Бытие и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Впервые формы движения выделил Ф. Энгельс.

Файлы: 1 файл

Бытие и матери1.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)


Бытие и материя.

    Бытие - это философская категория, отражающая совокупность многообразных проявлений мира, существующих в реальности. Выделяется несколько сфер бытия:

- бытие природы: органической  и неорганической;

 бытие культуры: материальной, духовной, художественной; национальной, региональной, общечеловеческой; народно-фольклорной, массовой, элитарной;

- бытие общества, или социальное  бытие: экономическое, политическое;

- индивидуально-личностное бытие  человека.

Поскольку мир един и имеет устойчивые основания своего единства, постольку у него должны обнаруживаться всеобщие, универсальные признаки и свойства. К таким характерным для всех сфер бытия атрибутам относятся движение, пространство и время.

     Движение - это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение - это изменение в широком плане или изменение вообще

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется  понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Впервые формы движения выделил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а следовательно, и новые формы движения. Например: тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф.Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

    Пространство - это философская категория, отражающая расположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно, разрежено, дифференцировано на самостоятельные объекты, явления и процессы.

    Время - это философская категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Время является важнейшим атрибутом бытия, организующим движение, изменение и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным.

В истории науки сложилось два основных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциальный и реляционный.

    Субстанциальный подход трактует пространство и время как особые первичные, фундаментальные, самостоятельные по отношению к объектам сущности, служащие своеобразным вместилищем мира. Этот подход представлен в творчестве Анаксимандра, пифагорейцев, Гераклита, Демокрита, Ньютона. Уже в древности он подвергался обоснованной критике, но в его рамках были получены важные результаты: выделена протяженность как

важнейший параметр пространства, установлена дискретность и непрерывность пространственных характеристик бытия.

    Реляционный (от лат. ге1а1.1уиа - отношение, относительный) подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами, объектами, системами, поэтому на разных уровнях организации бытия эти свойства могут изменяться. Реляционный подход обоснован Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Б. Спинозой, И. Кантом, Н.И. Лобачевским, К.Ф. Гауссом, Б. Риманом, А. Эйнштейном. В теории относительности А. Эйнштейна установлена зависимость пространственно-временных характеристик тел от состояния их движения, скорости изменений и системы отсчета.

   В теории относительности, открытой в середине 20 века А. Эйнштейном:

 Подтвердила правильность реляционной  теории – то есть понимание  времени и пространства как отношений внутри материи. Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что есть какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство – уменьшится, а время замедлится.

 

 Диалектика как  философская концепция развития.

 

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

     Важнейшей предпосылкой, обеспечившей динамичное развитие диалектического метода, стала идея развития. Развитие - это центральная категория диалектики, отражающая такой тип движения материальных и идеальных системных объектов, при котором происходит необратимый, направленный и закономерный переход от одного качественного состояния системы к другому ее качественному состоянию.

     Закон - это философская категория для отражения необходимой, существенной, устойчивой связи между явлениями и процессами природной и социальной реальности, которая носит общий характер.

Первый закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей - указывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон в любом системном объекте.

Противоречие - философская категория для отражения процесса взаимодействия противоположных сторон. В этом процессе можно выделить три стадии: тождество, различие, борьба.

Тождество - философская категория для отражения такого этапа противоречия, на котором родовые и индивидуальные свойства противоположностей совпадают, объект равен самому себе. Тождество фиксирует общность происхождения и интересов противоположных сторон.

Различие - философская категория для отражения такого этапа противоречия, на котором углубляется противоположность и выявляется содержание каждой из сторон.

Борьба - понятие, отражающее этап разрешения противоречия между противоположными сторонами объекта. Конкретная форма борьбы зависит от различных обстоятельств, условий и факторов.

В различных сферах бытия этот закон  имеет специфические характеристики. В неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека, но человек своей деятельностью может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологий. В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. В социальных системах противоречия напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием.

Конкретные проявления противоречий позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

     Второй закон диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные - раскрывает механизм развития, соотношение эволюционной и революционной фаз в нем. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок, революция, эволюция, реформа.

Качество - философская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами.

Количество - философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах. Определение количества есть уже у Аристотеля: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто; всякое количество есть множество, если оно счислимо, и величина - если измеримо».

Мера - философская категория для отражения диалектического единства качества и количества или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Точки в развитии, когда количество, пройдя определенный интервал, меняет качество предмета, Гегель называл «узловой линией меры».

Скачок - философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры.

Примеры скачков можно обнаружить в развитии природы, общества, отдельного человека. Скачок осуществляется в конкретных формах, поэтому существуют многообразные классификации скачков по различным критериям. Наиболее важным критерием является способ осуществления скачка. В этой связи выделяются скачки взрывного и постепенного характера.

Революция - понятие для отражения глубокого качественного изменения в развитии

системы.

Эволюция (от лат, еуо1и1ю - развертывание) - понятие для отражения постепенного изменения в развитии системы.

Реформа - понятие для отражения изменения какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающего основ социальной структуры.

В неживой природе доминируют резкие переходы.  В живой - эволюционные процессы. В общественном развитии революция, эволюция и реформа сочетаются, но на конкретных этапах истории их иерархия своеобразна, одна из этих линий развития может преобладать.

    Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания – раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Он фиксирует: во-первых, уничтожение качественной определенности системы с сохранением некоторых ее элементов, свойств, характеристик; во-вторых, преобразование сохраненного содержания на новом этапе развития системы.

Содержание закона раскрывается через  ряд понятий: отрицание, негоция, снятие, трансформация, преемственность.

Отрицание - философская категория для отражения закономерного процесса перехода системы в иное качественное состояние вследствие развития его внутренних противоречий. Отрицаемая система уничтожается как целое, ее качество исчезает, но не абсолютно, какие-то стороны, состояния, элементы или свойства отрицаемой системы сохраняются и переходят в структуру новой системы. Таким образом, речь идет о двойном отрицании: отрицании старого качества системы и отрицании абсолютной полноты ее разрушения.

Отрицание осуществляется в различных формах, отражающих степень  и глубину разрушения системы, соотношение негативных и позитивных моментов в нем. Преобладание в отрицании элементов разрушения называется негоцией. Снятие как форма отрицания отражает разрушение одних и сохранение других элементов, качеств, свойств системы. Под трансформацией понимается преобладание моментов преобразования элементов с сохранением основы системы. Преемственность отражает связь между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию. Основные категории диалектики.

Язык философии носит категориальный характер, это значит, что в его  основе лежит система понятий и терминов особого свойства. Наиболее значимые из них называются категориями.

  Категория (от греч, канона - высказывание, обвинение, признак) - понятие для обозначения отвлеченных от действительности и зафиксированных в языке наиболее общих и существенных характеристик исследуемого фрагмента реальности в любой системе знания.

  Философская категория - понятие предельной общности, в котором отражаются универсальные характеристики действительности.

Условно категории диалектики можно разделить на две группы. Категории первой группы отражают закономерности в развитии объективной реальности. механизмы детерминации в ней. Это такие категории, как:

- причина и следствие;

- необходимость и случайность;

- возможность и действительность.

  Категории второй группы отражают закономерности в развитии познавательной деятельности, т.е. гносеологические механизмы. К ним относятся:

- единичное, особенное  и общее;

- содержание и форма;

- сущность и явление.

Рассмотрим их подробнее.

Причина и следствие - философские категории, отражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление; последнее называется следствием.

зависимости явлений конкретизируют категории необходимость и случайность.

  Необходимость - философская категория, отражающая закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, динамической и статистической.

  Случайность - философская категория, отражающая такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, неустойчивыми, единичными для данного явления причинами. Случайность может быть внешней и внутренней, субъективной и объективной.

  Понимание необходимых и  случайных причинных связей часто  осложняется недооценкой диалектики возможности и действительности. Например, любой природный объект потенциально богаче, чем выглядит, его возможности шире действительности. Реализация же этих возможностей в значительной степени зависит от деятельности человека, которая выступает случайным фактором по отношению к необходимым и объективным

Информация о работе Бытие и материи