Феномен пуританства в осмыслении Готорна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение авторской концепции пуританства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. дать определение термину «пуританство»,
2. определить, какое отношение имеет Готорн к пуританству,
3. определить образ пуританина (на произведении Готорна «Алая буква»).

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Феномен пуританства в истории человечества 4
1.1 История пуританства 4
1.2 Симпатии и антипатии пуритан 6
1.3 Образ пуританина 8
Глава 2. Готорн и пуританство 10
1.1 Какое отношение имеет Готорн к пуританству 10
1.2 Тема пуританства в творчестве писателя 12
Глава 3. Образ пуританина в осмыслении Готорна 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

феномен пуританства в осмыслении Готорна.docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Феномен  пуританства в истории человечества 4

1.1 История  пуританства 4

1.2 Симпатии  и антипатии пуритан 6

1.3 Образ пуританина 8

Глава 2. Готорн и пуританство 10

1.1 Какое отношение  имеет Готорн к пуританству 10

1.2 Тема пуританства  в творчестве писателя 12

Глава 3. Образ  пуританина в осмыслении Готорна 13

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

Введение

 

Пуританство – это такой  образ жизни, отличительными чертами которого являются расчетливость, крайняя строгость правил, бережливость, целеустремленность, аскетическое ограничение нужд и трудолюбие.

В данной работе я посмотрю на эту проблему с другой точки  зрения, с точки зрения Натаниэля  Готорна, выдающегося американского писателя XIX века.

Имя Готорна окружено всеобщим уважением. Эдгар По считал его образцовым мастером новеллы, Лонгфелло называл  его гением еще в пору выхода его  первой книги. Еще при жизни об этом писателе узнали европейские читатели, а журнал «Современник» опубликовал  переводы главных романов Готорна  и поместил на его страницах благожелательную характеристику его творчества.

Целью данного исследования является определение авторской  концепции пуританства.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

  1. дать определение термину «пуританство»,
  2. определить, какое отношение имеет Готорн к пуританству,
  3. определить образ пуританина (на произведении Готорна «Алая буква»).

Объектом исследования является роман Натаниэля Готорна «Алая  буква».

О Натаниэле Готорне был  написан ряд монографических  работ. О нем писали и Аксенов  А. В., и Николаенко Н. А., и Богословский  В. Н., упоминает в своей книге  «Краткая история американской литературы»  и Кэтрин ван Спэнкерен. Все они  называют Готорна выдающимся автором  американской прозы XIX века.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 12 наименований. Основной текст курсовой работы занимает 12 страниц.

 

 

Глава 1. Феномен пуританства в истории человечества

1.1 История пуританства

Родиной пуританства является Англия, а зародилось оно на стыке XVI – XVII веков. Почвой для образования нового реформационного движения послужил кальвинизм, направление протестантизма, созданное Жаном Кальвином.

Пуритане требовали удаления из церквей образов, покровов, цветных  стекол и даже алтаря. Они также  были против органной музыки. Вместо молитв по богослужебным книгам пуритане добивались введения устной свободной проповеди, а также молитв-импровизаций. Пуритане считали, что в пении гимнов должны принимать участие все люди, которые  присутствовали на богослужении. Пуританство  означало также отмену коленопреклонения, осенения крестом при молитве  и других церковных обрядов, которые  сохранились в церкви Англии еще  от католицизма. Томас Хелвис, идеолог  пуританизма, писал: «Наше церковное  служение состоит только из пасторов, и мы не одобряем никаких других церковнослужителей… Мы всегда, как  во время, так и в пророчествах поем псалмы без перевода. Мы также  считаем правильным, что все священные  книги, даже оригинальные сами по себе, не должны использоваться во время  духовного богослужения. Однако чтение и интерпретация «Писания» еще  остаются в церкви для подготовки богослужения, толкования доктрины, решения  споров по основам веры и исповедания. Следовательно, мы не отказываемся использовать перевод, считая, тем не менее, что  его ценность намного ниже оригинала» [9, 618].

Многие пуритане отправляли богослужение в частных домах  и в той форме, которая, по их мнению, затемняла бы их совесть меньше всего.

Английские пуритане требовали  удешевления, упрощения церкви. Скупость и стяжательство являлись основными добродетелями пуритан. А торгово-промышленная деятельность, по их мнению, являлась божественным призванием, а самообогащение они принимали за проявление милости божьей.

Представители разных социальных классов становились пуританами. Это были и крестьяне, и мелкая буржуазия, и дворянство. Именно социальное разнообразие привело впоследствии к расслоению пуританского движения.

К началу XVII века сложились два главных направления пуританства: умеренное и радикальное. Умеренное направление было представлено кальвинистами, которые требовали упразднения епископата и церковных судов, отказа от постов, конфискации у церкви былых монастырских земель, упрощения богослужения. Сепаратисты и индепенденты представляли радикальное направление. Представители этого крыла боролись за отделение от государства церкви, выборность проповедников и пасторов, а также полную независимость от светской власти религиозных сообществ.

Следует также отметить, что именно благодаря пуританству  стали появляться конституционные  и политические теории, получившие широкое распространение среди  оппозиционно настроенного дворянства и буржуазии. Учение об «общественном  договоре» является одним из главных  элементов этих теорий. Сторонники этой теории считали, что король не от бога. Они утверждали, что король установлен людьми. При этом короли не должны становиться безусловными, они должны быть ограничены договором, заключенным между ним и народом. Власть короля нерушима до тех пор, пока он придерживается этого договора. Когда же король нарушает договор и, тем самым, приносит вред интересам народа, подданные его могут расторгнуть договор, лишив, таким образом, короля полномочий, переданных ему. Сторонники «общественного договора» утверждали, что люди не должны сидеть, сложа руки, а обязаны восстать против короля, который превратился в тирана, ради восстановления своих прав. Джон Понет, Эдмунд Спенсер и Джордж Бьюкенен – самые известные представители этих тираноборческих теорий.

С восшествием на престол  Якова I пуритане подверглись давлению со стороны короля. Борьба с пуританизмом была у Якова I на первом месте. Он возненавидел  пуританские порядки еще в Шотландии, а придя к власти в Англии, сразу же занял враждебную позицию по отношению к ним. На церковной конференции в Гемптон корте в 1604 году Яков I сказал английским священникам так: «Вы хотите собрания пресвитеров на шотландский манер, но оно так же мало согласуется с монархией, как черт с Богом. Тогда начнут собираться Джек с Томом, Уил с Диком и будут осуждать меня, мой Совет, всю нашу политику. Нет епископа – нет и короля» [9, 623]. Яков I осознавал, что пуритане, начав с церкви, перейдут и к монархии. Именно поэтому он пригрозил выслать из страны непримиримых пуритан. Так в скором времени и произошло. Из-за жестоких преследований английские пуритане, боясь тюрем, огромных штрафов и кнута, мигрировали сперва в Голландию, а затем и в Северную Америку. Английские пуритане-эмигранты фактически основали североамериканские колонии Англии. А сама Северная Америка стала второй родиной пуританства.

1.2 Симпатии и антипатии пуритан

Эрудированный, хорошо организованный, разумный, благочестивый, полезный, усердный, правдивый, открытый, очищенный, серьезный и скромный – вот главные положительные определения в словаре пуритан.

Больше всего пуритан  интересовала обязанность. Они рассматривали  ее как условие жизни в любом  социальном обществе. Вот как писал  американский пуританин Самюэль Уиллард: «Это очевидно, что из всех взаимоотношений между людьми существуют обоюдные обязанности, возложенные на них» [12, 3].

Пуритане относились с  подозрением к ярким внешним  проявлениям. Они возмущались службам, которые, по словам Ричарда Гринхама, были «глянцевыми, яркими и хрупкими…, такими холодными…, что простое проповедование Христа приходит в упадок» [12, 3].

«Истина любит свет, —  писал Бакстер, — и наиболее прекрасна она, когда практически обнажена» [9, 622]. Кромвель считал так же. Он даже приказал писать свой портрет «со всеми бородавками».

Важнее всего для пуритан  была религиозная искренность. Джон Оуэн, один из самых выдающихся богословов Англии 17 века, призывал христиан «взглянуть на истину, как на самую драгоценную жемчужину, которая лучше целого мира» [5, 185].

Существовало у пуритан  и несколько антипатий. Так, они  с презрением относились к традициям. Их пуритане приравнивали к суеверности.

Вызывали у людей той эпохи неприязнь и такие слова как «холод», «вялость». Пуритане испытывали отвращение от «холодности половинчатого служения». Коттон Матер, пуританский священник, говорил: «Опасайтесь крепкого ума и холодного сердца» [5, 213].

Но наибольшее отвращение вызывали у пуритан духовное самодовольство и посредственность. Один из известнейших пуританских теологов XVII века. Ричард Бакстер писал: «Как простая лень и пренебрежение Богом определенно отлучают душу от Царства Небесного, равно как и мирская, распутная, плотская жизнь, так и обычная компания подобных ленивых, рассеянных, беспечных особ, несомненно, отлучит наши сердца от Небес, поскольку несколько человек гораздо более распутны и нечестивы» [9, 224].

Пуританам были также ненавистны пирушки и вечеринки. Несдержанность вызывала их ярость. Вот описание, которое  говорит многое о пуританских  антипатиях, это описание обязанностей для школьного учителя: «Он не должен быть игроком… или завсегдатаем таверн и пивных, или пьяницей, или… предаваться распутному флирту и непристойному поведению по отношению к женщинам, или расточительствовать в ненужных расходах, в следовании пустой броской моде в одежде, или… носить длинные завитые или заплетенные волосы, или… богохульствовать и сквернословить…» [12, 3].

Чтобы еще лучше показать, что вызывало отторжение у пуритан, заглянем в записи церковных и судебных разбирательств:

  1. Роберт Сайкс из Дорчестера был осужден «за игнорирование публичного поклонения Богу, беспечное отношение к своему призванию и подчинение властям» [12, 3].
  2. Уильям Скант из Брайнтри был вызван в суд за то, что он «не воспитывал и не наставлял своих детей, что было бы полезным для их образования» [12, 3].
  3. Джеймс Матток был отлучен от Первой Церкви Бостона за то, что «он отвергал супружеское общение со своей женой в течение двух лет» [12, 3].

1.3 Образ пуританина

Джон Гере в своем трактате «Характер старого английского  пуританина или нонконформиста» (1646 г.) писал: «Всю свою жизнь пуританин  проводит в битве, в которой Христос  — его командир, его оружие, его  молитвы и слезы. Крест — его  знамя, а его девиз — vinci qui patitur («тот, кто страдает, побеждает»)» [11, 1].

Типичный пуританин –  это человек семейный. В доме его  соблюдалась иерархия. Отец являлся  главой семьи. Религиозное образование на специальных занятиях давал детям именно отец. Ежедневное чтение Библии и молитвы были неотъемлемой частью пуританской семьи.

В основном религиозная жизнь  семьи сосредотачивалась в местной  церкви. Именно церковь отвечала за то, чтобы дети изучали Катехизис.

В жизни пуританина не было времени на праздность. Тяжелый труд являлся добродетелью.

Воскресенье считалось кульминацией недели. В этот день запрещались  все развлечения. Семья посещала в этот день церковь дважды, после  обеда все члены семьи собирались, чтобы повторить ключевые моменты  проповеди.

Многие люди считают, что  пуритане отличались от обычных людей  даже по внешнему виду. Но нет никаких оснований так думать. Типичный пуританин носил ту же одежду, что и другие представитель его сословия. Пуритане одевались по моде. Черный они носили только по воскресным дням и особым случаям. Повседневные же наряды отличались разнообразием цветов. Красно-коричневый, синий, зеленый, сиреневый, желтый, красный… Пуритане использовали самые разные цвета для одежды и украшения своих домов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Готорн и пуританство

1.1 Какое отношение  имеет Готорн к пуританству

 

Натаниэль Готорн, представитель пятого поколения американцев, которые когда-то эмигрировали сюда из Англии, потомок старинного рода, родился в 1804 году в городе Салеме, штат Массачусетс. В то время это был богатый морской порт, который вел торговлю с Индией.

Обучался Готорн в Бодуэновском колледже в штате Мэйн. В это  время Натаниэль изменил написание  своей фамилии. Он добавил в нее  дополнительную букву «w». Таким образом, его фамилия теперь изменилась с  Hathorne на Hawthorne. Этот странный факт свидетельствует о желании Готорна избавиться от беспокоящего его прошлого. А беспокоиться было о чем.

Капитан Уильям Готорн (1606-1681), предок писателя, прибыл в Америку  в 1632 году.

«… непреклонному, бородатому, одетому в черный плащ и островерхую  шляпу прародителю, который так  давно появился здесь с библией  в одной руке и шпагой в другой…» [4, 8].

Он был известен своими победами над индейцами, а также  преследованием квакеров. А сын Уильяма, полковник Джон Готорн, был судьей во время сейлемского процесса над  ведьмами в 1692 году. Он лично приговорил к казни через повешение 20 человек. Одна из осужденных публично прокляла весь род Готорнов. А раннюю смерть отца писателя капитана Натаниэля Готорна-Старшего считали в семье последствием этого проклятия.

Для писателя все эти факты  имели очень серьезное значение. В предисловии к роману «Алая  буква» автор приносит покаяние за жестокие деяния своих предков.

«… я, пишущий эти строки, беру, в качестве их представителя, весь позор на себя и молю, чтобы  отныне и вовеки на них не тяготело проклятие, хотя они его вполне заслужили, судя по тому, что нам известно о  трудных и мрачных условиях существования  тех минувших времен» [4, 9].

Информация о работе Феномен пуританства в осмыслении Готорна