Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

 

65. Потребности и интересы как  движители исторического процесса.

История — процесс и  результат общественного развития — реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Именно люди выступают движущими силами, или субъектами всех общественных изменений, поскольку только они способны «осознавать  себя и действовать для себя» (Гегель). Практически невозможно глубоко  и обстоятельно осмыслить исторический процесс общественного развития, абстрагируясь от людей как его  субъектов, равно как от побудительных  мотивов их действий. Понятие «субъект» (от лат. sub - под, до и ject -акт, акция, действие) обозначает носителя любой деятельности, направленной на объект - внешние предметы и условия его существования. Это означает, что только люди могут  выступать субъектами, ибо только они делают свою жизнедеятельность  предметом своего сознания и воли.Активность человека - это и есть его деятельность, в процес¬се которой он преобразует не только внешние обстоятельства, но и изменяет, совершенствует себя. Источниками любой деятельности, активности человека выступают объективные условия, его природное и социальное окружение. В ряду побудительных сил деятельности людей важней¬шее место принадлежит потребностям.Потребность - реальная нужда человека в чем-либо, особое состояние его отношения к необходимым условиям своего существования. Такое состояние и выступает основной побудительной причиной его деятельнос¬ти. Хотя потребности осознаются и переживаются людьми, они, тем не менее, носят объективный характер, поскольку порож¬даются условиями их жизни, реальными отношениями общест¬ва, отражают уровень его развития. Потребности человека дина¬мичны. Как только удовлетворяется какая-либо потребность, ее место занимает другая. Человек, как правило, не удовлетворяется чем-либо однажды найденным. Он стремится не просто закре¬пить, но и совершенствовать уже достигнутое.Всемирная история - это, прежде всего, история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, пред¬назначенных для реализации этих потребностей. Естественный процесс возникновения и совершенст¬вования всей совокупности потребностей общества обычно называют всеобщим законом возвышения потребностей.Человеческие потребности многообразны, как многообразны условия и обстоятельства, в которых осуществляется жизнедея-тельность людей. Они почти всегда ранжированы по их значи¬мости для тех или иных конкретных условий бытия человека. Американский психолог А.Маслоу (1908-1970) утверждал, что всем людям свойственна некоторая иерархическая система базо¬вых (основных) потребностей. К их числу он относил все физиологические потребности (еда, сон и т.п.); потребности в безопасности (спокойствие, защита от зла, гарантии удовлет¬ворения физиологических потребностей); потребности в общ¬ности (принадлежность к социальной группе); потребность в уважении (положительной оценке окружающих людей); потреб¬ности в самоактуализации (стремлении человека раскрыть заложенные в нем возможности к добру, истине, красоте, совер¬шенству и т.п.). Высшие потребности, например, потребности в самоактуализации, могут быть удов¬летворены, только тогда, когда реализованы низшие потребнос¬ти. Действия людей вытекают не только из их потребностей, но и интересов. Интерес занимает важное место в деятельности людей, он объединяет их, заставляя действовать устремлено, максимально используя при этом все наличные возможности. Интерес (от лат. interest - имеет значение, важно) - это такая особенная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим важное для них общественное значение, притягательность.Интересы людей, как и потребности, тоже многообразны. Они бывают индивидуальными и групповыми, государственны¬ми и партийными, экономическими, политическими, духов¬ными. Кроме того, интересы могут различаться в зависимости от возможностей их осуществления: реальные и нереальные, мнимые и действительные, а также в зависимости от отношения к общественному развитию: прогрессивные, консервативные, реакционные. Стремясь удовлетворить свои интересы, люди изменяют условия своей жизнедеятельности, а вместе с этим развивают и свое общественное бытие.На основе осознания потребностей и интересов формируют¬ся цели деятельности. Всякая деятельность как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру направляется определенной целью. И даже, если та или иная цель действия не может быть четко выражена, она, тем не менее, имеет место всегда. Деятельности, ни на что не направленной и никакой целью не обусловленной, не может быть. Цель - это идеальный проект деятельности, мысленное предвосхищение ее результата. Она вытекает из объективных условий и предпо¬лагает наличие этих условий. Именно поэтому люди, как правило, стараются ставить перед собой лишь те цели, которых они могут достичь, и с учетом наличия тех средств осуществле¬ния деятельности, которыми они располагают. Цель как идеаль¬ная конечная причина освещает все действия человека, часто помогает ему преодолеть невзгоды на пути к ее достижению. Человек ставит самые разнообразные цели, выстраивая определенную их иерархию в своей жизнедея¬тельности. Цель выступает действительно внутренним (а не внешним, навязанным) побуждением человека к деятельности, становится системным упорядочивающим интегратором всех его поступков на пути к ее реализации, если она переходит в мотив и установку действий. Именно поэтому важно обратить вни¬мание еще и на такие психологические регуляторы деятельности человека как мотив, стимул, установка. Вместе с потребностями, интересами, целями, мотив, установка, стимул выступают внутренними побудительными силами действий человека.Мотив - это мыслительный процесс, в ходе которого человек анализирует, оценивает свои потребности и интересы, делает выбор и принимает решение в пользу того или иного действия. Сам мысли¬тельный процесс, обосновывающий принятое решение, представ¬ляется человеку достаточной причиной для определенного дейст¬вия. В мотиве находит свое выражение оправдание человеком того или иного своего действия, поступка. Именно поэтому можно сказать, что мотив не только побуждает и направляет деятельность, он придает ей субъективный личностный смысл.

На основе мотива формируется  установка к действию. Уста¬новка - идеальная побудительная сила, характеризующая особое состояние  предрасположенности и готовности человека к опре-деленному действию в конкретной ситуации. Наличие установки уже само по себе свидетельствует о стремлении человека реали¬зовать цель деятельности.Таким образом, деятельность человека обусловлена и вызы¬вается не только объективными условиями действительности, но и регулируется, направляется идеальными побудительными силами (сознанием) самого человека. «Сцепляясь» друг с другом в сознании человека, потребности, интересы, цели, мотивы стимулы, установки регулируют и направляют действия людей, придают им смысл, способствуют удовлетворению через эти действия их значимых потребностей и интересов.Субъектом - носителем сознательной деятельности по сохра¬нению или изменению среды своего существования могут высту¬пать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы (слои, классы, нации, общественные объединения). Философия, изучая закономерности общественных процессов, анализирует, в том числе, и возможности различных групп людей и личностей управлять общественной жизнью, воздействовать и направлять ход ее развития. Благодаря конкретному определению субъекта исторического действия и его побудительных сил постигается характер и способ воздействий человека на преобразование социальной реальности, уясняются значимые цели и задачи об-щественной жизнедеятельности людей.

 

66. Субъекты социального действия (население, народ, толпа)

 

Соц действие - форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества. С. д. подготавливается обществ. движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными программами и определённой идеологией. Развитые обществ. движения создают свои организации — партии, ассоциации, политич. союзы т. д.

        Виды  С. д. различаются в зависимости  от разрешаемых проблем (экономические,  социальные, политические, развития  духовной жизни общества), их социального  и классового содержания (чьи  интересы и потребности стимулируют  данную проблему и в чьих  интересах она разрешается), методов  их разрешения (реформа или революция).

Впервые понятие социального  действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию  типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения  индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Населе?ние (народонаселение) в демографии — совокупность людей, живущих на Земном шаре (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства. Население, его развитие и другие характеристики изучается науками о населении, к которым относятся: социология, демография, социально-экономическая география, социально-экономическая статистика. НАРОД Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.. Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.Слово «народ» также используется в значении нация. Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности. В политическом смысле нередко употребляется термин народ (простонародье), означающий основную непривилегированную массу населения, в противоположность «элите» и «власти». Словом «народ» иногда обозначается толпа.Толпа— большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

 

67. Народные массы как решающая  сила исторического развития.

В ф. понятие «народ» - народонаселение  какой-л. обл., региона, страны; этнос (народ  коми); некоторая соц.-полит. общность (российский народ).Славянофилы и народники толковали «народ»: простые люди, труженики. Им они противопоставляли любую элиту. Схожее толкование у Маркса: те классы и слои, кот. своей деят. объективно реализуют прогр. задачи обществ. развития. В русской револ.-демокр. публицистике (Чернышевский, Ткачев) и в марксистском обществознании «народ» - творец истории, решающая сила процесса общественных изменений в отл. от любой ист. значимой личности. Закон возрастающей роли народных масс в истории К.Маркс: «Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является». Решающая роль нар. масс в ист. определяется тем, что, во-первых, народ – главная произв. сила общ., создающая все матер. условия жизнедеятельности людей; во-вторых, народ – участник всех соц-полит преобразований общества, массовая база всех класс. битв, революций; в-третьих, народ – источник и носитель духовной культ. общества.

Роль народа в разл. ситуациях  не одинакова: 1). Он безмолвствует и  выступает статистом неких, заранее  кем-то срежиссированных деяний и тогда  его роль, даже вопреки его собственным  интересам, сведена к нулю 2). Он –  активный и непосредственный участник событий и от него зависит весь дальнейший ход истории.

Категория «народ» (народные массы) выполняет важную функцию  в ф. анализе: позволяет зафикс. массовую вовлеченность (или наоборот) разл. групп людей в ист. процесс  преобразований; позволяет обратиться к анализу общ. образований и связанных с ними процессов, которые являются внутренне неоднородными из-за разл. соц. слоев, их наполняющих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68. Классы и нации как субъекты  социального развития.

В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности  людей складываются и их социальные отношения. Люди в зависимости от места, занимаемого ими, в системе  общественного производства, приобретают  соответственно разный статус и соц. положение (собственник, работник, управляющий, иждивенец и т.д.). В каждом обществе имеет место дифференциация социальных функций - разделение занятий, осуществляемых различными индивидами, группами людей. Люди с однотипным общественным положением (одинаковым общественным статусом) образуют определенную социальную группу. Существует много самых разных социальных групп: классы, страты, половозрастные, профессиональные, квалификационные, отраслевые, территориальные (региональные) и прочие. Социальная сфера общества это как раз и есть характеристика форм взаимоотношений этих групп (общностей) людей друг с другом на том или ином этапе общественного развития. Так, общество, например, может делиться на различные классы, между которыми возникают самые разные формы отношений и взаимодействия (борьбы, сотрудничества и др.). Классы - это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда.Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (классовая принадлежность определяется на основе социально-экономических характеристик и зависит от места, которое занимает человек в системе общественного производства и которое, в свою очередь, обусловливается: 1) отношением к собственности (является ли он владельцем средств производства или нет); 2) ролью в общественной организации труда (является ли он организатором производства или нет); 3) способом и размером распределения произведенного продукта (как и какую долю общественного богатства он получает).Концепция теории соц стратификации и социальной мобильности, разработанные П.А.Сорокиным. Согласно этой теории все общество делится на страты (от лат. слой, пласт) в зависимости от получаемых доходов или уровня жизни и т.д. Получается «многомерная стратификация» и  человек может принадлежать одновременно к нескольким стратам, или классам. Но в любом обществе существует та или иная возможность для социальной мобильности: горизонтальной (перемещение людей внутри одного и того же слоя) и вертикальной (перехода индивида из одной страты в другую: бедный человек может, к примеру, разбогатеть, а богатый - разориться и тем самым также поменять свою страту). Существует еще и этническая дифференциация людей. Этнос (от греч. племя, народ) - стабильная группа людей, характеризуемая устойчивыми, присущими им особенностями социо-культурного развития их жизнедеятельности (язык, общность психического склада, сознание своего единства, которое фиксируется, в том числе в самоназвании - этнониме и т.п.). Этнос- это особый исторически возникший в определенных природно-территориальных условиях тип объединения людей, особая форма их совместного существования и развития; складывается и развивается естественноисторическим путем, он не зависит от воли входящих в него отдельных людей, ибо существует за счет самовоспроизводства. С возникновением классов и государства на смену кровнородственным связям объединения людей приходят территориальные (полисы, княжества, графства, государство). Территориальный признак становится определяющим. Переход от феодализма к капитализму обусловил образование новой этносоциальной формы - нации. В этой связи обычно подчеркивается, что нация - это продукт буржуазной эпохи, это такая форма общности людей, которая складывается и развивается на основе: 1) общности экономической жизни (связей) людей; 2) единой территории (зачастую совпадающей с границами централизованного государства); 3) литературного языка; 4) общности психического склада, проявляющегося в общности культуры.Нация - это, прежде всего, политическая форма единения людей, сформировавшаяся на основе общности их языка и культуры. Нация рассматривается в таком случае как определенный исторический тип завершения этносоциального развития общества, после которого возможны лишь слияния наций и их отмирание.О нации следует говорить лишь тогда, когда этнос или этносы политически консолидированы в рамках единого государства или определенного политического движения и практически полностью идентифицируют себя с ним.

 

69. Роль личности в истории.

Личность- в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Роль личности. 3 концепции: 1). Личность – ничто (анархия, власть не дается никому) 2). «золотая середина» 3). Личность – все (диктатура, Ницше.) Рассуждения о «золотой середине.»: каждый человек выступает субъектом своей жизнедеятельности, нередко он играет и решающую роль в деятельности своего ближайшего окружения. Но чем шире масштаб деятельности, тем уже круг людей, которые могут стать субъектами исторических изменений. Такие в философии истории называются историческими (выдающимися) личностями. Античные философы положили начало традиции, в которой личность и общество рассматриваются в тесной взаимосвязи. По Гегелю, важнейший отличительный признак выдающегося деятеля, залог эффективности его действий – цель, цель, которая содержит такое всеобщее, которая составляет основу в существовании народа или государства. Дело выдающейся личности – знать всеобщее, необходимую ближайшую ступень в развитии мира, сделать ее своей целью и вложить в ее осуществление свою энергию. Марксисты исходят из положения о решающей роли народных (трудящихся) масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности влиять на ход исторического процесса. Роли народа и личности анализируются в неразрывной связи. По Плеханову, личность тесно связана с классом, народными массами и, только выражая их подлинные интересы, она может занять соотв. место в истории, оказывая влияние на исторический процесс. «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам. Он является начинателем потому, что видит дальше других и хочет сильнее других».

 

 

 

 

 

 

 

70. Эволюционное и революционной в историческом процессе.

В зависимости от Характера  различают две большие группы социальных изменений (и шире – социальных процессов) – Эволюционные и революционные  социальные изменения.

Эволюционные – это  изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как устойчивые и  постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эволюционные изменения могут  иметь как восходящую, так и  нисходящую направленность. Эволюционным изменениям в той или иной степени  подвержены все сферы жизнедеятельности  общества – хозяйственная жизнь, социальные общности, политические структуры, система ценностей и др.

Эволюционные изменения  могут организовываться Сознательно. В таких случаях они приобретают  форму Социальных реформ (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного  права, реформа П. А.Столыпина в  начале ХХ века, введение НЭПа в Советской  России в начале 20-х годов). Но эволюционные изменения могут быть и Стихийным  процессом. Примером могут служить  демографические процессы, связанные  со снижением рождаемости в развитых странах мира.

Эволюционные изменения  не следует понимать как линейное и последовательное движение по восходящей линии всего социального организма  и отдельных его частей. Эволюционные изменения как бы «рассыпаны»  в массе других общественных перемен, имеющих совершенно разную направленность.

Революционные социальные изменения  существенным образом отличатся  от эволюционных. Это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие Коренную ломку социальных систем, это не частные, а общие и даже всеобщие изменения. Такие изменения часто опираются на насилие.

 

71. Общественный прогресс, его критерии  особенности в современных условиях.

Прогресс — направление  развития сложных систем (в том  числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее  совершенных форм к высшим, более совершенным.

Прогресс противоречив:1)прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.2)общество не может постоянно прогрессировать, стадии прогрессы сменяются стадиями регресса.

Главные критерии:1.способ производства; 2.развитие производительных сил и  производственных отношений; 3.мораль, нравственность (Сен-Симон); 4.Мера свободы  человека (Гегель) Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором:1.возрастает число  ее подсистем,2.усложняется структура  системы,3.увеличивается число связей между элементами системы,4.возрастает набор функций отдельных элементов  и подсистем системы.

К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы  и революции.

Регресс — направление  развития сложных систем, для которого характерен переход от сложных форм к более простым и менее совершенным. В результате регрессивного развития:1.уменьшается набор полезных для системы функций, 2.распадаются существовавшие ранее структуры, 3.уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.

Как показывает анализ исторического  процесса, развитие общества характеризуется  многонаправленностью. Такое развитие предполагает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и круговые изменения. Маркс считал, что человечество идет ко все большему развитию прозводства и самого человека. В 20 веке появились философские теории, согласно которым отрицается светлое будущее. Испанский философ Ортега-и-Гассет (1883-1955) писал, что люди затмили свой рассудок, утеряли бдительность и рассудок, жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться. Многие философы выдвигают пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"