Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н.э. по VI в н.э., то есть период свыше тысячи лет. Философы того времени – Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие, пытались понять происхождение мира, место человека в этом мире, познавать космос как центр всего, понять проблему подлинности бытия, ответить на вопросы, такие как: из чего всё состоит, бессмертна ли душа, как человеку решить моральные проблемы, познать самого себя и найти истину, и многие другие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика эпохи Античности…….. …………………….....4
2 Космос и человек в трактовке античной философии…………………...10
3 Выдающийся философ античности – Платон…………………………...14
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованных источников………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Философия.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

                                    Контрольная работа

по дисциплине: Философия

по теме: Античная философия

 

 

 

 

                                                     Исполнитель: студентка

Направление: Экономика

Профиль: Экон. безопасн.

Группа ЭПБ-12 Тур

Ф.И.О Мингалёва Наталья

Александровна

 

                                

 

                                  

 

                                  

                                             Екатеринбург

                                                    2013

                                    «СОДЕРЖАНИЕ»

 

                                                                                             

     Введение……………………………………………………………………….3                                 1 Общая характеристика эпохи Античности…….. …………………….....4

2 Космос и человек в трактовке античной философии…………………...10

3 Выдающийся философ античности – Платон…………………………...14

Заключение…………………………………………………………………… 20 Список использованных источников………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

                                                         «ВВЕДЕНИЕ»

 

 

   Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н.э. по VI в н.э., то есть период свыше тысячи лет. Философы того времени – Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие, пытались понять происхождение мира, место человека в этом мире, познавать космос как центр всего, понять проблему подлинности бытия, ответить на вопросы, такие как: из чего всё состоит, бессмертна ли душа, как человеку решить моральные проблемы, познать самого себя и найти истину, и многие другие. Античная философия отличается своей величественностью, неповторимостью, поучительностью и  оригинальностью. Опыт, накопленной этой эпохой послужил классической основой для философских учений всех последующих поколений. И по сей день изучение эпохи античности представляет огромный интерес.

    Античная философия – это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса, перехода в Древнем Риме от республики к монархии.

   В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

  1. Первый этап, становление (V- IV до н.э.) досократовский. Милетская школа, Пифагор, Демокрит, Гераклит.
  2. Классическая античная философия – с половины V- IV до н.э. Пероид расцвета. Сократ, Платон, Аристотель.
  3. Эллинистический (конец IV-II в до н.э.) Теофраст, Эвдем.
  4. Философия поздней античности с I до н.э.- V -VI н.э. Эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.

  Начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милесского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э).

Это тысячелетнее развитие философских  идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение  в едином космическом устройстве природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими, мифологическими  корнями античной философии, и в  то же время говорит об особом настрое  теорийности, созерцательности и стремлении одним взглядом охватить всё мироздание в целом.  Античная философия возникла и жила  в «границах» между мифологией и зарождавшейся наукой.

    Понятие философия в  буквальном смысле означает любовь  к мудрости. Оно 

    возникло в Древней Греции. Философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нём человека.                                      

                                                          3               

                      1 Общая характеристика эпохи Античности

 

 

  Античность - особый период в истории народов Средиземноморья. Он начинается примерно в VIII в. до н. э. с формированием греческих городов-государств Спарты, Афин, Фив, основания Рима, с проведением первых олимпиад, а заканчивается в V в. н. э. падением Западной Римской империи.

  Античность - это эпоха социального и культурного развития Древней Греции и Рима, а так же народов и стран, находящихся под их культурным влиянием. Жизненный мир человека того времени был в основном космоцентричный, т.е. человек воспринимал себя как малую частицу в большой и прекрасной вселенной – Космоса.

  В родовой общине основной формой мировоззрения была мифология, которая являлась результатом необходимой духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы и бытия людей. Реальная жизнь людей была тесно переплетена с обитающими на Олимпе образами богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными мстительности. Им приписывались даже человеческие пороки. Были боги и богини Земли, Неба, Любви, Огня и многие другие.

«Мифология  являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы  и жизни людей, взаимоотношение  земного и космического начал» [1,с.23]

   Но постепенно мифологию начали вытеснять конкретные науки, творения искусства, философия. Возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил переход от мифа к Логосу (корневой основе логики). Однако, Логос никогда не сможет  полностью вытеснить мифологию, потому что она бессмертна.

    Родоначальником европейской науки и философии считается Фалес из Милета (6-5 в. до н.э.).  Фалес также занимался математикой, астрономией, политикой. Происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, являлся автором многих технических усовершенствований, знал метеорологию, был умным человеком. На вопрос «Из чего всё?»- Фалес отвечал, что всё из воды, или влаги, ведь она пронизывает собой всё. Всё происходит из воды и в воду же превращается. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания, о том, что материи присуще свойство движения и одушевления. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, а бог есть разум мира.

    Его ученик Анаксимандр первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. Он считал, что всё существующее состоит из особых частиц, крохотных долей, которые объединяют в себе свойства воды, воздуха и

огня - апейронов.

                                                              4

   Ещё один представитель Милетской школы – Анаксимен полагал, что всё состоит из воздуха.

    Именно милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, четко поставили вопрос «Из чего всё?». Ответы у них разные, но они положили начало к философскому подходу о первооснове и сущности всех вещей и явлений мироздания. Анализ их мыслей показывает, что уже с самого возникновения философии происходит, с одной стороны, её соединение с материализмом, а с другой соединение материализма с диалектикой.

  Следующей выдающейся философской школой были пифагорейцы. Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение - тайным. Пифагор был личностью выдающейся, легендарной, обладал мощным разумом и умом, был хорош собой. Занимался также астрономией, геометрией, музыкальными инструментами. Пифагор также был озадачен проблемой «Из чего всё?». Позиция его была такова - «Все есть число» (Вспомним его теорему о том, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, или таблицу умножения). Пифагор учил, что душа бессмертна, что души перевоплощаются. Также пифагорейцы считали, что земля круглая. Пифагорейцы одни из первых тонко осмыслили значимость числа в философском значении, достигли немалых успехов в поисках гармонии, красивой количественной согласованности, которое пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

   Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (5-4 в. до н.э.). Принадлежал к царскому роду, но отказался от высшего сана в пользу своего брата. Гордый, сумрачный, нелюдимый. С него начинается линия материализма. Занимал особое место в греческой культуре. Не заимел учеников, но намного опередил свое время. «Все течет, всё изменяется»- говорил он, или « В одну реку нельзя войти дважды» 1 Также Гераклит учит, что «Все из огня». Огонь - образ вечного движения, а Космос - это вечно полыхающий живой огонь. Он тождественен божеству. Гераклит разделял бессмертие души, считая смерть рождением для новой жизни. Гераклит говорил, что мир развивается по причине противоречивости мира. Он полагал, что  человек, развиваясь, является добрым и злым, старым и молодым (так как одни клетки отмирают и появляются новые), холодное теплеет,  влажное высыхает, сухое увлажняется, и что нет в мире ничего неподвижного.

  Философ Демокрит считал, что всё состоит из атомов и пустоты. Атомы есть телесные и огненные, причем на два телесных атома приходится один огненный. А, например, боги состоят из одних огненных атомов. Демокрит считается основателем линии материализма в Европейской философии.

    Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Сократ происходил из бедной афинской семьи. Являлся учеником Платона. Жизнь для него была бесконечной чередой общения, благодаря которой он и добился уважения. Идеи Сократа «Познай самого себя», « Внутри

себя  нужно искать космос». Сократ первый из античных философов пытается понять и решить проблему человека. Ему было присуще искусство диалога, простое человеческое общение. Сократ общался со всеми, кто хотел общения. «Тот морален, кто общается». Считал, что все, кто вступают в беседу, ищут ответы на моральные вопросы, и пытаются найти истину через беседу. В идеях Сократа доминирует проблема бытия, и прослеживается созерцательный характер философии.

     В 5 до н.э. появляется философское течение – софисты (Протагор, Горгий) Софисты - мудрецы, свободные, не самые богатые люди. Учителя дискуссий и диалогов, первые платные учителя философии. Главная заслуга - провозглашение идеи человека, как меры всего. Сохранилось высказывание Протагора о том, человек есть мера всех вещей существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они существуют. Протагор первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения противоположные друг другу, вссё истина, истина относительна. Софисты открывают понимание философии, где человек в центре всего. Софистикой называли спор ради спора, искусство демагогии.

   Платон – великий мыслитель, мудрец, философ, мастер художественного слова. Платон происходил из царствующего рода. Имел спортивное телосложение, занимался гимнастикой, верховой ездой, писал литературные произведения. Создал Платоновскую академию. Основные идеи Платона: «Учение об идеях», «О душе и ее бессмертии» «Учение о космосе» В знаменитой работе «Государство» представлен «мир теней и мир людей». Платон считал, что все бытие делится на две сферы. Процесс познания для Платона - припоминание открытий из того мира.

   Платон считал, что Космос – это  прекрасное художественное произведение. Идею считал смыслом и сущностью вещей. Почти вся философия Платона пронизана этическими проблемами - природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал абсолютной правды и добра приводит Платона к признанию мира, полностью обнаженного от плоти. По мысли Платона высшее благо пребывает вне мира, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Душа, получившая свое начало в высшем мире, и облеченная в земную плоть обретает множество всякого рода зол и страданий. Чувственный мир - несовершенен, полон беспорядка. Задача человека в том, чтобы возвыситься над ним и стремится к богу, который не соприкасается ни с чем злым, в том, чтобы освободить душу от телесного и восстать из своего падения в пучину собственного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию. Это и есть платоническая любовь, душевная, не плотская.

 

 

                                                               6

       С Платона начинается идеалистическая линия философии, объективный идеализм.  

  Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Был учеником Платона, но по ряду причин он расходился во мнениях со своим учителем: «Платон мне друг, но истина дороже».2 В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности и стремился преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Аристотель - отец современного европейского знания, науки. Трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начала у Аристотеля. Работы Аристотеля – ученого: 1) логика,2) работы из области теории физики; о частях животных - биология, входит в физику, 3) то, что после физики - метафизика, 4) практическая философия – этика, политика и другие науки, 5) эстетика.

Информация о работе Античная философия