Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

Родоначальником философии  Нового времени является английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его  главные работы «Новый органон», утопическая  повесть «Новая Атлантида». Проблема познания. Он был первым философом, поставившим своей целью создать  научный метод, опирающийся на опытное  знание. Он-представитель эмпириков (эмпирио-опыт=>всё познание основано на опыте, на данных органов чувств). С точки зрения эмпириков есть постулат: нет ничего в разуме, чего бы не было сначала в чувствах. Разум может анализировать только то, что дают ему чувства (сенсуализм). Наши идеи могут быть простыми и сложными (простые-связаны непосредственно с данными органов чувств, сложные-возник. на основе простой и в рез-те дальнейшего размышления).

Проблема метода познания (метод-совок-ть приемов исследований). представитель Индуктив. метода-путь исследования от единичного к общему. Индукция не всегда дает всеобщие знания! Ф. Бекон, говоря о методах познания, выделил 3 типа ученых (философов). Он говорит: философ не должен уподобляться муравью, собирающему веточки и листочки и стаскивающим их в кучу. Он не должен быть подобен и пауку, из собственной нити ткущему хитрую паутину. Смотрите на пчелу, заявляет Бэкон, собирающую дань с цветов и затем перерабатывающую ее в мед. Новым орудием новой науки и философии Бэкон считал индукцию, опирающуюся на чувственный опыт.

Индук. метод дополн-ся анализом. «В нашем разуме могут содержаться  заблуждения(идолы), они могут привести к неправильным выводам. 4 вида идолов: 1. идолы рода- они присущи человеческому роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. 2. идолы пещеры- каждый человек воспринимает мир сквозь призму себя, своего понимания 3. идолы рынка- заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов. 4. идолы театра- утверждают веру в авторитеты.

Другим основоположником философии Нового времени был Рене Декарт(1596-1650)- французский философ, математик, физиолог, психолог. Важнейшие философские произведения- «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Страсти души», «Метафизические размышления». Проблема познания. Представитель рационализма – важнейшая роль не органы чувств, а разум. Декарт: «Нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах, кроме самого разума».

В отличие от Бэкона, Декарт предлагал в достижении истины двигаться  от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию(от лат. Deductio- выведение). Необходимо подвергать сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомнение Декарта- не самоцель, оно имеет целью расчистить почву от заблуждений и обеспечить прочную основу познания. В основу научного мышления Декарт стремился положить математически точное и ясное достоверное знание, исходящее из самого разума человека. Сомневаясь во всем, человек не должен сомневаться в одном- в том, что он сомневается, т.е. мыслит. Отсюда известный принцип:» Я мыслю, следовательно я существую»(Декарт). Декарт явно завышал роль разума, прошел мимо того очевидного факта, что в основе познания лежит жизнь, практика, а вовсе не мышление. Сильна у него и теологическая традиция. Смутные идеи- результат человеческой субъективности, им доверять нельзя; напротив, все ясные идеи порождены Богом и идут от него, а потому они объективны. Декарт – рационалист. Он недооценивал чувственные знания, сводил чувственность к второстепенному приему исследования и как великий рационалист был убежден в безошибочности познавательной силы ума. Субстанция по Декарту определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относятся Бог и сотворенный мир. В свою очередь, сотворенный мир делится Декартом на материальную(телесную) и духовную субстанции. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, духовной- мышление. Познавательная деятельность человека, полагал Декарт, слагается из трех неодинаковых по своей роли классов идей. Среди них- 1. идеи, получаемые людьми извне в результате постоянных контактов с предметами и явлениями; 2. идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. Эти вторые идеи могут быть или фантастичными или реалистичными. 3. врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, идеи, не связанные ни с каким опытом. Их отличает простота и отчетливость, полная независимость от внешних предметов. Врожденные идеи- это идеи, как существование, единство, длительность. Вообще врожденных идей у человека великое множество. Врожденность идей не означает, что они всегда готовые имеются у нас в уме, а означает предрасположенность к ним, способность человеческого ума к их проявлению в определенных ситуациях. В своем философском творчестве Декарт широко использовал данные математики, механики, других естественных наук. В физике роль Бога сводится лишь к созданию материи и сообщению ей хаотичного движения. По учению Декарта, мировая материя была однородна и находилась в состоянии вихреобразного движения.

 

19. Философия Гоббса. Концепция  знания и языка. Учение о  государстве.

Эмпирическая философия (эмпирио-опыт, все познание основано на опыте. на данных органов чувств) Бэкона получила свое дальнейшее развитие в сочинениях другого английского мыслителя XVIIв. – Томаса Гоббса(1588-1679). Основным трудом Гоббса является работа «Левиафан». Систематизируя учение Бэкона он выступил против «двойственности истины»(научной и религиозной), придал материализму механический характер. Материальные тела, по его мнению, характеризуются лишь такими свойствами, как протяженность, форма, объем и другими количественными величинами. Не составляет исключения человек. люди должны быть изучаемы как любое физическое явление с помощью геометрии и механики на основе движений. Источником первоначального движения является Бог. Последующие движения тел и связанные с ними явления происходят независимо от Бога.

В области теории познания Гоббс давал эмпирическое истолкование знания. Он придавал большое значение роли языка в гносеологии. Гоббс  говорил, что истины знания достигаются  не непосредственным чувственным познанием, а с помощью слов человеческого  языка. Человеческое мышление отождествляется  с языком. По мнению Гоббса, язык представляет собой разновидность опыта, источником которого служит сам человеческий ум. Мысли, появляющиеся в нашем уме  о воспринимаемом, очень скоро терялись и исчезали, если бы они закреплялись в определенных словах. Слова по отношению к вещам носят условный характер. Слова или имена, как их называл Гоббс, переводят и передают внутреннюю речь во внешнюю, обеспечивая возможность общения людей, понимания их друг друга. В труде «Левиафан» он пишет. Что познавая мир, человек оперирует словами(именами), которые он дает вещам и явлениям. Имена(слова) выступают в двух знамениях- в качестве и знаков. Имена конкретного человека- это слова-метки, они индивидуальны и субъективны. Имена-знаки – это слова, с помощью которых осуществляется обмен мыслями. Имена-знаки – следствие соглашения большой группы людей. Общение становится возможным, когда имена-метки становятся именами-знаками. Соединение имен называется речью.

В современной концепции  языка как знаковой системе различают языки естественные и искусственные. Для Гоббса же практически любой язык является искусственным, выступает как результат человеческого согласия. Ошибочность взглядов Гоббса заключалась в том, что он не сумел увидеть того, что наше слово-понятие выражает объективные, реальные отношения и свойства вещей и не носит характера условного знака. Это заметил еще его современник Декарт. Но эта ошибочность решения проблемы языка Гоббсом не отменяет его исторической заслуги. У Гоббса содержится глубокая догадка относительно роли языка в познании мира, о связи языка с теоретическим мышлением.

В философском творчестве Гоббса заметное место занимали вопросы  общественной жизни. Подходя к ней  с позиций механического естествознания, он рассматривал общество как гигантский механизм. Элементарной частицей настоящего механизма является человек, который  по природе своей жаден, подвержен  страху, гневу и другим животным страстям, живет чувством самосохранения, не заботясь о других. Эгоизм человека мешает согласию людей, препятствует, по словам Гоббса, созданию науки о  праве как общественной справедливости.

Большое влияние на развитие общественной мысли оказало учение Гоббса о государстве, где философ  сделал попытку показать государство  не как продукт божественного  творения, а как продукт сознания людей. Первоначально, пишет Гоббс, люди жили в догосударственном состоянии, будучи равными в отношении умственных и физических способностей. Они обладали и равными естественными правами, и в силу этого между ними существовала вражда, война всех против всех. Чтобы  избежать этой опасности, люди под угрозой  взаимоистребления пришли к осознанию  необходимости достичь мира путем  ограничения естественных прав всех и каждого. Они заключили между  собой договор об этом ограничении  и перенесении своих прав в  целях взаимной защиты на одно лицо – государство. Любое нарушение  законов ведет к возврату к  естественному состоянию, где «человек человеку волк», как говорил Гоббс. Эта концепция Гоббса звала к  владычеству разума и культуре общественных отношений.

20. Философские взгляды Дж. Беркли  и Д. Юма .

Джордж Беркли (1685-1753). Главное  философское произведение Беркли –  «Трактат о принципах человеческого  знания». Философское учение Беркли проникнуто стремлением разрушить  материализм и утвердить «имматериализм» (идеализм), обосновать религиозное вероучение. Материя или телесная субстанция, писал он, была во все времена близким другом атеистов.

Стремясь подавить материализм  как почву атеизма, Беркли создал систему субъективного идеализма, прикрываемую ссылкой на данные органов  чувств. Собственно, это и определило долговременную живучесть берклианства. К философским средствам берклианской критики материализма относятся  крайний номинализм и идеологический сенсуализм.

Сторонники крайнего номинализма  утверждают, что общие понятия (универсалии) не имеют никакого реального содержания; действительным содержанием обладают лишь конкретные, единичные вещи. Аналогично рассуждает и Беркли, абсолютизируя  чувственно-наглядное. Что касается общего, то оно существует как обобщенный наглядный образ единичного. Абстрактные идеи, общие понятия – всего лишь заблуждения ума, происходящие из-за «злоупотребления словами». В целях эффективности познания надо добиться полного освобождения философии и науки от «обмана слов», «от тонкой и хитросплетенной сети абстрактных идей». Особенно большим нападкам подвергалось понятие материи или материальной (телесной) субстанции, как «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей»

Исходный путь философии  Беркли – чувственный опыт, трактуемый им как «совокупность ощущений». У Беркли ощущения – не отражение объективного мира, а сам этот мир. «На самом деле объект и ощущение, - пишет он, - одно и то же и поэтому не могут быть абстрагируемы одно от другого». Отсюда его известное положение: существовать – значит быть воспринимаемым. Без субъекта нет объекта.

Последовательное принятие отмеченного Беркли положения ведет к солипсизму ( от лат. solus – один, единственный и ipse – сам), к признанию того, что в мире нет ничего, кроме моего «Я». Мир рождается и умирает вместе со мной. Известный французский мыслитель XVIII в. Дидро сравнивал берклианство с сумасшедшим фортепиано, вообразившим, что оно есть единственное в мире фортепиано, и что вся гармония вселенной происходит в нем. Солипсизм Беркли не только ликвидирует всякий смысл человеческой деятельности, но логически ведет к отрицанию Бога, т.к. отрицается объективное существование мира. Пытаясь отвергнуть настоящий вывод, Беркли отходит от исходного положения своей философии, изменяя собственной первоначальной идее, переходит на позиции объективного идеализма. Он заявляет, что причиной, вызывающей наши ощущения, является Бог, существующий независимо от ощущений.

В целом учение Беркли как  философа отличается заметной непоследовательностью  и противоречивостью. И потому не случайно, что оно стало предметом  критики со стороны мыслителей, придерживающихся различных концепций.

Дэвид Юм (1711-1776)

Концепция европейского скептицизма. Юм согласен с Локком, что все  знания из чувств и с Беркли, что  существовать – значит быть воспринимаемым. Но Юм полагает, что за ощущениями скрыта реальность, которую человек не в  состоянии познать. «Трактат о человеческой природе». Интуиции нет. Есть только дедукция (переход от общего к частному). Материал для нее добывается чувственным  опытом. Все знания из опыта (из чувственных  переживаний). Эти знания из опыта (явления) есть единственная реальность. Эту  чувственную реальность мы обобщаем и строим на основе нее суждения, а та реальность, которая скрыта за чувствами, нам просто не дана. Человек  не только разумное, но и деятельное существо.

21. Особенности немецкой классической  философии. Кант как ее родоначальник.

Временные рамки: последние  два десятилетия 18в. и трех первых 19в. В истории существовало два  выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и Гегель. Обе формы идеализма  в рамках классической ф. достигли высших форм развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля. Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг. Вел. Бурж. Революция во Франции повлияла на немец. филос-ю.

Иммануил Кант (1724 – 1804)-основоположник нем. класс. филос. Творчество на 2 периода: до 70х годов 18 века-придерживался матер. традиций; гипотеза о происхождении Солнечной системы. И.К.: «Дайте мне материю и я покажу вас как устроен мир».  От 70х годов 18в.-занимался проблемой теории познания, работа «Критика чистого разума». Теория познания Канта. Существует 2 мира: природный (там действуют законы мех-ки, физики) и мир челов. сознания. 2 понятия : Вещь в себе и Вещь для нас(присуще нашему сознанию). Знания:→аналитич.→синтетич. Теория познания канта: Вещь в себе (вещи, существующие вне нас)-воздействует на наши органы  чувств. С помощью наших органов  чувств нам дается внешнее проявление предметов, не сущность!  2 ступень: Рассудок анализ. инф-ю которую дают органы чувств (с помощью категорий (категории-понятия, отражающие всеобщие свойства (материи)). 3ступень: Разум анализир. только то, что дает рассудок и играет роль целеполагания (Ц- искусство постановки и достижения целей).  Кант интересуется сущностью бытия. «Мы можем познать внешие проявл. вещей но не их сущность». Кант: 2 вещи котор. не могут не волновать наши души: звездное небо над головой и нравственный закон. Категорический императив Канта. императив-побуждение. Долг побуждает чел-ка к добру. Другой чел-к не средство, а цель!

22. Философския Гегеля. Противоречие  между методом и системой.

Гегель-объект. идеалист. Считал философия-наука о мышлении, разработал диалектику мышления, выявил законы, категории  диалектики. Критиковал Канта за его  вещь в себе, она не познаваема. Основные положения: 1. Сущ-т тождество м/д  бытием и сознанием. (связаны абсолют. идеей-Бог) 2. Познать Бога (Назначение филос-ии в том, чтобы понять смысл бытия. С т. зр. Гегеля познавая явления мы познаем сущность (внутр, скрытую от объектов чувств). 3. Гегель строит замкнутую филос. систему: логика(наука о мышлении)-философия природы( о законом-ях природы)-философия духа(→субъект. дух→объект. дух→абсол. дух) Данная филос. сис-ма заканч. философией Гегеля, прусской монархией. Противоречие между методом и системой: Система замкнута, заканч. философией Гегеля, прусской монархией. В системе-предел развитию. а метод Гегеля-диалектический ( диалектика-учение о развитии). В этом и заключ. противоречие.

23. Антропологический материализм  Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-1872) возродил на немецкой почве и развил дальше материалистические традиции, господствовавшие в Западной Европе в XVII-XVIII вв. Его  основные сочинения - «Сущность христианства»  и «Сущность религии». Выступив с  критикой гегелевской философии, он показывает, что абсолютная идея есть лишь иное наименование Бога. Основой  всего существующего является не дух, а природа. Она существует независимо от человека, никем не сотворена, вечна  и бесконечна. Фейербах именует свою философию антропологией. Фейербах в противовес Гегелю исходит из того, что сущность человека в антропологии, в его телесности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"