Феномен туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике. Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление. Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов. Задачи:
- Рассмотреть основные этапы развития туризма;
- Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;
- Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.

Файлы: 1 файл

Aktualnost.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)

Актуальность

Туризм является  важной составной частью жизни общества и является одним из важных источников прибыли и в итоге служит повышением привлекательности для той или  иной страны, являясь в современное  время феноменом мирового масштаба. По не столь старым данным, мне стало  известно, что  в год совершается  до 950 млн путешествий. С экономического взгляда он представляет собой могучую мировую индустрию, которая занимает до 9 % мирового общего продукта. Можно сказать, что каждый 15 человек в мире как то связан с индустрией туризма. Туризм добился глобального уровня и стал серьезной политикой, благодаря которой возможно разрешить ряд интернациональных проблем. Идеей туризма является аспект туризма, который может сломить нежелательные стереотипы, и разрабатывать новые мировоззренческие цели. Благодаря туризму в новом времени уже в мировом масштабе становится возможной усиление межкультурной коммуникации. Таким образом, туризм помогает увидеть жизнь во всем ее разнообразии, направленную на короткий временной отрезок, с различными целями, и способом их реализации. В связи с этим, изучение феномена туризма представляется актуальной темой.

Туризм - это явление мировой  культуры, представляет, в свою очередь, раскрытие и изучение различных  сторон самой культуры: ее смысл, виды, формы и функции в «подвижном»  виде. В связи с изучением моей темы подробно, я  познакомилась  с уровнем развития некоторых  исторических эпох и цивилизаций, так  и со ступенью модернизации различных  сфер человеческой жизни и деятельности. Популярностью пользуются познавательная, информативная, коммуникативная, цели общественных отношений. Каждым туристом осуществляется знакомство и усваивание нового культурного пространства; на подсознательном уровне туристом проводится анализ своего отношения к миру природы, обществу и отдельному человеку. В  связи с этим, рассмотрение туризма  в социокультурном пространственно-временном  континууме также представляется достаточно актуальным.

Туризм способствует знакомству, выявлению, изучению и сопоставлению национальных характеров, ментальности, архетипов. Традиции, новации и нормы в  культуре также во многом могут быть актуализированы и раскрыты через  туризм. Туризм выявляет на теоретическом  уровне и проблемы культурной антропологии: взаимоотношения индивида и культуры, различного типа культур и пр. Поэтому  представляется актуальным системное  рассмотрение туризма и как феномена культуры, и как фактора, ее характеризующего.

Для комплексного познания любого глобального  общественного явления необходимо рассмотрение его во временном ракурсе. Туризм относится к тому виду человеческой деятельности, происхождение которого пролонгировано в глубокую древность, кроме того, он активно проявляет  себя в настоящем и имеет большие  перспективы в будущем. С одной  стороны, он является надвременным социальным феноменом, а, с другой, для выявления внутренней логики его развития, причинно-следственных связей необходима связь с конкретно-историческими реалиями. В связи с этим становится актуальным анализ исторической ретроспективы туризма.

Актуальность многоаспектного  изучения феномена туризма, и в частности  его культурно-исторической составляющей, проявляется в форме внедрения  новых образовательных программ и открытия учебных заведений, занимающихся всесторонней подготовкой специалистов в сфере туризма. В настоящее  время только в Москве более тридцати образовательных учреждений готовят  специалистов в этой области, что  подтверждает практическую значимость этого явления. Поэтому становится актуальным поиск новых научных  методов, принципов, форм и подходов при рассмотрении туризма как  культурно-исторического феномена.

Степень научной разработанности  проблемы. Данная тема находится на пересечении культурологических, исторических, философских, социологических, экономических, политологических, географических научных  изысканий зарубежных и отечественных  ученых. Поэтому исследование ряда ее аспектов шло иногда на стыке  или границах различных научных  дисциплин. Специфика в изучении тех или иных вопросов нашла свое отражение в подборе теоретических  источников и персоналий. В связи  с этим, представляется целесообразным разделить исследуемые источники  и литературу по определенным направлениям и основным аспектам исследования.

 

Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике.

Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление.

Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов.

Задачи:

- Рассмотреть основные этапы  развития туризма;

 - Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;

 - Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.

 

 

 

 

 

  1. История развития туризма

1.1 Зарождение туризма 

 

   Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные - с самого начала развития человеческого общества - путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус - также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны. 1

 

Итак, помимо людей, для которых  путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи  и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые  впечатления. Появилось такое понятие  как туризм.

 

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный  туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

 

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может  совпадать с предыдущим видом  туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным - рекреационным - или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом  программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью - например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов - видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного - пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

 

Большинство из различных определений  туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма  так или иначе несет в себе познавательно-2развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность -определяемая не только природными условиями, но и политической обстановкой как в родной стране, так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений - в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений.

 

Несомненно, данные параметры развивались  вместе с человеческим обществом, определяя  особенности туризма на данном этапе  человеческой истории, и формируя историю  туризма - историю возникновения  путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма  как отрасли с раннего средневековья  до наших дней, и определяя мотивацию  этих путешествий.

 

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователей относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято  отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки  по железной дороге с чаем, булочками  и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации  предоставления массового отдыха как  единого комплекса услуг. Тем  не менее, предшествующий этому событию  период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов  вне дома", поэтому не может  быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

В начале формирования человеческого  общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места  на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной  безопасности.

Позднее, когда человек начал  вести оседлый образ жизни, путешествия  стали приобретать иной смысл. С  незапамятных времен многие путешествия  мотивировались простым человеческим любопытством, например, желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Начало развития туризма - античный период

 

     В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-философов.

Остальные побудительные  мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство  поездок в период античности и  совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской  империи возникает новый вид  путешествий - досуговый туризм. Римляне  из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели  развлекательный характер: путешествия  в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами- мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.3

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация  родилась в Средиземноморье, а также  в дельте Нила и Месопотамии - долине между Тигром и Евфратом - водные пути были основными. Передвигаться  морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев  для передвижений войск и в  сражениях, реже - для путешествий  правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах - своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки  и переносимых рабами.

 

Таким образом, основными путями в  то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые  и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты  из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в 1 в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции - то есть с загнутыми носом и кормой, в древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Информация о работе Феномен туризма