Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Основные  проблемы философии Конфуция.

  • Система этических норм.
  • Политические вопросы.
  • Поведение личности.
  • Общественноеустройство и управление.

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и  этико-политической мысли Китая, а  также Японии, Кореи и других дальневосточных  стран. Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни: «Если на рассвете познаешь правильный путь (Дао), то на закате Солнца можешь и умереть». И в центре его учения оказался человек – венец природы, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.

Главные принципы конфуцианства.

  • Принцип «жэнь», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
  • Принцип «ли», т.е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
  • Принцип «чжэн-мин», т.е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии со своим званием и должностью. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
  • Принцип «цзюнь-цзы», т.е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
  • Принцип «вэнь», т.е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
  • Принцип «ди», т.е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
  • Принцип «чжун», т.е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.

Формула Конфуция «Управлять – значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего времени.

Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам  он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения  и беседы») записаны в форме вопросов и ответовмудрые мысли и наставления  философа.

Отличие конфуцианства от даосизма.

  1. Конфуцианство – учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало.
  2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм – как существу природному: его эмоциям, инстинктам.

Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

 

 

26. Древнеиндийская философия (общий обзор). Индуизм и буддизм.

В первых священных  книгах Индии – Ведах (с санскр. – знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления  о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в ХVI в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно – философские комментарии к Ведам – Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).

Многие философские  проблемы эпохи затрагивались в  поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, касающиеся многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.

Ведическая религия  политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В началеI тыс. возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестает устраивать жителей бурно развивающихся городов. Изменились состав и характер богов, хотя четкой иерархии еще не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа.

Со времен раннего  средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии – даршаны– на две большие группы:

1) ортодоксальные (т.е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Эти философские  школы занимаются толкованием  и интерпритацией Вед и разрабатывают системы, представляющие собой индивидуальный путь спасения человека через физическое и духовное самосовершенствование.

2)неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): червака-локаята, джайнизм, буддизм.

 Движением,  которое поставило под сомнение ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н.э.). Основателем джайнизма считается МахавираВардхамана «Джина» (Победитель). Он победил себя путем духовного самосовершенствования и отказа от страстей и желаний и указал путь другим людям. Этика джайнизма – этика аскетизма.

Среди критиков брахманизма иведической религии  были также чарваки-локаяты. Основоположником этого учения был Брихаспати(7 – 6 вв. до н.э.).

 После Vв.до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Его основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 гг. до н.э.). Согласно его учению, все в мире«преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не приходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизмабыло освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана – великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т.е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь.

Главные идеи философии Будды.

  • «Четыре благородные истины».
  • Теория причинности.
  • Непостоянство элементов.
  • «Средний путь».
  • «Восьмеричный путь».

Как понимать эти основные положения буддизма?

«Четыре благородные истины»:

  • жизнь – это страдание;
  • причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;
  • избавиться от страданий можно, подавив в себе желание и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;
  • для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.

Теория  причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного,все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек является причиной этих страданий.

«Средний  путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.

«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.

 Именно этот  путь, согласно Будде, ведет к  цели. Исполняя эти заповеди, по  учению Будды, человек способен  достичь состояния нирваны. Нирвана  – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

Можно сказать, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе».

В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н.э. царь Ашока провозгласил буддизмгосударственной религией. В I в. н.э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии ( в Тибете, Китае, Японии и др.).

Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшееразвитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н.э. Центральное место в пантеоне богов занимает «троица», или триединый образ («тримурти»:Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных этнических групп Индии. Индуизм принял форму повседневности. Дж. Неру – глава государства и выдающийся гуманист ХХ века считал, что смысл его можно выразить так: живи и давай житьдругим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Индирой Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.

Таким образом, в развитии индийской философии  можно выделить следующие периоды:

  • ведический (XVI-VI вв. до н.э.);
  • классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н.э.-Х в.н.э.);
  • постклассический.

Характерные понятия индийской философии:

  • сансара – философское учение о перевоплощении души в разные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;
  • Карма – предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;
  • мокша – высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;
  • ахимса – единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла окружающему.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"