Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:51, доклад

Описание работы

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже 8 - 6 вв. до н.э. Испытав период блестящего расцвета в 6 -5 вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала 6 в. н.э.
Периоды античной философии:
1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала
бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

Файлы: 1 файл

Seminar_3_moy.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Итак, Гераклит:

  • первоначалом всего сущего считал огонь;
  • вывел закон борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
  • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды");
  • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
  • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же          поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
  • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой УМ,
  • выступал за материальность человеческой  и мировой души;
  • был сторонником чувственного (материалистического)  познания окружающей действительности;
  • силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

 

    1. Атомистическое учение Демокрита.

 

Первое упоминание о философии  атомизма в древней Греции относится  к 5 веку до нашей эры. Античный философ Левкипп утверждает, что в основе мироздания лежит атомас (от греческого «неделимый»). Из атомов состоят тела, души, боги. Атомы различаются между собой по форме, величине и плотности. Любая физическая вещь представляет собой соединение атомов, она не вечна и подвержена разрушению. Эту идею развил древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит считался основоположником материалистического направления  в философии («линия Демокрита» – противоположность «линии Платона» – идеалистическому направлению).В своем учении Демокрит пытался соединить философию Гераклита в диалектическом развитии и теорию бытия Парменида. С одной стороны, Демокрит утверждает, что атомы пребывают в пустоте и постоянном движении. С другой стороны, Демокрит утверждает, что атомы вечны и неизменны, меняются только соединения. В этом заключается склонность бытия Демокрита к Парминиду. Демокрит утверждает, что познать атомы с помощью ощущений невозможно, так как они необычайно малы. Познание мира возможно только с помощью мышления и абстрактных понятий. Сознательные образы и понятия в учении Демокрита также имеют атомистическое строение. Образы вещей Демокрит называет эйдолы (отражение в нашем сознании вещи, которая вокруг нас).  Демокрит впервые в античной философии выдвигает идею детерминизма (от латинского «определять что-либо») – учения о всеобщей причиноследственной обусловленности вещей. Развитие вещей подчинено необходимости, в нем отсутствует случайность. Возникает в процессе сравнения разных вещей. Демокрит является сторонником редукционизма (от «сведение сложного к простому») – сведение всех вещей к простым однообразным элементам. Атомистическая теория Демокрита исходит из принципа сохранения вещества при переходе его из одного качества в другое.

Таким образом, в учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);  между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают  новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

 

    1. Идеалистическая философия Платона (диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).

 

Немецкий философ 19 века Альфред Целлер разделил античную философию на два периода:

- 7-5 вв. до н. э. – формирование  натурфилософских учений;

- 5-3 вв. до н. э. – формирование  в древней Греции философских  учений о человеке. Философы перестали  задумываться о космосе как о первоначале всего.

Первым антропологическим учением  древней Греции стала философия софистов (софия – мудрость). Наиболее видные представители – Протогор, Горгий, Гиптий и др. Софисты называли себя учителями красноречия и ораторского искусства. Они утверждали, что абсолютной истины о мире и человеке не существует. Истинным является то, что человек выражает в своем субъективном суждении. Сколько людей – столько мнений. Любая истина относительна, так как только человек является мерой всех вещей.

Наиболее видным учеником софистов стал философ Сократ (470 – 399 гг. до н. э.). Сократ ничего не писал, ничего после себя не оставил. Большую часть времени проводил в дискуссиях и спорах на Афинской площади. Философия Сократа отличалась от философии Софистов. Сократ утверждал, что абсолютная истина существует, любое познание безлично, самоценно и для всех одинаково. Сократ утверждает 3 главных ценности познания:

- истина – соответствие  знания и действительности;

- добро;

- красота как выражение  прекрасного в искусстве.

Сократ впервые создает учение о душе. Каждый человек обладает вечной душой и временным телом. Процесс познания духовен, следовательно, должен строиться на вечных неизменных истинах. Сократ создает особый метод  познания – эвристической беседы. Сократ отказывается от прежней формы постулирования знаний в виде аксиом и догматических истин. Любое знание выявляется в диалоге с помощью отрицания, постановки вопросов и проблем. В результате выявляется новое знание, которым уже обладал собеседник. В вопросах этики Сократ утверждал, что добродетель тождественна знанию, поэтому необходимы лишь знания, чтобы сделать всех нравственным. Сократ создает совершенно новую структуру знания, основанную на критике, отрицании эгоцентризма и расширении границ человеческого познания. Смысл существования человека заключается в познании самого себя. В процессе познания существует парадокс:  «Я знаю, что я ничего не знаю», то есть процесс познания безграничен. Сократ отрицал демократическую форму правления, считал, что власть должна принадлежать не народу (демосу), а наиболее нравственным, справедливым и знающим устройство управления. За это жители Афин осудили Сократа и заставили его совершить самоубийство.

 

Философия идеализма.

 

Основателем философии идеализма  был древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.). Философия Платона изложена в диалогах – вымышленных беседах, главным героем которых являлся его учитель Сократ. Основные темы диалогов – теория государства, вопросы происхождения идей и знаний, учение о бессмертии души, космогония (учение о происхождении мира).

Особую роль своей философии  Платон уделил проблеме государства (что  было  нетипично для предшественников – Фалеса, Гераклита и др., которые  занимались поисками первоначала мира и объяснений окружающей природы, но не общества).

Теория государства изложена в  диалоге «Государство». По своему строению идеальное государство Платона должно повторять устройство полиса Спарты. Идеальное государство Платона разделено на 3 сословия:

- правителей (философов);

- воинов;

- земледельцы и ремесленники.

Каждому сословию свойственно развитие определенной части души. У правителей разумная душа, их высшей ценностью (добродетелью) является мудрость. У воинов (стражей) развита страстная душа. Основной добродетелью для нее является мужество. Третьему сословию земледельцев и ремесленников свойственно развитие вожделеющей души. Основная добродетель – воздержанность от своих желаний. Философы – правители от природы, должны познать истину и идею блага для государства. Этой высшей идеей в государстве (полисе) является справедливость (выполнение каждым сословием предопределенной ему функции, то есть не может воин или земледелец управлять государством). Воины осуществляют намерения правителей. У воинов не должно быть частной собственности, устанавливается общность жен и детей. В качестве воинов Платон впервые рассматривает женщин. Правительство разделяет детей по их способности на 3 группы, каждой из которой дается определенное воспитание. Правительство распространяет миф о существовании людей трех сортов: лучшие сделаны из золота, менее совершенные из серебра, те, кто занимается физическим трудом, сделаны из меди и железа. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 

 

Теория идей и знаний Платона.

 

Платон – автор теории идей. Идея (эйдос) обозначает идеальный предмет, обладающий свойствами бестелесности, единичности и совершенства. Идеи создаются демиургом (богом или создателем). Идеи вечны и содержатся в душе человека. Реальные предметы представляют собой подобия (копии) эйдоса. В отличие от идей, реальные предметы множественны, несовершенны, материальны и конечны (то есть рано или поздно обречены на разрушение). Идеи познаются с помощью мышления. Идеи вечны. Реальные предметы познаются с помощью чувств. В связи с этим Платон выделяет 2 вида познания: знание по истине и мнения. Истинное знание связано с открытием вечного мира идей (это образы понятия). Мнение связано с познанием отдельных предметов. Мнения строятся на восприятии как источники правильных и не правильных представлений. Процесс мышления и познания вечных идей Платон отожествлял с анамнесисом (воспоминаниями). С точки зрения Платона, душа до рождения пребывала в мире идей и поэтому способна вспоминать. Знание по истине безошибочно, поскольку идея и душа совершенны. Мнение, основанное на чувствах и эмоциях, может быть ошибочным. Философ – это человек, который стремится познавать идеи. В позднем диалоге «Парменид» Платон критикует свою теорию идей. Когда отдельные предметы приобщаются к определенной идеи, то эти предметы и идеи подобны. Следовательно, должна существовать идея подобия отдельных предметов и изначальных идей. У этой идеи подобия должна быть еще одна идея подобия. Каждая идея вместо того, чтобы быть одной, становится бесконечным рядом идей. Этот аргумент повторения идей будет впоследствии развиваться Аристотелем. Идеи, они хотя и существуют, досконально не могут быть известны.

 

Теория бессмертия Платона.

 

Теория бессмертия Платона содержится в диалоге «Апология Сократа». Апология – защитная речь, повествует о последних днях Сократа. В пользу бессмертия души платоновский герой Сократ приводит несколько аргументов. Сложно сказать, передает ли дословно Платон Сократа.

Во-первых, если все имеет свою противоположность и порождается из противоположного, а жизнь и смерть это и есть противоположности, то, следовательно, одна должно порождать другую.

Во-вторых, знания являются воспоминанием, поэтому способности познавать идеи доказывает существование души до жизни.

В-третьих, только то, что является сложным, может быть разделено (проанализировано). Душа, как и эйдосы, проста и неделима. Но простое не может изменяться, начинать и заканчиваться. Оно либо есть, либо нет.

В-четвертых, видимые вещи – временные, а невидимые – вечные. Тело видимо, а душа невидима, поэтому она вечна.

Космогония Платона изложена в  диалоге «Тимей». Мир, будучи телесным и видимым, не может быть вечным. Следовательно, он создан богом. Бог (демион – создатель идей) создал мир из хаоса как копию вечного или идеального мира. Платон утверждает, если бы мир был вечным, то бог не создал бы ничего нового.

Бог вселил ум в душу, а душу в  тело. Мир в целом тоже наделен душой. Он тоже имеет форму шара (как совершенная фигура), вращается, так как круговые движения совершенны, и в нем присутствует идеальная пропорция между четырьмя стихиями (огнем, водой, землей и воздухом). Поскольку бог создал мир, только он и сможет уничтожить его. То есть мир не конечен в своем существовании, он также бесконечен, как и бог.

Итог: Платон стал основателем направления «объективный идеализм», с точки зрения которого идеи и душа существуют объективно, независимо от сознания человека. Платон стал создателем первого в истории ВУЗа, которое называлось академия (по имени Академа), в которой обучались последующие (все без исключения) известные античные философы.

 

    1. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизики», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).

 

Наиболее известным из учеников Платона был Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Аристотель первым из философов стал писать систематические научные трактаты.

Труды Аристотеля можно разделить  на 2 части: метафизика и физика. Метафизика (дословно – над физикой, выше физики) – это умозрительная философия, изучающая знания ради знания, то есть знание самоценно. Физика – это практическая философия, изучающая знания ради деятельности.  

             К практической философии можно отнести риторику, политику, поэтику, никомахову этику и т. д.

В своем произведении «Метафизика» Аристотель выделяет 10 основных категорий: 

- сущность (субстанция);

- количество;

- качество;

- отношение;

- место (пространства  нет);

- время;

- состояние;

- обладание;

- действия;

- страдания.

Сущность (субстанция) – вещь, являющаяся причиной самой себя (первопричина). 

Количество – свойство подобных вещей.

Качество – свойство вещи, отличающее ее от других. Особое свойство, применимое к определенной группе вещей (вещи обладают разными качествами).

Отношение – форма связи между вещами.

Место – положение одной вещи относительно другой

Время – длительность (синоним любого измерения)

Состояние – измененное свойство вещи.

Обладание – выявление неизменных свойств вещи (впоследствии атрибут).

Действие – представляет собой сторону причинно-следственной связи (причина).

Страдание – сторона причинно-следственной связи (следствие).

Главной чертой философии Аристотеля, отличающей ее от платоновского идеализма, является понимание идеи в виде формы (morphe). Форма представляет собой единство идеи и материи (хора). Идеи (формы) бывают двух видов – первые сущности и вторые сущности. Первые сущности (сущность, которая не подвергается дальнейшему познанию и соответствует абстрактным представлениям) выражаются в виде родовых понятий, а вторые сущности – в виде видовых понятий (видовые сущности выходят из родовых и соответствуют реальным вещам).

Отношения между вещами Аристотель объясняет с помощью четырех главных причин:

-формальной;

-материальной;

-творящей;

-целевой.

Формальная  причина является абстрактной идеей какой-либо вещи.

Материальная причина выражает то, из чего создана какая либо вещь.

Творящая причина выражает, как создана это вещь.

Целевая причина выражает то, для чего создана эта вещь. Высшей целью является благо.

Согласно Аристотелю, все существующее бывает актуальным и потенциальным.

Потенциально существующее – это материя, из которой все создается в этом мире. Материя есть чистая потенциальность.

Актуально существующее – это процесс воплощения формы в материи.

Актуальность заключена в ее энтелехии (целесообразности). Материя (хора) не может существовать независимо от своей идеи или формы.

 

Этика Аристотеля.

 

С точки зрения Аристотеля высшее благо человека заключается в эвдемонии (счастье). Счастье человека состоит в осуществлении своего арете (высшей этической добродетели). Арете Аристотель противопоставляет гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям). Арете представляет собой разумную форму поведения, которая заключается в поиске меры (или среднего между двумя крайностями). Основная задача арете заключается в установлении приемлемых для всех правил поведения.

Информация о работе Античная философия