Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Особенностью  индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшее религиозно-философские учения брахманизма  и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что  истинаодна, но она многогранна.

 

 

27.Антиведические школы древнеиндийской философии (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).

Со времен раннего  средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней  Индии – даршаны– на две большие группы:

1) ортодоксальные (т.е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Эти философские школы занимаются толкованием и интерпритацией Вед и разрабатывают системы, представляющие собой индивидуальный путь спасения человека через физическое и духовное самосовершенствование.

2)неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): червака-локаята, джайнизм, буддизм.

 Движением,  которое поставило под сомнение  ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н.э.). Основателем джайнизма считается МахавираВардхамана «Джина» (Победитель). Он победил себя путем духовного самосовершенствования и отказа от страстей и желаний и указал путь другим людям. Этика джайнизма – этика аскетизма.

После Vв.до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Его основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 гг. до н.э.). Согласно его учению, все в мире«преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не приходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизмабыло освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.

Буддийская философия  каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью  которого является нирвана – великое  освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т.е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь.

Главные идеи философии Будды.

  • «Четыре благородные истины».
  • Теория причинности.
  • Непостоянство элементов.
  • «Средний путь».
  • «Восьмеричный путь».

Как понимать эти основные положения буддизма?

«Четыре благородные  истины»:

  • жизнь – это страдание;
  • причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;
  • избавиться от страданий можно, подавив в себе желание и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;
  • для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.

Теория  причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного,все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек является причиной этих страданий.

«Средний  путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.

«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.

 Именно этот  путь, согласно Будде, ведет к  цели. Исполняя эти заповеди, по  учению Будды, человек способен  достичь состояния нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

Можно сказать, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе».

В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н.э. царь Ашока провозгласил буддизмгосударственной религией. В I в. н.э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии ( в Тибете, Китае, Японии и др.).

Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшееразвитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н.э. Центральное место в пантеоне богов занимает «троица», или триединый образ («тримурти»:Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных этнических групп Индии. Индуизм принял форму повседневности. Дж. Неру – глава государства и выдающийся гуманист ХХ века считал, что смысл его можно выразить так: живи и давай житьдругим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Индирой Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.

Среди критиков брахманизма иведической религии  были также чарваки-локаяты. Основоположником этого учения был Брихаспати(7 – 6 вв. до н.э.). Чарваки считали, что душа есть тело, обладающее сознанием.Смерть – одновременно разрушения и сознания и души. Существует только этот мир «лока», никакого потустороннего загробного мира нет. Нет Бога, нет души, нет закона кармы. Поэтому жертвоприношения бессмысленны. За эти идеи школу чарваков-локаятов характеризуют как материалистическую.

 

 

28. Проблема первоначала в натурфилософии древних греков.

Раннегреческая  философия возникла и развивалась  в тесной связи с зачатками  конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: "Из чего все произошло?"

Первая философская  школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (около 625-547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего - субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

Третий представитель  милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н.э.), решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: "Все есть число". Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.

Ярким представителем раннегреческой философии является Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.), который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначало, конкретная стихия.

Мир - это упорядоченный  Космос, он всегда был, есть и будет  вечно живым огнем, закономерно  воспламеняющимся и закономерно  потухающим, считал Гераклит. Образование  этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. «Все течет, все изменяется» и «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - писал он, обосновывая бесконечную изменчивость мира.Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние, благодаря борьбе противоположных начал, единство которых образует гармонию мира. За эти идеи Гераклита называют первым диалектиком.

Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно-научного подхода в объяснении первоначала мира.

 

 

29.Натурфилософия древних греков (Демокрит, Эпикур).

Крупным шагом  на пути развития онтологического подхода  в решении философских проблем  является атомизм Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит из их соединения и  разделения, поэтому вещи различаются  лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению. Атомы  вечно движутся в окружающей их пустоте: место, занимаемое одним атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты», говорил Демокрит. Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии; но она является попыткой решения проблемы существования множественности и движения, поставленной элеатами.

Аристотель завершает  классический период в развитии греческой  философии. В период эллинизма (IV век  до н.э. - V век н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев - последователей учения Эпикура и стоиков - представителей стоицизма. Философы эллинизма считали условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира и прежде всего от политической сферы.

Философско-этическая  система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо, постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение им блаженства, наслаждения. Такая жизненная и философская позиция называется – гедонизм. Однако действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание. Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира - атараксия.

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость.

Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Первый принцип этики стоицизма - поступать разумно, жить сообразно с природой, поскольку природа тождественна разуму. Философ или мудрец - это и есть человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений, чтобы наслаждаться добродетелью, к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.

 

 

30. Общая характеристикадосократической философии Древней Греции.

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus, что значит – древний. Им принято обозначать особый период развития Древней Греции и Рима,а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античной философией называют совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом, эллинистическом и древнеримском обществах с конца VII в. до н.э.вплоть до VI в. н.э.

Первоисточником греческой философии следует  считать мифологию. И притом не мифологию  вообще, а главным образом космогонические  мифы о происхождении вселенной, создававшиеся на определенной стадии развития всеми народами мира, в том числе и греками. В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались представления людей о возникновении и эволюции мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"