Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н.э. по VI в н.э., то есть период свыше тысячи лет. Философы того времени – Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие, пытались понять происхождение мира, место человека в этом мире, познавать космос как центр всего, понять проблему подлинности бытия, ответить на вопросы, такие как: из чего всё состоит, бессмертна ли душа, как человеку решить моральные проблемы, познать самого себя и найти истину, и многие другие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика эпохи Античности…….. …………………….....4
2 Космос и человек в трактовке античной философии…………………...10
3 Выдающийся философ античности – Платон…………………………...14
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованных источников………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Философия.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

   Главной задачей Аристотеля было избавиться от мифологизирования и неоднозначности терминов, перехода от эмпирического к доказательному знанию. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако, саму материю считал инертной и пассивной. Прослеживается идея единичности бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса (формы). Идеи добродетели Аристотеля состоят из сочетания щедрости и умеренности, а идея справедливости – забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе. Важное положение философии Аристотеля, смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее - от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Аристотель разработал иерархическую систему категорий.

  Эллинистическая философия (кон. 4 в. до  н. э. — 1 в. до  н. э.). В это время коренным образом меняется эпоха, происходит крушение полисной социальности. Верховная власть принадлежит монарху. Наблюдается поиск путей духовного обновления. В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений характерна не проблема воздействия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека довести до уровня понимания природы - понимания цивилизованности. В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения

счастья. Стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), обращаются к учениям Гераклита и его физика входит в систему теологических обоснований в стоицизме. Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом. В системе эпикурейства находит свое применение атомистический материализм Демокрита. Для эпикурейца мир представлялся как различные образования атомов. « На первый план выдвигалась проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) -  это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы» [2, с 98]

  Скептицизм тяготел к философии софистов, к обращению личности атомистического толка, обосновывается идеал внутренней свободы и положения человека в новом мире монархии. Скептики призывали воздерживаться от какого - либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Также в это время развивается и процветает учение аристотелизм (наиболее яркий представитель — комментатор Александр Афродисийский) и платонизм (Плутарх, Апулей). Итог эллинистических философских - крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом.

  В период поздней античности полемика между школами сменяется поиском общих оснований, заимствованиями и взаимным влиянием. Развивается тенденция "следовать древним", систематизировать, изучать наследие мыслителей прошлого. Получает распространение биографическая, доксографическая, учебная философская литература. Особенно развивается жанр комментария на авторитетные тексты (прежде всего "божественного" Платона и Аристотеля). В Римской империи, начиная с конца 2 в., философия становится предметом официального преподавания, финансируемого государством.

   Неоплатонизм (3 в. до  н. э. — 6 в. н.э). Мощнейшее направление (Протин, Прокл, Порфирий)  В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагоризма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагоризм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм). Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего — Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией.

 Детальная логическая разработка философской системы, описывающей

                                                         8

                 

иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с

магической практикой "общения  с богами" (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

                                                                                   9                                                            

             2 Космос и человек в трактовке античной философии

 

 

    Жизненный мир человека того времени был в космоцентричный, т.е. человек воспринимал себя как малую частицу в большой и прекрасной вселенной – космоса. При этом космос ещё означал некий великий мировой порядок, который когда-то возник из хаоса и с тех пор хаосу противостоит.

   Важной частью космоса является зеленая природа. Человек должен любить природу и создавая мир культуры подражать ей, копировать цвета, колориты, силуэты. Согласно античным представлениям, над космосом и человеком царил неотвратимый рок, которому подчинялись даже боги. Философия античности была не только осмыслением сущности мира и человека, но и переживанием и художественно - образным ее превращением.

    Первые философы были “физиками”, то есть они стремились понять происхождение и сущность мира, в основу которого возлагали одну или несколько природных стихий. Так, Фалес считал, что в основе мира лежит вода (жидкость), Анаксимандр - апейрон, который включает в себя все противоположности мира, Анаксимен за основу брал воздух, Гераклит  - огонь, Эмпедокл - землю, воду, воздух и огонь, а Демокрит и Эпикур неделимые частицы - атомы, комбинация которых дает все разнообразие мира и телесное строение человека и даже его душу. Все эти элементы, или стихии наделялись человеческими качествами и чертами. Так, Гераклит огонь отождествлял с логосом (разумом), а Эмпедокл считал, что первоэлементы сочетались и разъединялись благодаря “дружбе” и “вражде”. Такие представления соответствовали тому уровню знаний, когда в поле зрения мыслителей попадали именно природные явления и процессы, которые в жизни человека играли определяющую роль и представляли наибольшую ценность. Знания о космосе как истине помогали грекам понять сущность мира, ориентироваться в нем и определять свое место, в том числе, согласно их представлениям, - достичь бессмертия.

    С развитием античного общества, с усложнением межличностных отношений, возрастанием роли полисов, а в них - отдельного человека, индивид (пусть это были еще только выдающиеся полководцы, политические деятели, жрецы и содержанки, а также мастера-ремесленники) все больше становится предметом размышлений и приобретает высокую оценку. Учитывая это, представители школы софистов - мудрецов (Протагор) делают вывод о том, что “человек есть мера всех вещей”. Здесь можно отметить, что для древних греков вещь может проявляться как: а) сам человек и его поступки, б) предметы, изготовленные человеком и удовлетворяющие его потребности, в) организация общественной жизни (полисы); г) нравственные требования и поступки, с помощью которых регулируются межчеловеческие отношения. То есть дело - созданное человеком и для человека, где мерилом является он сам. Кроме того, для философов-софистов был важным вывод о том, что каждый человек мог высказать свое собственное суждение об этих вещах, об их истинности или

                                                       10

неистинности.

    Ученый Сократ предметом своих размышлений также делает человека. Он даже высказал соображение о том, что о звездах пусть говорят боги, а человек должен говорить о человеке. Поэтому своих учеников он призывал: “Познай самого себя!”. Этот лозунг должен был направить людей на формирование высоких нравственных качеств, среди которых на первом месте - знания о добре и зле. И как предыдущие философы искали общую основу мира, так Сократ стремился за отдельными суждениями отдельных людей о благотворительности, мужестве, красоте найти общее для всех истинное суждение (идею), независимое от отдельных представлений об истине. Или же человек должен в своем познании возвышаться от поступков и суждений к идее о настоящих, истинных поступках и добродетели. А эти идеи, по убеждению Сократа, сами по себе еще до всяких намерений и деяний человека. Их познание должно стать залогом высокой нравственности человека и определения ее участи после смерти, в потусторонней жизни.

    Учение об идеях продолжил и развил ученик Сократа Платон. Он убеждал, что все вещи существуют как тени идей, а идеи - до всяких вещей и независимо от них. Сочетаясь с вещами, идеи оказывают им существование, а также определяют качества и свойства. И если вещи возникают и исчезают, то идеи живут вечно. Вот почему мир разделен на реальный, в котором существуют приходящие вещи и человек, и идеальный (мир идей). Идеальный мир у Платона представляет собой иерархию, своеобразную пирамиду, на вершине которой находится идея идей, или идея Блага, которая фактически тождественна с Истиной и Красотой и самим Богом.

      Исходя из античного отождествление Космоса и человека, а также согласно с мифологическими представлениями, Платон рассматривает мир как живое существо, благодаря которому существует и человек. В своих диалогах он показывает, что тело человека создано из тела Космоса, а душа - из космической души, созданной богом. Душа человека сложна, потому что она имеет разумную часть и неразумную, что приводит к постоянной вражде, поскольку тело человека и неразумная часть души борются с разумной. Платон даже считал, что по вине тела, через его страсти нам некогда заниматься философией.

  По Платону, душа человека, как и души других живых существ, находятся (созданы богами задолго до тела) на звездах. Они вселяются в некое тело, а после его смерти переселяются в другое, причем как в человека, так и в растение и животное. Из этого вытекает и особенность познания. Философ считает, что познание мира - то воспоминание души о ее странствиях и пребывания в идеальном мире.

 

 

 

 

 

                                                       11

  Для Платона вещью, в которую вселилась идея, была также и государство, почему и господствует выражение “Платоново идеальное государство”. Она является “идеальной” по происхождению (как воплощение идеи), а так же и по степени совершенства и истинности. С таких позиций мыслитель критикует все имеющиеся на его время формы государственного устройства. Кроме того, структура государства (как среднее образование между человеком и Космосом) напоминает строение человека, где органам питания и размножения соответствуют: земледельцы и ремесленники, сердцу - стражники, а голове - мудрые правители. То есть, по Платону, правители должны быть мудрецами.

    Платоновский ученик Аристотель подверг критике учение своего учителя об идеях. Он считал, что идеи не могут существовать отдельно от вещей. Взамен он выдвинул утверждение, что мир представляет собой неподвижную, пассивную материю (живую, способную к рождению). Однако она приобретает разнообразные виды благодаря активной форме. Наивысшей формой в иерархической структуре есть Форма форм, или же бог, есть вечная и нерушимая сущность, которая также отделена от вещей, однако является для них активной и созидательной силой. Вместо бога у Аристотеля - чистый деятельный разум. Здесь структура Космоса напоминает строение человека, который своей деятельностью, направляемой разумом, предоставляет разнообразные формы вещам, оставаясь при этом принципиально неизменным.

О человеке философ говорит, что быть хорошим или злым определяется его волей, а также тем, что человеческая душа делится на разумную и неразумную части. Аристотель считает, что стремление к высшим добродетелям отвращает человека и его душу от различных искушений. Это способствует формированию у нее таких черт, как рассудительность, справедливость, мужество, которые в своей совокупности делают человека счастливым. Этому также способствует то, что человек способен различать добро и зло, имеет представление о справедливости и несправедливости.

   В социально-политическом учении Аристотель определяет государство как форму сожительства граждан, использующих определенный политический строй, состоящий из трех основных элементов: законодательный, административный и судебный. К тому же каждое из этих подразделений государственного управления состоит из разных людей. Одновременно государство - это совокупность граждан, где каждый является, по определению философа, политическим (социальным) животным. А происходит государство из семей и поселений, то есть существует вполне естественно. Верховная власть должна принадлежать монарху, как главе семьи. Целью государства, по мнению философа, должно быть счастливая жизнь граждан.

Информация о работе Античная философия