Бытие и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Впервые формы движения выделил Ф. Энгельс.

Файлы: 1 файл

Бытие и матери1.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Исследовательские программы в  социальной философии. В социальной  философии сформировались следующие исследовательские программы:

  • натуралистская (этноцентризм {Л.Н. Гумилев}), редукционизм (Г.Гоббс, П. Гольбах), организм (Г. Спенсер);
  • культурно-историческая (культурно-центристская) (Кант, Гегель, Риккерт, Дильтей, Франк);
  • психологическая и социопсихологическая (З. Фрейд, К. Юнг, П. Уорд);
  • классического и постклассического марксизма (А. Грамши, Ю. Хабермас, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.);
  • социального действия М. Вебера;
  • социальной реальности как феномена символической  интерпретации (Дж. Г. Мид);
  • структурного функционализма (Г. Парсонс).

 

Социальная структура  общества.

Общество   представляет     собой  очень  сложную  систему, развивающуюся на своей собственной  основе. Эта идея не отвергается  практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижений науки XX в. можно считать представление о социальной системе.

Социальная   система   есть   упорядоченная,   самоуправляемая  целостность множества разнообразных  общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Как взаимодействуют между собой элементы внутри данной системы?   Что позволяет обществу не распадаться при острых конфликтах? Каждый элемент системы выполняет в нем определенную функцию.

Чтобы поддерживать эффективное функционирование системы и ее гибкую адаптацию  к изменяемым условиям, в обществе создаются различные социальные институты (нормы, правила, учреждения) «Общественная  целостность,  как  показал  исторический  опыт, формируется и сохраняется при согласии большинства с принятой в данном обществе системой ценностей и норм.

Наиболее значительную роль в обществе играют экономическая, политическая, социальная структуры.

Экономическая   жизнь   -   важнейшая   сфера   общества «прародительница» всех остальных сфер жизнедеятельности общества. Основой целостности и исторической определенности общества является общественное производство, материальное производство – оно представляет   собой   общественный   процесс   производства   и воспроизводства социальной жизни, общественных связей, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые ввели в социальную философию понятие «способы производства материальных благ», которое отражает существование материального производства в исторически конкретных формах. В cтруктуре самого материального производства следует различать две взаимоопосредованные   подсистемы:   а)   технологический   способ производства -способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технологическими особенностями производства; б) экономический способ производства - общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, позволяющих обществу нормально функционировать.

Экономический способ производства включает в себя две стороны производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. В структуру производительных

сил входят и вещественные три компонента: человек, средства труда, предмет труда. Решающим элементом производительных сил является человек. Средство труда - комплекс вещей, которые человек помещает между собой и природой для воздействия на нее. Среди всех средств труда, непосредственно воздействующих на природу, важнейшими являются орудия труда.

Предметы труда - все то, на что  направлен труд человека. Производственные отношения - это общественные отношения  людей и их общностей в процессах экономической деятельности. Их содержание составляет собственность на средства производства и результаты, продукты труда как объективное владение (присвоение, распоряжение, пользование) ими, а не как их юридическая форма, правовое закрепление. Выделяют производственные отношения в процессе непосредственного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные  отношения  зависят  от  уровня  развития производительных сил общества, определяются ими. Люди не могут выбирать производительные силы по своему желанию. Каждое новое поколение людей застает те производительные силы, которые были созданы предыдущими поколениями. В связи с этим и отношения между людьми в процессе производства складываются независимо от сознания и воли людей.

Взаимодействие    между    производительными    силами    и производственными отношениями  выражается в общесоциологическом законе, законе соответствия производительных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

В диалектике производительных сил и производственных отношений пребывает внутренняя истина, глубинная движущая сила саморазвития способа производства и материальной жизни, что в свою очередь является мощным импульсом развития общества в целом.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Основными подструктурами социальной структуры общества являются этническая, социально-классовая, поселенческая, демографическая. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в из взаимодействии. Это - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы в разных сферах общественного производства.

В рамках социальной структуры выделяют следующие подструктуры: этническая, демографическая, социально-классовая, профессионально- образовательная и т.д.

В современных развитых странах  собственность в качестве критерия классового деления давно уже  перестала действовать. На передний план здесь выходит весьма сложная и многообразная социально-прогрессивная дифференциация. В качестве показания классовой кристаллизации сейчас обычно рассматривается индекс   социальной позиции (социально- экономический индекс), включающих такие параметры, как уровень дохода, тип профессии, уровень образования. Классовая структура выглядит в таком случае как социально- профессиональная структура. В ее рамках обычно выделяют высший, средний и низший классы. При этом именно величина и развитие среднего класса составляет основу устойчивости социальной системы и ее гибкой адаптации.

Политическая структура. Любое общество, будучи системой множества элементов, нуждается в институтах, которые согласовали бы интересы отдельных субъектов в деятельности, разрешали бы конфликты между ними и направляли бы их к какой-то коллективной цели. Эту функцию выполняет политическая структура. Политика пронизывает все поры общества, доходит до каждого индивида, ибо она присутствует везде, где есть коллективное действие, которое всегда требует упорядочения на основе определенных норм. Соответственно формируется политическая система, включающая различные учреждения, прежде всего, государственные органы.

Политика есть сфера отношений  между классами, нациями и другими  большими социальными группами по повод» государственной власти и государственного, в том числе, национально-государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Политическая система включает в себя политические институты (государство, партии и т.д.), политические партии (конституции, законы и подзаконные акты, уставы) и политическое сознание (обыденные политические взгляды, идеи и теории).

Под углом зрения политического  бытия история человечества делится  на две стадии - стадию дополитической и стадию политической организации общества. Рубежом между ними выступает возникновение государства древнейшего и центрального политического учреждения. В центре политической жизни находится проблема власти. Власть есть способность одного человека или группы людей утверждать через соответствующие органы, даже при наличии оппозиции, собственную волю. Особенно интересен при этом вопрос, почему и до каких пределов люди принимают определенную власть. Дело в том, что какова бы ни была власть, люди, прежде всего, осознанно или интуитивно, признают скрытый за ней авторитет внутреннего единства общества, его духовную природ) и идею. И всякая власть сильна до тех пор, пока ее авторитетность признается большинством общества. Как только власть

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. В историческом процессе можно выделить следующие подструктуры:

  1. социально-этническая подструктура, связанная  с биологической природой и включающая в себя следующие формы:
    1. Род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями.
    2. Племя как объединение вышедших из одного корня, но  впоследствии отделившихся друг от друга родов.
    3. Народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой. Зачатками экономических связей.
    4. Нация – общность людей, формирование которой было  связано с развитием  капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка,  экономической жизни, общими чертами психологического склада, наличием национального самосознания специфической культурой. Общностью духовной жизни.

2. Социально-демографическая подструктура, в которой в качестве  фундаментальной  общности выступает   народонаселение  как непрерывно воспроизводящая  себя совокупность людей.

    1. Социально-пространственная подструктура как форма  организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их  принадлежностью к одному и тому же, либо к разным типам поселения (внутриземские, внутригородские).

4. Социально-классовая подструктура, открытая и описанная буржуазными  исследователями,  рассматриваемая  в рамках  марксистского подхода  как определенная  историческая форма развития производства,  а в рамках ленинских идей транслируемая  как  отличающаяся по месту в исторически  определенной системе общественного производства по отношению к средствам производства,  по роли  в общественной организации труда и по способу получения  доли общественного богатства.

Профессионально-образовательная  подсистема, в рамках которой общество характеризуется    с точки  зрения  профессиональных и образовательных  параметров.

Социальная стратификация. Слово «стратификация» (от лат. stratum – слой, facio – делаю) означает систему признаков и критериев социального расслоения, социальную структуру общества. Социальная  стратификация – это социальная дифференциация по широкому кругу признаков (образование, психология, занятость, доходы, квалификация и т.д.)

Философия истории – область философского знания, предметом которой является уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории.  Термин «философия истории» впервые введен в философский оборот  в XVIII в. Вольтером.  Использовал его также И.Г. Гердер в работе «Идеи о философии истории человечества». В 1822-1823 гг. Г. Гегель впервые прочитал лекции по философии  истории, представив всеобщую историю человечества от  первобытных времен до современной цивилизации.

Периодизация исторического  развития. К проблеме периодизации человечества  в живом  ее движении (которая и есть исторический процесс) существует два подхода.

Стадиально-поступательный (или линейный) заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии, с чем выделяются определенные стадии в истории человечества.

Цивилизационный подход исходит из того, что в человеческой  истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет собственную историю. Вся история человечества есть бесконечное творение  множества одних и тех же процессов.

Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий истории человечества, как  дикость, варварство и цивилизация, в подразделении человеческой истории  на охотничье-собирательский, землевладельческий и торгово-промышленный  периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.) Также в истории человечества выделены пять всемирно-исторических эпох: древневосточная (IV-II тыс. до н.э.),  античная (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), средневековая (V-XV в.), новая (к. XV – 1917) и новейшая  история (с 1917 до наших дней). Более общепринятым в рамках новоевропейской традиции стало деление истории на три поступательных стадии исторического процесса – древность, средние века и новое время.

В  марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций (формационный подход к истории): первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Современную концепцию социальной периодизации истории принято называть  концепцией постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бжезинский и др.). В истории  человечества постиндустриалисты выделяют три  стадии: традиционного (аграрного) общества; индустриального (промышленного) общества; постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бжезинский и др.). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии: традиционного (аграрного) общества; индустриального (промышленного) общества; постиндустриального (информационного) общества.

Информация о работе Бытие и материи