Бытие и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Впервые формы движения выделил Ф. Энгельс.

Файлы: 1 файл

Бытие и матери1.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

В рамках первого, стадиального подхода  к периодизации исторического процесса предпочтение отдается делению истории  на стадиально-общие для всего  человечества этапы. Для второго  – цивилизационного – на первый план выдвигается несходство эволюции у разных народов и целых регионов.

 Цивилизация. Термин цивилизация  (от лат.civil – гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:

  • ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, А. Тоффлер);
      • синоним культуры (А.Тойнби и др.).
      • уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, например);
      • определенная стадия в развитии локальных культур, стадий их деградации и упадка («Закат Европы» О.Шпенглер).

Общепризнанными чертами  цивилизации является то, что сам переход к ней становится узловым моментом формирования культуры. Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум со всеми его отличиями от варварства. Цивилизация не сводится только к экономическому параметру развития общества, а включает в себя и культурологический, географический, духовный и т.д.

Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличие в большинстве случаев общих признаков и соответствующих географических рамок.

Прогресс. Понятие «прогресс» (лат. progress us- движение вперед, успех), характеризует направленность развития от низшего к высшего, от менее совершенного к более совершенному. В противоположность ему «регресс» обозначает тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации.

В различные эпохи в качестве критериев прогресса рассматривались  различные явления. Критерием прогресса считали развитие ума, науки и техники.

Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье)  основой прогресса выступала мораль, нравственный принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу, как братья.

Немецкий философ Ф. Шеллинг  полагал, что только постепенное  приближение к правовому государственному устройству может выступить критерием исторического прогресса.

Гегель считал, что прогрессивное  развитие общества связано с ростом сознания свободы.

Марксистская традиция связывала  критерий общественного развития (прогресса) с высшим уровнем материального производства, техники, экономических отношений и развитием производительных сил, включая самого человека.

Духовная сфера жизни  общества.

Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей.

Духовная жизнь общества  включает в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.

  Духовное производство составляет деятельность людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях.

   Духовное общение-это деятельность людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание), информация о приобщении к духовным ценностям - их духовном потреблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации.

 В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей формируется  индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание.

Общественное сознание – это духовное, психическое отражение общественного бытия, и. прежде всего, материальных условий жизни людей, в разнообразных  социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях.

Структура общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру, в нем выделяются  разные формы и уровни, которые  взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом.

К уровням общественного сознания относятся:  обыденное сознание, массовое сознание, общественная психология и теоретическое сознание.

Обыденное сознание – это повседневное, будничное понимание людьми  разнообразных  общественных  явлений, например, классов, государства. На основе обыденных знаний и интересов у людей возникают  разнообразные цели и задачи повседневной деятельности.

Общественная психология – это совокупность разнообразных чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и  и традиций, которые формируются стихийно под влиянием  повседневных условий социальной жизни людей на основе их  жизненного опыта и личных наблюдений.

Идеология – это система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают экономические отношения в обществе с позиций определенных социальных групп, классов и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие.

Сущность идеологии заключается  в отражении общественного бытия  с точки зрения интересов определенных социальных групп, классов. Идеология  не может обойтись без науки, на основе научных разработок она в состоянии эффективно регулировать  социальные действия людей.

Формы общественного  сознания. Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются:

  • политическое сознание;
  • правосознание;
  • эстетическое сознание;
  • религиозное сознание;
  • моральное сознание;
  • философское сознание;
  • научное сознание.

Но в реальном общественном сознании эти формы сливаются – в  социальной группе людей  отражаются общественные явления целостно,  одновременно с моральной, эстетической и иных точек зрения.

 


Информация о работе Бытие и материи