Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Проявление времени  и пространство различно в различныхформах  движения, поэтому в последнее  время выделяютбиологическое, психологическое, социальное и другие пространства ивремя.

Так, например, психологическое  времясвязанос егопсихическимисостояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может«замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется».Это субъективное чувство времени.

Биологическое время связано с биоритмами живых  организмов,со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечнойактивности. Считается также, что существуетмножествобиологическихпространств (например, ареалы распространения тех или иныхорганизмов или их популяций).

Социальное время, связанное с развитием человечества, систорией, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно этоускорение характерно для ХХ века в связи с научно-техническойпрогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство инеимоверноускорило бег времени, придав взрывной характер развитиюобщественно-экономических процессов. Планета стала маленькой итесной для человечества как единого целого, а время перемещения изодного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было простонемыслимо еще в прошлом столетии.

В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных наукахбыл разрешен спор между этими двумя концепциями. Победилареляционная. Так, Н.Лобачевский пришел к выводу в своейнеевклидовой геометрии, что свойства пространства не являются всегдаи везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимостиот наиболее общих свойств материи. По теории относительностиА.Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят отскорости их движения (т.е. от показателей материи). Пространственныеразмеры сокращаются в направлении движения при приближениискорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временныепроцессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказалтакже, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центрепланет. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.

Таким образом, теория относительности А.Эйнштейна показаланеразрывную связь между материей, пространством и временем.

 

 

13. Чувственное познание и его формы.

Познание –  это сложный и противоречивый процесс, в которомтрадиционновыделяют две ступени (или уровня) познания: чувственноеи рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны междусобой и каждая из них имеет свои формы. Познание человекомокружающего мира начинается с помощью органов чувств.

Взаимодействуя  с теми или иными предметами, мы получаемощущения, восприятия, представления (формы чувственногопознания). Ощущение – это отражение одного свойства предмета спомощью одного из5 органов чувств. Восприятие – целостный образпредмета, отражение его свойств всеми органами чувств.

Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый ивоспроизводимый в сознании по мере необходимости. Есличувственное познание констатирует то, как проистекает событие,рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.

 

 

14.Рациональное познание и его формы.

Познание –  это сложный и противоречивый процесс, в которомтрадиционновыделяют две ступени (или уровня) познания: чувственноеи рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны междусобой и каждая из них имеет свои формы.

Рациональное  познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению (хотя есть и мышление не понятийное). Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.

- Понятие — это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

- Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

- Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

- Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.

- Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Таким образом, в процессе познания аналитически достаточно четко выделяются две человеческие познавательные способности: сенситивная (чувственная) и рациональная (мыслительная). Ясно, что конечный результат (истина) достижим только «совместными усилиями» этих двух составляющих нашего познания.

 

 

15. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сознание и язык.

Сознание - это  высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Отношение сознания к бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью  двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости  мира) .

Человек познает  себя в сравнении с другими  живыми организмами. Так, точному знанию своей анатомии и физиологии человек  не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и  физиологию, он имеет возможность  через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем теле. Но сравнить феномен своей психики и, особенно сознания, человеку не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку. К. Г. Юнг писал, что при решении вопроса о сознании «человек обречен на отшельничество».

В истории философии  проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается  в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке - это описание феномена (греч. phainomenon - являющееся) сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до ХХ в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания.

В последнее  время стало ясно, что сознание - это вершина айсберга, т.е. незначительная часть того целого состояния, большая  часть которого скрыта от взора самого, сознания. Как проникнуть в глубины  этого состояния, если содержание этих глубин не представлено в опыте сознания?

Сознание неразрывно связано с языком и возникает  одновременно с ним. Но между сознанием  и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования  сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Языку присущи  следующие функции:

Одним из условий  возможности формирования и объективации сознания индивида является способность  посредством языка заявить о  своем самостоятельном бытии. В  речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица  языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

 

 

16.Философскоеучение о сознании.

История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального. Так, например, логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу — общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греческая мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса "ум" (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение.

Если в античности разум космичен и предстаёт как  обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности, то в средние века С. трактуется как  над-мировое начало (бог), которое  существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная "искорка" всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.

На разработку проблемы С. в философии нового времени  наибольшее влияние оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта. Б. Спиноза в своём материалистическом учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Французские материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности. Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классического идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-исторической природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.

Марксизм рассматривает  С. как функцию мозга, как отражение  объективного мира, необходимую сторону  практической, материальной деятельности человека. Согласно диалектическому  материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов — идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"