Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

В VIII-VII вв. до н.э. в древнегреческом обществе происходит «брожение» умов, связанное с кризисом традиционной религии олимпийских богов, острым осознанием экзистенциальных проблем: поиском смысла человеческого бытия, соотношения индивида и Вселенной и т.п. Важной составляющей формирования философии в этот период становится так называемая предфилософская традиция, включающая в себя раннюю этическую рефлексию (рассуждения древних мыслителей на нравственные темы) и первые богословские опыты (поэтические и другие толкования древних мифов). Именно она сыграла огромную роль в дальнейшей эволюции античных философских представлений, возникших на рубеже дофилософской и философской эпох.На VII-VI вв. до н.э. приходится жизнь и деятельность целого ряда выдающихся мыслителей и ученых ранней античности, включенных в списки так называемых «семи мудрецов». Их творчество, плодом которого явился сборник нравственных поучений, оказалось последней ступенью в появлениисобственно философской традиции.

Античная философия космоцентрична, поскольку космологически-онтологический характер носит античное мировоззрение в целом. Поэтому теоретическую основу античной философии составляет принцип, согласно которому бытие представляет собой единство и целостность, несмотря на множественность существующих вещей. Основной предмет изучения греков - это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа – предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Другой важной чертой античной философии является ее объективизм. Причемупор на естественно-стихийное саморазвитие вещей делает античное мировоззрение абсолютным объективизмом. Душа (принцип самодвижения и движения) и ум (принцип целесообразности космоса как художественного целого) характеризуются в первую очередь как объективно-космические силы, а человеческие душа и ум есть слабое отражение их объективного аналога. Субъект никогда не ставится выше объекта. Более того: человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем воплощаются. В идее внутренней соотнесенности микрокосма и макрокосма, характерной для античной философии, доминирует направленность от Вселенной к человеку, т.е. эстетический аспект космологии. Основной метод философского познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.

В античной философии  отсутствует представление о  личности как о духовной индивидуальности. Человек в античности понимается как вещь, тело, сам человек и  его духовная жизнь строится по типу вещей, по типу физического происхождения физических тел. Античная культура внеличностна, что обусловлено вещественно-безличным характером рабовладельческого строя.

Философскому  стилю античности присущ пантеизм, т.е. отождествление Бога и природы. Космос – абсолютное божество. Греческие боги природны. Космос абсолютен, божественен, а отдельные боги – лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы.

Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела.

Периодизация  античной философии

В историко-философской  традиции существуют различные периодизации античной философии, каждая из которых  вносит дополнительный штрих в общую  картину. Естественно, каждая из предложенных периодизаций достаточно условна

- ранняя классика  или досократовская философия  – VII-VIвв. до н.э.

- классический  период – V-IV вв. до н.э.

- эллинистическо-римский  период – III в. до н.э. – VI в. н.э

Философия досократовского  периода представлена двумя основными течениями: ионийская философия (милетская школа и ее последователи) и италийская философия (пифагореизм и элейская школа).

Первой философской  школой Древней Греции была Милетская  школа (в рамках ионийской философии). К этой школе относится творчество таких мыслителей как Фалес (первый математик и физик Ионии, гидроинженер, изобретатель астрономических приборов, прославился как предсказатель солнечного затмения 585 г. до н.э.), Анаксимандр и Анаксимен.

Главной проблемой, которая волновала первых философов Греции, была проблема архэ – первоначала, унаследованная от греческой мифологии. Однако, если мифология пыталась ответить на вопрос как все произошло, то философия стремилась выяснить из чего все.

Фалес считал, что  все сущее возникло из некоего возможного первовещества (начала) или воды. Все состоит из воды и рождается из воды. Все есть в сущности превращение воды.

Ученик и последователь  Фалеса Анаксимандррасширил понятие  начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. Такое первоначало отличается от всех известных веществ (в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное», «безграничное» - Апейрон. Он вечен, неуничтожим, находится в вечном движении, вечной активности. Движение – его свойство. Из него все возникает, из него все существует.

Анаксимен –  последователь Анаксимандра. Он объявил, что апейрон – свойство воздуха. Все природные формы сводятся к воздуху. Все возникает из воздуха  через его разрежение и сгущение.

Известнейшим  философом этого периода античной философии является Гераклит из Эфеса. Согласно Гераклиту – вечно изменяющийся мир в своей основе имеет единое материальное первоначало, первовещество  – «огонь».Мир не имеет начала, а следовательно, и конца. Мировой порядок подчиняется строгой ритмичности – мерами «вспыхивает и мерами же угасает».

На огне как  первовеществе Гераклит остановился  не случайно. Огонь наиболее подвижное, изменчивое из всех, наблюдаемых в  природе явлений. Огонь лежит в основе всего сущего и является тем, из чего все возникло.

Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики. Мир- упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного».

 Вся природа,  не останавливаясьизменяет своё состояние. «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку и нельзя застать дважды нечто смертное в одном и том же состоянии, ибо по причине стремительности и скорости изменений все распадается и собирается, приходит и уходит». Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит борьба противоположностей - она абсолютна.

Альтернатива  учению Гераклита возникла в Италии. Противоположное мировоззрение было свойственно пифагорейцам. Представлению Гераклита об абсолютной изменчивости и текучести бытия они противопоставили учение о царящем в мире (Вселенной) порядке и мере.Это представление имело буквальный характер. Структуру мироздания пифагорейцы связывали с существованием такого явления как число.Именно числавыражают точные, не зависящие ни от какого произвола соотношения величин. «Число владеет вещами», - утверждал Пифагор. Изучить, понять то или иное явление – значит измерить его.

На это же время приходится существование Элейской школыфилософствования, сформировавшейся в городе Элея, расположенном на Италийском полуострове. Представителями этой школы являются Ксенофан, Парменид и Зенон Элейский. Противопоставляя истину и мнение элеаты сделали философское открытие: мнений много, а истина – одна. Что же представляет собой мир не в общем мнении, а по истине? Ответить на этот вопрос можно, если руководствоваться не чувствами, а разумом.

Парменид –  современник Гераклита. Логика доказательства привела его к новым важным идеям, прежде всего к идее тождества бытия и мышления. У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь ононепостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно». Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием.

- помимо бытия  нет ничего. Также и мышление  есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем;

- бытие никем  и ничем не порождено;

- бытие не  подвержено порче и гибели;

- у бытия нет  ни прошлого, ни будущего, бытие  есть чистое настоящее.

Разрыв умопостигаемой реальности очевидного стал основной темой творчества ученика Парменида  – Зенона Элейского.Он предложил  понятие апорий. Апории -  
примеры затруднений, возникающих на пути мышления, пытающегося представить мир в его чувственной данности: движении и множественности. Зенон доказывал то, что явно противоречило очевидности – он говорил, что летящая стрела на самом деле не летит, ибо в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удастся. За этими парадоксальными рассуждениями, несоответствие которых данным человеческих ощущений не подлежит никакому сомнению, обнаруживается все то же представление о несоответствии пути истины и пути мнения (Парменид).

Философия Демокрита  – система воззрений мудреца, единственной целью которого является созерцание мира, но не активное действие: «Мудрец – мера всех вещей», поэтому  картина мира мудреца отличается от той, которую создают обычные люди.

Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное). Первое основано на чувствах, второе – на разуме. Если бы в человеческих силах было увидеть, каков мир по истине, т.е. как он выглядит независимо от субъекта, перед нами бы предстала совершенно иная картина. Мы увидели бы, что ничего этого на самом деле нет, а есть лишь атомы и пустота. То есть, согласно учению атомистов, по истине существует не только бытие, но и небытие. Пустота – это и есть самое небытие, благодаря которому только и может иметь место движение. При чем и бытие и небытие – недоступны органам чувств. И атомы и пустота постигаются только умом.

Атом(неделимый) – есть с точки зрения Левкиппа и Демокрита, мельчайшая, абсолютно плотная и непроницаемая частица. Они не подвержены никаким изменениям, не имеют ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Все качества вещей – сплетений атомов – существуют лишь в общем мнении, иными словами, они носят иллюзорный характер. Самим же атомам присущи только определенная форма и положение.

В действительности не происходит ничего случайного. Все  сцепления и расщепления атомов есть проявление необходимости, так  же как и все обусловленные  этими процессами события. Если какое-то явление кажется нам случайным, то только потому, что нам неизвестна его причина.

 

 

31.Софисты и Сократ. ЗначениеСократа в истории философии.

В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникло новое направление в философии, представителями которого были софисты и Сократ.

Термин софисты  применяется для обозначения  группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями  являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии.

Софисты отождествляли  мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах.

В философии  софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне  человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.

Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Для Сократа  мерилом всех вещей является человек  как разумное, мыслящее существо, поскольку  в мышлении находят свое выражение  общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. «Познай самого себя» - кредо Сократа.

Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. Метод рождения новых мыслей, обобщенных понятий Сократ называл майэвтикой – «повивальным искусством». Как повивальная бабка помогает роженице произвести на свет дитя, так и философ помогает своим ученикам произвести на свет новые понятия. Сократ говорил, что он не может ничему научить, а может только помочь сделать имеющиеся в голове учеников мысли вполне ясными. Поскольку философ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Учение Сократа знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"