Бытие и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Впервые формы движения выделил Ф. Энгельс.

Файлы: 1 файл

Бытие и матери1.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

природным связям. Категории возможности  и действительности характеризуют  две основные ступени в становлении и развитии системы.

   Возможность - философская категория для отражения объективной тенденции становления предмета, которая выражается в наличии условий для его возникновения. Различают абстрактную (формальную) и реальную(конкретную) возможности. Численная мера возможности выражается понятием вероятности.

   Действительность - философская категория для отражения объективно существующего предмета, явления или процесса как результата реализации некоторой возможности, в широком смысле - совокупности всех реализованных возможностей.

Единичное - философская категория, отражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность объектов друг от друга в пространстве и во времени с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

  Особенное - философская категория, отражающая реальный предмет как целое в единстве его противоположных моментов - единичного и общего.

  Общее - философская категория, отражающая определенное свойство или отношение, характерное для данного класса предметов, явлений.

Важная методологическая и познавательная роль этих категорий была обнаружена уже античными философами, когда возникла проблема перехода от единичных предметов к знанию о них. Логический аспект и взаимосвязь единичного, особенного и общего были установлены Гегелем. Он показал, что единичное - это предмет во всей совокупности его чувственных свойств.

  Особенное - это уже знание о предмете, которое фиксирует в нем признаки, позволяющие отнести этот единичный предмет к определенному классу объектов. Общее- это знание о предмете, которое фиксирует проявление в ем всеобщих, закономерных, универсальных связей. Общее никогда не счерпывает единичного, в единичном всегда остаются некоторые не фиксируемые свойства.

Субъект теоретической и практической деятельности неизбежно обнаруживает различие определенной совокупности признаков, свойств и тенденций объектов и способов их выражения, что закрепляется в следующих категориях: содержание, форма, сущность и явление.

  Содержание - философская категория, отражающая единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

  Форма - философская категория, отражающая способ существования и выражения содержания. Форма может быть внешней и внутренней. Понятие утренней формы близко по содержанию к понятию структуры.

  Сущность - философская категория,  отражающая внутреннее содержание  предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Это понятие связано с проблемой определения места и роли объекта в действительности.

  Явление - философская категория, отражающая то или иное выражение

(обнаружение) предмета, внешней  формы его существования.

Таким образом, категории  диалектики, во-первых, воспроизводят  свойства и отношения бытия в  максимально общем виде; во-вторых, отражают основные этапы становления и развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности человека.

 

 Сознание как предмет  философского анализа.

 

В основе научной картины сознания лежит идея о том, что сознание возникло в результате длительной эволюции на основе более универсального свойства материи - свойства отражения. Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Отражение происходит в результате взаимодействия различных систем реального мира, при котором происходит обмен информацией между этими системами. На различных уровнях организации материи характер отражения и содержание отражаемой информации имеют свою специфику. В неживой природе взаимодействие материальных систем ведет к механической деформации. Происходит передача информации о колебаниях температуры, направлении и силе света, изменениях электромагнитных и звуковых волн, других химических и физических сигналов.

      В живой природе выделяется три уровня отражения, которые зависят от сложности объектов и их взаимодействий со средой: раздражимость, возбудимость и чувствительность, психика. Раздражимость - свойство организма отражать воздействия внешней среды, находясь в непосредственном контакте с нею и реагируя как целое. Раздражимость выступает регулятором приспособительного поведения и имеется уже у простейших организмов типа амебы. Возбудимость и чувствительность - способность организма избирательно реагировать на биологические раздражения различными органами чувств. На этом уровне, характерном для многоклеточных организмов, отражаются не только негативные, но и позитивные сигналы, начинают формироваться эмоциональные реакции. Психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать значительное число существенных пространственно-временных и причинных связей окружающем мире и анализировать быстро меняющуюся обстановку. Психика характерна для животных, обладающих центральной нервной системой, развитыми органами чувств и мозгом. Она определяет способность реагировать не только на непосредственную информацию, но и предвосхищать, предупреждать некоторые ситуации. Такая способность реагировать на ситуацию, которая может возникнуть в будущем, называется опережающим отражением.

  Большую роль в поведении играют инстинкт, навык, подражание и обучение. Инстинкт - это целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными механизмами и информацией и совершаемая под влиянием биологических потребностей. У животных, обладающих психикой, формируются ярко выраженные индивидуальные особенности характера и поведения, они способны к эмоциональным переживаниям, у них есть зачатки элементарного интеллекта. Все три названных уровня биологического отражения характерны и для человеческого организма, но у человека присутствует и принципиально юный, более высокий, сложный и специфический уровень - сознание. Сознание-это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, основанная на способности отражать мир в идеальных образах. Важнейшими характеристиками сознания являются целеполагание, самосознание и абстрактное мышление. Целеполагание - это способность сознания формировать цель и образ результата деятельности. Этим человек существенно отличается от животного.

Как отмечал К. Маркс, человек-ткач может быть менее искусен, чем  ткач-паук, а человек-архитектор уступать пчеле или бобру, но ни у паука, ни у пчелы, ни у бобра нет заранее образа результата, который они должны получить. Результат их действий содержится в психике, а поведение животных базируется на рефлексах. Образ же сознания не содержится в биологической природе человека. Животное, приспосабливаясь к миру, либо изменяется само (мутирует), либо погибает. Человек же приспосабливает мир к себе и изменяет его. Самосознание - это осмысление человеком своих действий, чувств, мотивов поведение интересов, положения в социальной среде. Любые продукты своей деятельности человек может рассматривать как особую реальность, со стороны. В высшем своем проявлении самосознание называется рефлексией. Способность к рефлексии является условием зарождения философии. Самосознание формируется в процессе деятельности и связано с целеполаганием и абстрактным мышлением. Абстрактное мышление  - это способность человека раскрывать сущностные связи между объектами, посредством которых можно объяснять явления окружающего мира. Абстракции представляют собой образы реальности, созданные посредством отвлечения от несуществующих признаков, свойств и характеристик объектов. Формами абстрактного мышления выступают понятия, суждения и умозаключения. Научная картина возникновения сознания исследует не только механизм становления сознания, но и предпосылки и условия его возникновения.

     Предпосылки возникновения сознания можно подразделить на две большие группы: естественные и социальные. К естественным предпосылкам относятся эволюция человека вообще, эволюция его психики и мозга. К факторам естественной эволюции относятся эволюция биосферы и естественный отбор.

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека.

В структуре сознания выделяется две  области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

 

Гносеология как теория познания.

 Раздел философии, который  изучает познание, называется гносеологией.

В философии существуют две точки  зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является И. Кант.

В структуре любого вида познавательной деятельности человека можно обнаружить два типа познавательных процедур, связанных с функционированием различных аспектов человеческого сознания: чувственное и рациональное познание.

    Чувственное познание-это непосредственное отображение внешних сторон и свойств объектов с помощью органов чувств. Его еще называют живым созерцанием. Оно дает знание о явлениях объективного мира. Чувственное познание осуществляется в определенных формах. Рассмотрим их.

 Ощущение - это отражение в форме идеального образа отдельных свойств предмета при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Ощущение является исходным пунктом познания. Оно возникает в процессе эволюции и полностью формируется с развитием нервной системы.

Человек ощущает не все воздействия среды. У него нет анализаторов на электромагнитное поле, рентгеновские лучи, радиоволны. У человека есть слуховые, зрительные, тактильные и другие пороги чувствительности, что защищает его от избытка информации. Некоторые сигналы, не достигая коры больших полушарий, влияют на подсознание, порождая эмоции, поддерживая постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Стремясь расширить возможности получения информации через ощущения, человек «наращивает» органы чувств и изобретает различные приборы - бинокль, телескоп, радар. У анализаторных систем есть и индивидуальные особенности. Человек, лишенный одного из органов чувств, тренирует другие.

Итак, ощущение выступает  идеальным субъективным образом  отражаемого свойства объекта. Образ же всегда вторичен по отношению к предметам окружающего мира, поэтому возможны ошибки органов чувств. Но адекватность, т.е. соответствие нашего ощущения реальности, проверяется практикой.

  Восприятие - чувственный образ предмета как цельной совокупности свойств, который формируется при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Восприятие основано на ощущениях и ранее приобретенном опыте и выступает результатом синтеза ощущений и сравнения возникающего при этом  образа с имеющимися данными жизненного опыта, зафиксированными в памяти. Животные обладают более развитыми органами чувств, но у человека богаче опыт: «орел видит дальше, но человек замечает в вещах больше» (Ф. Энгельс). Восприятие связано с узнаванием, поэтому иногда достаточно  контура или фрагмента предмета.

    Представление - чувственный образ предмета как цельной совокупности свойств, который возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств, на основе ранее осуществлявшихся воздействий. Представление- это высшая форма чувственного познания, оно основано на воспроизведении в сознании сохранившихся в памяти ощущений и восприятий. В представлении фиксируются не все свойства, которые были в восприятии, а наиболее характерные. Представление обобщает, схематизирует и упрощает мир, но выделяет главные признаки.

     Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие - форма абстрактного мышления для отражения и фиксации в языке наиболее общих и существенных признаков определенного класса объектов. Совокупность понятий, относящихся к конкретной области мышления, называется категориальным или понятийным аппаратом. Суждение - форма абстрактного мышления, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета и его связи с другими предметами. Суждение отражает отношение человека к содержанию высказываемой мысли. Оно связано с процессом выбора из двух или нескольких положений единственного. Если суждение фиксирует отдельный признак предмета, то оно называется единичным, если признак класса - особенным, если закономерность - всеобщим. Поэтому суждением является и закон. Окончательного, точного и глубокого знания суждение не дает. Для полноты знаний необходима связь суждений, результатом которой является умозаключение. Умозаключение - форма абстрактного мышления, связывающая в единый ряд посылок и следствий мысли различного содержания. На этом уровне человек логическим путем формирует новые знания об объекте. Эти знания не даны непосредственному наблюдению, поэтому умозаключения не только фиксируют проявление свойств и закономерностей объективного мира, но и отражают процесс мышления.

Информация о работе Бытие и материи