Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н.э. по VI в н.э., то есть период свыше тысячи лет. Философы того времени – Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие, пытались понять происхождение мира, место человека в этом мире, познавать космос как центр всего, понять проблему подлинности бытия, ответить на вопросы, такие как: из чего всё состоит, бессмертна ли душа, как человеку решить моральные проблемы, познать самого себя и найти истину, и многие другие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика эпохи Античности…….. …………………….....4
2 Космос и человек в трактовке античной философии…………………...10
3 Выдающийся философ античности – Платон…………………………...14
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованных источников………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Философия.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

  Философия Эпикура относится к эллинскому периоду, когда наступает кризис греческого античного общества и обостряются противоречия между людьми. Он решает вопросы мироздания и развивает атомистическое учение своего предшественника Демокрита. Однако его атомы как мельчайшие частицы Космоса - это неделимые индивиды тогдашнего общества. И как атомы не скованы космической бесконечностью, а в своем “свободном падении” могут

                                                        12

отклоняться от заранее определенных траекторий, так же и индивиды имеют  определенную свободу, чтобы избежать страданий. Этого можно достичь, если жить разумно, нравственно и  справедливо. Интересна мысль мыслителя  о том, что страдание души значительно  тяжелее, чем страдания тела, поскольку  тело страдает только от текущего состояния, а душа - от переживания прошлого и будущего. О философии мыслитель  говорил, что она так лечит  душу, как медицина тело.

      Представитель философии римских стоиков Сенека (4 в. до н.э. – 5в. н.э.) принадлежит к эллинскому периоду и одновременно закладывает мировоззренческое основание нового времени и новой культуры - христианства. И если в вопросах мироздания или теории познания он придерживался в целом традиций античной философии, то его учение о душе соответствовало новым запросам и стремлениям подавляющей массы населения Римской империи. Так, он считал, что тело является тюрьмой души, а душа - гость тела или даже его узник. Поэтому она стремится вырваться из тела для безмолвной, блаженной жизни на небе. Значительная часть его поучений, где он призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие и любовь к ближнему, изложена в его “Нравственных письмах к Луцилию”. Именно такие добродетели, как известно, проповедуются христианством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   13

                           3 Выдающийся философ античности - Платон

 

 

   «Платон (427-327 до н.э.) – великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными  нитями всю мировую философическую культуру;… Платон был влюблен в философию….Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель)» [1,с.54]

    Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа. Происходил из царствующего рода афинской рабовладельческой аристократии. Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх. Имел спортивное телосложение, занимался гимнастикой, верховой ездой, писал литературные произведения. Основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель, Ксенокрит, Кракет, Арксилай.  Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

    Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений (так, например, труды некоторых других философов - Пифагора, Сократа не сохранились), наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». , “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, ”, “Федр” и письма Платона. Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

    О Космосе и отношении идей к вещам Платон говорит: «Мир - это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим» 3

 

 

 

 

 

    Платон считал, что Космос – это  своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он - цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Знаменитый образ пещеры показан в работе «Государство»: Пещера, «в ней сидят прикованные узники. Свет огня освещает вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ, ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерцающем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира, кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальнейшем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, он будет несказанно поражен его богатством и разнообразием. И если в дальнейшем ему придется снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном мире.» [1, с.54]   Весь мир поделен на две сферы: мир теней и мир идей.

      Идея - центральная категория в философии Платона. Идея - смысл, сущность вещи. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности Высшая идея - это идея абсолютного добра - она своего рода "Солнце в царстве идей", мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего родства с его природой, которое как бы "вибрирует" в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение "нечестивых воззрений" пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попиранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу "все дозволено". Платон призывал к суровому наказанию "нечестивцев".

     По мысли А.Ф. Лосева: «Платон - восторженный поэт, влюбленный в свое царство идей, противоречил здесь Платону - строгому философу, понимавшему зависимость идеи и вещи, их взаимную нерасторжимость. Платон был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей и возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что возможно их познавание. Греческая мысль до Платона не знала понятия "идеальное" в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.» [1,с.55]

 

 

                                                         15

     Идея души. Всё бытие делится на две сферы. Платон считал, что человеческие души рождаются на небесах и наблюдают за жизнью богов. Колесница наших душ - крылатая с белой лошадью - символ разума,  с серым конем колесница страстей (плотских желаний). В единой колеснице кони - это бескрылые человеческие души. Одна гонится за другой. Платон составил иерархию душ: 1) души справедливых царей, 2) души политиков, 3) души гимнастов и врачей, 4) души ремесленников и земледельцев, 5) души демагогов и тиранов. Так же Платон считал, что есть настоящая земля, в центре - огромное чистое озеро. После десяти тысяч вращений падшие души оказываются на дне озера, благородные души – на берегу, а очень благородные освобождаются из темницы человеческого тела. Процесс познания - припоминание открытий из того мира. В этом мире открытий не происходит. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души основа на добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормящим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

    О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши", дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики  (от слова "диалог" искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать). Диалектика это искусство думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

    Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

   Признав со своими предшественниками, что все чувственное "вечно течет", непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются результатом особых умственных операций. Общие определения в виде понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к

                                                                 16

определенным  множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная  мысль, пребывающая вне нас. В  этом-то и состоит суть его объективного идеализма.   

   О категориях. Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие.    

Здесь категории  бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно  вытекающие друг из друга.

    Воззрения на общество и государство. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. "Идеальное государство" является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое "идеальное государство" Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. "Идеальное государство", по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

     Учение Платона о государстве представляется  утопией. Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Подобных вопросов его предшественники практически не касались. Представленная  классификация форм государственного устройства, предложенная Платоном  высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя.    

Платон выделял:    

1) "идеальное  государство" (или приближающееся  к идеалу) аристократия, в том  числе аристократическая республика  и аристократическая монархия;    

2) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.    

Согласно  Платону, тирания - наихудшая форма  государственного устройства,

а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат "порчи" идеального государства. Тимократия (тоже худшее) - это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже,

                                                               17

 

например, аристократической  монархии.    

Этические взгляды. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное миросозерцание мыслителя развивалось от "наивного эвдемонизма" - оно согласуется со взглядами Сократа: "благо" как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали (диалог "Горгий"). Именно во имя этих идей Платон обличает весь нравственный строй афинского общества, осудившего себя в смерти Сократа. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В таких диалогах, как "Горгий", "Теэтет", "Федон", "Республика", этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым , в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию. (Понятие платонической любви).

Информация о работе Античная философия