Пространство и время - формы бытия материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.
Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…… 2
Основные формы бытия ……………………………………...………….. 3
Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о
строении материи …….……………………………………….…….....…. 4
Пространственно-временная организация бытия …………………..….. 6
Специфика социального пространства и времени………………….…... 7
Список литературы …………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Основы современного естествознания»

 

ТЕМА: «Пространство и время - формы бытия материи.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Харланович А. Г.

группа: 14

 

 

    Руководитель:

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….…… 2

  1. Основные формы бытия ……………………………………...………….. 3
  2. Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о

строении материи …….……………………………………….…….....…. 4

  1. Пространственно-временная организация бытия …………………..….. 6
  2. Специфика социального пространства и времени………………….…... 7

Список литературы ……………………………………..……………………...... 9

 

 

    1. Основные формы бытия

Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно  структурировано. Вследствие этого  можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:

Таблица 1

Основные формы бытия

Структурное деление

1. Бытие вещей (тел) и процессов

1.1 Бытие природы как целого (бытие  «первой природы»)

1.2 Бытие вещей и процессов,  произведенных человеком («бытие  второй природы»)

2. Бытие человека

2.1 Бытие человека в мире вещей

2.2 Специфически человеческое  бытие

3. Бытие духовного (идеального)

3.1 Индивидуализированное духовное  бытие

3.2 Объективированное духовное  бытие (внеиндивидуальное)

4. Бытие социального

4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного  человека) в обществе и в истории

4.2 Бытие общества


Несмотря  на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне  и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек  – это только одно из наиболее поздних  звеньев в бесконечной цепи единого  бытия. Для природы «быть» вовсе  не значит быть воспринимаемой человеком.

Однако  множество вещей произведены  людьми. Это «вторая природа», которая  соединяет в себе материал «первой  природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая  реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя  «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как  одного из множеств других природных  тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие  его тела вместе с духовным существом  человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание  человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и  также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем  жизненных потребностей людей и  средством их удовлетворения, а также  – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия –  одна из самых главных в философии.

  1. Бытие и материя. Эволюция материи. Современная наука о строении материи

Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.


Понимание материи как вещи характерно для  всей эпохи античности, хотя у разных философов имелись свои особенности. Так, в атомистических концепциях материя  представляется в виде дифференцированного  субстрата – множества бескачественных  атомов. По Аристотелю, материя есть неопределенный, бескачественный субстрат, который под действием формы  становится определенной материей, конкретными  вещами. Именно такая трактовка материи  канонизируется и в средневековой  философии.

  В  Новое время эволюция категории  материи осуществляется не только  по пути продолжения традиций  прошлого, но и обобщения тенденций  развития естествознания. Зародившееся  и интенсивно развивающееся опытно-экспериментальное  естествознания при исследовании  природного мира основное внимание  уделяло фиксации свойств, признаков  изучаемых единичных объектов. А  поскольку объекты рассматривались  в аспекте механических изменений,  постольку особое место в характеристике  предметов занимали их пространственно-геометрические  свойства. Вещи стали представляться  как тела, находящиеся в определенном  месте, обладающие величиной (или  фигурой) и делимостью на части.  Свойство становится ведущей  формой предметности при осмыслении  объективной реальности, это то, что составляет устойчивость  вещи. Более того, для науки ХVIII века такие свойства, как тепло,  свет, электричество, магнетизм приобретает  характер самостоятельных материй  – теплорода, светорода и т.п.

Под влиянием естествознания новоевропейская философия  в отличие от античных мыслителей  начинает рассматривать материю  преимущественно не как вещь, а  как свойство.

Вместе  с тем, рассматривая материю как  совокупность атрибутивных свойств, философия  материализма Нового времени полностью  не сводила первое ко второму. Свойства полагали наличие своего носителя –  материального субстрата. Причем взятый сам по себе субстрат никакими свойствами не обладает, поэтому невозможно что-либо знать о нем, кроме того, что он существует и на нем «держатся» свойства.

Однако  выдающееся достижения науки на рубеже ХIX–XX веков (открытие делимости атома, явления радиоактивности, непостоянства  массы и т.д.) показали несостоятельность  господствующих к этому времени  представлений о материи. Такие  ее свойства, как неизменность, непроницаемость, неделимость и т.п. утратили свое универсальное значение. В этой связи  в рамках марксистской философии  укрепляется понимание материи  как объективной реальности, т.е. всего того, что существует вне  и  независимо от человеческого сознания и отображаемого им в виде образов. В современной науке содержание материи понимается как единство вещей, поля, плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума.

  1. Пространственно–временная организация бытия

Движение  как взаимодействие и изменение  всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной  структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без  которых было бы нечему взаимодействовать  и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.

Пространство  – это форма бытия, которая  выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет  длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов  объекта.

Время –  это форма бытия, характеризующая  длительность существования и смену  состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования  вещи до тех пор, пока она сохраняет  свои свойства.

В истории  философии и естествознания различные  представления о пространстве и  времени в своем основании  сводятся главным образом к двум взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает  пространство и время как самостоятельные  сущности, существующие вечно и ни от чего не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур, Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены неподвижные тела.

Начиная с ХVIII и до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее  положении в философии и естествознании.

    1. Специфика социального пространства и времени

Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления  одинаковы, возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.

Чтобы понять особую природу  социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление  о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в  качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает  и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения  к другим людям, состояния человеческого  сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое  существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

Социальное время, как  и социальное пространство, имеет  сложную структуру. Оно возникает  как наложение друг на друга различных  временных структур. В рамках исторического  времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических  формаций, можно выделить время индивидуального  бытия человека, которое определяется протеканием различных социально  и индивидуально значимых для  него событий.

 

Список используемой литературы:

  1. Панченко А.И. Природа физической реальности.
  2. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. Ч.2. М., 1990.
  3. Фролов И.Т. История и современность. М., 1973.
  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1995.
  5. Четверикова Н.А. Философия: Учебное пособие. – Калининград, БИЭФ, 2006. – 152 с.

 


Информация о работе Пространство и время - формы бытия материи