Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Многие характерные  особенности средневековой философии  проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и  номинализма.      « Реализм » в его средневековом понимании не имеет ничего общего в современном значении этого термина. Под реализмом подразумевалось учение , согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия , или универсалии , а не единичные предметы , существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей , представляя собой мысли , идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей , ибо эта сущность и есть не что иное , как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связанно с подчёркиванием приоритета воли над разумом и  носило название номинализма. Термин «  Номинализм » происходит от лат. Слова  « nomen » , что значит « имя ». Согласно номиналистам , общие понятия – только имена ; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путём абстрагирования признаков , общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так , например , мы получаем понятие « человек » , когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то , что является общим для них всех . а поскольку все люди суть живые и одушевлённые существа , обладающие разумом , то , стало быть , в понятие человека входят именно эти признаки : человек есть живое существо , наделённое разумом . таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей . Крайние номиналисты , которым принадлежал , например , Росцелин ( XI – XII в.) , даже доказывали , что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное , а общее – только иллюзия , не существующая даже в человеческом уме .

Спор номиналистов и реалистов возник в связи  с проблемой единичного и общего, как она ставилась ещё у Аристотеля , различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других .

Если реализм  рассматривал как нечто идеальное  и предшествующее вещи , т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного , то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы .

Таким образом , спор реалистов и номиналистов явился философским , так как в нём  фактически обсуждались проблемы природы  единичного и общего , их диалектика

 

38. Номинализм и реализм в средневековой схоластике.

В развитии средневековой  схоластики как периода философии  различают три этапа:

- ранняя схоластика (IX-XII вв.);

- зрелая схоластическая  философия (XIII в.);

- поздняя схоластика (конец XIII-XV вв.).

Ранняя схоластика связана с именами Ансельма Кентерберийского, Росцелина, Иоанна Скота Эриугены, Пьера  Абеляра.

В XI-XII вв. оформляются и вступают между собою в борьбу два направления средневековой философии – реализм и номинализм. Объектом их дискуссийявилось происхождение общих понятий – универсалий.

Главным представителем реализма в период ранней схоластики был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Догматы христианского вероучения составляют для него незыблемую истину, но требуют определенного осмысления. Поэтому диалектика необходима верующему человеку для укрепления его веры. Истина дана человеку в вере, но она требует прояснения, и поэтому Бог наделил человека разумом. Следовательно, разум – это необходимое техническое средство для веры. Отсюда крайняя умозрительность схоластической философии Ансельма Кентерберийского.

Совершенно противоположную  позицию по вопросу об универсалиях отстаивали представители номинализма. Наиболее полное отражение она нашла  в произведениях Росцелина (1050-1123/25) – философа, теолога, богослова, преподавателя логики. Росцелин доказывал, что различия между вещами зависят от различийв их материальной основе. Ее же можно постигнуть не разумом, а только при помощи чувственного восприятия. Поэтому мыслитель отвергал какую бы то ни было объективность общего не только в бытии, но и в уме познающего субъекта. Анализ центрального догмата христианства – догмата Троицы – привел его к выводу о том, что не может быть божественной субстанции, объединяющей существование одновременно трех божественных лиц. В действительности могут существовать три различных Бога. За это он подвергся преследованиям со стороны церкви, а его учение было запрещено. Практически, номинализм – это первое выражение материализма в схоластике средневековья.

Преодолеть крайности  реализма и номинализма попытался  в своем учении, получившем название «концептуализм» Пьер Абеляр (1079-1142). Главный тезис его концептуализма заключается в том, что универсалии  – это понятия, существующие в  уме человека, так как в единичных предметах существует нечто общее. Историческая заслуга Абеляра состоит в том, что он выделил сферу чувственного познания из рационального, доказав, что универсалии – это абстракции, возникающие на основе чувственного опыта.

 

 

39.Философия и теология Ф. Аквинского. Разум и вера. Доказательства бытия Бога.

Второй этап развития (XIII в.) – зрелая схоластическая философия, характеризуется окончательно сложившейся системой теолого-философских взглядов эпохи Средневековья. Он связан с деятельностью итальянского монаха ордена доминиканцев Фомы Аквинского (1225-1274).

Ядро учения Фомы (томизм) составляет принцип гармонии веры и разума, выражающий соотношение  теологии и философии. Согласно этому  принципу, теология выше философии, поскольку лишь некоторые догматы христианства могут и по возможности должны быть подкреплены разумным обоснованием. К ним относится, в первую очередь, положении о бытии Бога – центральный догмат христианского вероучения. Но разум не в состоянии обосновать те религиозные догматы, которые доступны только вере, постигаются посредством откровения. К числу подобных догматов относятся: положение о воскрешении из мертвых, загробном воздаянии и некоторые другие.

Свою основную задачу Фома усматривал в логическом обосновании бытия Бога. С этой целью он разработал систему доказательств божественного существования. Эти доказательства строятся по единому принципу: «От мира к Богу». Каждое из них и тем более все они вместе, утверждал Фома, убеждают нас в неоспоримости божественного существования. Сам же Бог трактуется Фомой в полном согласии с ортодоксальным католицизмом как всесовершенное существо, создавшее мири управляющее им в соответствии с собственной волей.

В своем учении Аквинат уделяет существенное влияние  проблеме государства. Главной задачей для него явилось обоснование превосходства церковной власти над светской, оправдание вмешательства церкви в политические дела государства, вплоть до свержения монарха. Введя различия между сущностью власти и ее формой, Фома доказывает, что институт Государства необходим, он вечен, он от Бога. Однако, «хотя всяческая власть происходит от Бога, она может также не происходить от него».

 

 

40. Мусульманская философия средних веков ( Аль-Фараби).

Термин «арабо-мусульманская» философия достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в составАрабского халифата и писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя философия эта далеко не всегда была религиозной, развивалась она в культуре, где доминировал ислам. Поэтому, можно сказать, что арабо-мусульманская философия это - традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации.

Расцвет этой философии  начинается в VIII в., спустя, приблизительно, сто лет после возникновения ислама, которые понадобились для того, чтобы новое мировоззрение, связанное с монотеистической религией, вполне овладело умами. За это время исламское государство распространилось на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, включив в свою орбиту многочисленные народы, уже испытавшие значительное влияние философского наследия античности и исповедовавшие зороастризм, христианство, гностицизм.

Хотя эти факторы оказали свое воздействие на зарождение теоретической рефлексии и, в частности, философской мысли в арабо-исламском мире, последняя никак не сводится к сумме внешних влияний и заимствований. Она представляет собой самостоятельный историко-философский феномен, характеризующийся собственным способом задания проблемного поля и рациональными критериями оценки допустимости постановки задач в его пределах и правильности их разрешения.

На этой основе сформировался блок проблематики, общей  для всех течений классической арабо-мусульманской философии и послужившей в ней предметом дискуссий. Он включает вопросы метафизики (первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования-несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и первоначалу).

Источники классической арабо-мусульманской философии распадаются на две группы. Это, с одной стороны, основополагающие мировоззренческие тезисы, которые получили свое закрепление в Коране. Речь не идет о том, что философия каким бы то ни было образом, сводится к теологии. На Арабском Востоке философия не стала служанкой теологии. Значение коранического текста для философии заключается в закреплении тезиса о едином первоначале множественного мира, стоящем к этой бесконечной множественности в генетическом отношении и, тем не менее, совершенно от нее отличном. А также и человеке как носителе разума и этического начала, поставленном выше всех существ и наделенном властью распоряжаться мирозданием к свой пользе. С другой стороны, это богатое наследие античной философской мысли, ставшее доступным благодаря активному переводческому движению первых веков ислама. На арабский язык через сирийский или непосредственно был переведен практически весь аристотелевский корпус, диалоги Платона и многое другое. Неоплатонизму и аристотелизму принадлежит решающая роль в ряду заимствований, менее заметна роль стоицизма и пифагореизма. В целом же, степень и границы были настолько широкими, насколько это требовалось и допускалось собственными задачами развития арабо-мусульманской философии, которая при этом носила самостоятельный характер.

Обращение к  разуму как к высшей инстанции  при решении тех или иных вопросов, считалось чертой, отличающей философов  от тех, кто в качестве такой инстанции  принимал религиозный авторитет, т.е. от традиционалистов-салафитов и  от мистиков-суфиев.

Историческое развитие арабо-мусульманской философии распадается на два периода, одновременно два направления: калам и фальсафу.

Развитие калама приходится на IX-XII вв. Фальсафа развивается в X-XV вв. Различие между мутакаллимами и фаласифами заключается в том, что первые за отправную точку своих рассуждений принимали «канон ислама», вторые – «канон разума» и исходили исключительно из античных моделей философствования.

Калам(араб., букв.: речь, беседа) – «спекулятивная теология», являющаяся одним из направлений мусульманской философии, сложившимся в началеIX в. и опирающееся на логико-философские положения, а не на следование религиозным авторитетам. К основным философским проблемам калама следует отнести вопросыо соотношении божественной сущности и божественных атрибутов, божественного предопределения и свободы воли человека, о вечности или сотворенности Корана.

В каламе принято  выделять три этапа: ранний калам  – мутазилизм (IX в.); поздний калам – ашаризм (X-XII вв.); сближение калама с философией восточного перипатетизма (XIII-XV вв.).

Мутазилиты (араб. – обособившиеся, отделившиеся) –  представители первой крупной школы  в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), процветавшей в первой половине IXв. Мутазилизм возник в ходе диспутов мусульман с представителями других верований, прежде всего христианства, а также с проявлением в исламе различных религиозно-политических течений. В этих спорах сложилась характерная для всего калама в целом проблематика: как соотносятся атрибуты Бога с его сущностью, извечен ли Коран как слово Божье или он сотворен во времени, как соотносится свобода воли к предопределенности человеческих поступков и т.п. Мутазилиты считались отделившимися потому, что утверждали, что человек, совершающий грех, лишь отходит от рядов правоверных, не становясь неверующим, т.е. занимает промежуточное положение между теми и другими. Наиболее известными представителями мутазилизма были ал-Алляф (ум.ок. 840), ан-Наззам (ум. 835-846), ал-Джахиз (ум. в 868 г.).

Мутазилиты отрицали необходимость слепого следования религиозным авторитетам и традициям (таклид), рассматривали сомнение как первое условие познания.

Мутазилиты были активными поборниками свободы  воли. Они считали, что поскольку  Бог справедлив, то он может творить  по отношению к своим созданиямтолько то, что целесообразно и справедливо. Отсюда они выводили, что Бог не может быть источником зла и несправедливости. Обосновывая эту идею они утверждали, что у человека наличествует свободная воля, и за все дурные поступки оно должен отвечать пред Богом. Бог, согласно их учению, всемогущ, но только относительно добра и справедливости. Зло и несправедливость не исходят от Бога, значит существуют такие акты, которые Всевышний не способен определять. Если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так дурные поступки. Бог, в силу своей справедливости, оказывается вынужденным награждать человека за благие дела и наказывать за дурные. В итоге получается, что Бог делает последнее не по своей злой воле, а по справедливости.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"