематизатор  средневековой схоластики.

Центральной фигурой схоластической философии по праву считается Фома Аквинский. Он создал грандиозный теолого-философский синтез, претендующий на примирение теологии и науки. Согласно его доктрине, наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религиозное вероучение черпает их в откровении, в Священном писании. Но это различие методов отнюдь не означает полного различия предметов философии и теологии. В религии есть ряд догматов, нуждающихся в философском обосновании потому, что будучи доказанными, они становятся ближе человеку и тем самым укрепляют его веру. Фома пытался поставить смысл откровенческих истин в логическое соответствие с доводами разума. Однако Фома очень осторожно подходит к рационализации теологии. По его мнению, только некоторые догматы поддаются доказательству. К ним относится положение о бытии Бога. А те  догматы, кот-е не доказуемы, не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство просто не под силу человеческому уму. По разумению Фомы, науки и философия способны постичь частные аспекты бытия, но подлинная сущность бытия доступна только Божественной сверхразумности.

В теории познания Фома солидарен  с Аристотелем в признании  важности чувственного познания. Дальнейшее познание осуществляется посредством  интеллекта. ум должен последовательно отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Получается, что в каждом познавательном акте, начиная с возникновения чувственных образов, происходит своеобразная дематериализация познаваемого предмета.

Центральной фигурой в  этот период считается Фома Аквинский. Он считал,что положение о бытии Бога является доказуемым. (1) проблема Доказательства бытия Бога). -Одно из док-в он формулировал так: предметы и вещи находятся в постоянном движении. Но сама по себе вещь не может двигаться без движения от других вещей следовательно должно быть перводвижение следовательно Бог дает начало всему след-но он есть след-но он существует. -Фома считает, что доказать существование Творца можно двояким образом-через причину и через следствие. Он принимает второй способ. Фома доказывает что, поскольку следствие зависит от причины, то сущ-е причины не подлежит сомнению. так как сущ-е Бога не является для нас очевидным, то оно может быть доказано при помощи известных нам следствий. Фома формулирует 5 док-в бытия Бога: 1.Д от движения.2.Д от целесообразности.3.Д от степени совершенства.4.Д от случайности к необходимости. 5.Д от производящей причины. -след. док-во – Существует необходимость(то, что уже существует) и возможность(то, чего нет, но может произойти). Как осуществляется переход из возможности в необходимость?????

16. Общая характеристика философии  Возрождения, ее основные представители.

Эпоха В. - XV-XVIIIв.в. -период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения бурж. Возр-ние - стремление деятелей того времени возродить ценности и идеалы античности..В. на деле - поиск нового.В истории невозможно повернуть назад. Отлич. чертой  мировоззренческой эпохи В. - ориентация на человека..На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни. Ф. мышление этого периода харак-ся как антропоцентрическое.  Центральная фигура - не Бог, а человек -центр всего мира. Общество - не продукт Божьей воли, а результат  деятельности людей. Человек не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Мировоззрение людей эпохи В. - носит гуманистический характер. Человек - свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители этой эпохи  не отрицали Бога. Бог отворил мир и человека, дал человеку свободу  и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В. Ф. В. ослабевают мотивы греховной сущности человека. Основная ставка делается не на Божью благодать, а на собственные силы человека. Важным является также элемент культа творческой деятельности.. В ходе ее человек не только удовлетворяет свои земные нужды, но создает новый мир, красоту. Творит самое высокое - самого себя. Появляется идея в ф. - идея прометеизма- человек как сотворец мира, сотрудник Бога. Человек - это телесное существо. И тело - это не "оковы души" . Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан распространенный в эпоху В. культ Красоты. Живопись изображает человеческое лицо и тело. Ф. здесь вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменной печи, интерес к астрономии, физиологии, анатомии., открытие Коперника. Итак, ф. В. - воспринималась прежде всего, как натурфилософия, философия природы.. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма( в центре -вопрос взаимоотношений Бога и мира). Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм - "Бог во всем". Христианский Бог как бы сливается с природой. Яркий представитель ф. эпохи В. - Николай Кузанский (1401-1464).Ориентировался на традицию неоплатоников. Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Центр. пункт ф. Н.Кузанского- учение о совпадении противоположностей - абсолютного максимума и абс. минимума. Абс. макс. - единственен, потому, что он есть все, в нем есть все есть - он высший предел и он есть Бог. Бесконечный мир - это ограниченный максимум. Огр. Макс. произошел от абсолютного не следствием сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все находит свое место где-то между абс.макс.  и абс.мин. Кузанский прибегает к понятию свертывания и развертывания мира. Божественное существо как-бы свертывает в себе все вещи и представляет природе результат развертывания ее из божественных глубин. Душа мира должна рассматриваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности. Кузанский разрушает ту картину Космоса, кот. сущ. в античности. Античность признавала центр мира и тем самым его конечность. Согласно Н.К. центр т окружность Космоса - БОГ, потому мир не бесконечен, однако его и помыслить нельзя конечным, поскольку он как бы замкнут. Идеи Н.К. и Коперника продолжил Д.Бруно (1548-1600)- по его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Наша Сол.система- одна из множества подобных систем.

Один из выдающихся мыслителей этого времени - Николо Макиавелли. с него начинается новая эпоха политического мышления. Наиболее важные аспекты учения мыслителя могут быть сконцентрированы вокруг следующих положений:

-   политический реализм;

-   признание эгоистической  природы человека;

-   новое понимание  «добродетели» политика, успешно  управляющего государством и  противостоящего «судьбе»;

-  «возвращение к началам», как условие восстановления и  обновления всей политической  жизни.

 

17. Философские взгляды Н. Кузанского  и Н. Макиавелли.

Яркий представитель ф. эпохи  В. - Николай Кузанский (1401-1464).Ориентировался на традицию неоплатоников. Кузанский  отвергает античный дуализм и  заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Центр. пункт ф. Н.Кузанского- учение о совпадении противоположностей - абсолютного максимума и абс. минимума. Абс. макс. - единственен, потому, что он есть все, в нем есть все есть - он высший предел и он есть Бог. Бесконечный мир - это ограниченный максимум. Огр. Макс. произошел от абсолютного не следствием сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все находит свое место где-то между абс.макс.  и абс.мин..Кузанский прибегает к понятию свертывания и развертывания мира.Божественное существо как-бы свертывает в себе все вещи и представляет природе результат развертывания ее из божественных глубин. Душа мира должна рассматриваться как универсальная форма, заключающая в себе все формы, что есть в действительности. Кузанский разрушает ту картину Космоса, кот. сущ. в античности. Античность признавала центр мира и тем самым его конечность. Согласно Н.К. центр т окружность Космоса - БОГ, потому мир не бесконечен, однако его и помыслить нельзя конечным, поскольку он как бы замкнут.Идеи Н.К. и Коперника продолжил Д.Бруно (1548-1600)- по его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля - лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Наша Сол.система- одна из множества подобных систем

Один из выдающихся мыслителей этого времени - Николо Макиавелли. с него начинается новая эпоха политического мышления. Наиболее важные аспекты учения мыслителя могут быть сконцентрированы вокруг следующих положений:

-   политический реализм;

-   признание эгоистической  природы человека;

-   новое понимание  «добродетели» политика, успешно  управляющего государством и  противостоящего «судьбе»;

-  «возвращение к началам», как условие восстановления и  обновления всей политической  жизни.

Политический реализм  рассматривается Макиавелли как  следование подлинной правде в отношении  того, что действительно есть в  жизни. Макиавелли признает, что сам  по себе человек ни добр, ни зол, ни хорош, ни плох, но все же скорее тяготеет к плохому, нежели к хорошему. Поэтому политик не может полагаться на добропорядочное в человеке, а должен исходить из преобладания отрицательного и действовать в соответствии с этим. нужно принять необходимые меры, чтобы держать людей в страхе. В идеале государь должен быть одновременно и обожаемым, и внушающим страх.

Именно со свойствами человеческой природы связывает Макиавелли возникновение  государства. Эгоистические устремления человека делают необходимым государство и осуществляемое им насилие. Однако Государь, политик обязан считаться с народом и служить ему. Насилие - не самоцель, а средство достижения разумных, добрых, благостных целей.

Гос-ва достигают вершин могущества и величия, затем приходят в упадок и гибнут - это вечный круговорот, являющийся результатом воздействия судьбы - «Фортуны». Но, признав роль объективных, неподвластных человеку обстоятельств в движении исторических событий, М. утверждает, что владычество судьбы неоспоримо только до тех пор, пока ей не противостоят добродетель и свобода.

Хотя Макиавелли говорит  о будущем итальянском государстве  как монархии, По своему образу жизни, мировоззрению, Макиавелли был ближе  к республиканской форме правления. Его политический идеал - Римская  республика, в которой он видел  воплощение сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок. Но республика не всегда возможна; нельзя устанавливать  свободные политические учреждения, если в народе не развиты или отсутствуют  гражданские добродетели.

18. Философия Нового времени.  Фр. Бэкон и Р.Декарт как основоположники  новоевропейской философии.

Начавшееся в XV-XVI вв. развитие капитализма приобретает интенсивный  характер в последующее время. На основе прогресса в производстве совершаются все новые и новые  открытия в области естествознания. Развитие производительных сил обостряет  общественные противоречия, углубляет  конфликт между основными борющимися классами- буржуазией и феодалами. В ряде стран Западной Европы совершаются буржуазные революции: Нидерландская (1566-1609), Английская (1640-1688), Французская (1789-1794).

Происходившие коренные перемены в общественной жизни, в развитии науки способствовали изменению  сознания людей, их мышления, вызвали  к жизни новую ориентацию в  философии. Начался новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В отличие от Средневековой философии, которая была связана с  Богословием, эта философия опирается прежде всего на науку. Наука же в свою очередь обусловила необходимость развития теории познания  (гносеологии). Особенности развития естественных наук определили в значительной мере и формирование метода познания философии Нового времени. Основные усилия мыслителей были направлены на собирание, раздельное описание и классификацию предметов и явлений окружающего мира. Подобный подход привел в итоге к созданию теории познания,  где господствовали метафизические приемы исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"