Феномен туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике. Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление. Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов. Задачи:
- Рассмотреть основные этапы развития туризма;
- Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;
- Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.

Файлы: 1 файл

Aktualnost.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)

В 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных  организаций по пропаганде туризма, в котором приняли активное участие  представители 14 европейских государств. В результате был создан первая в  этой сфере организация "Международный  конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), 1927 г. - Международный  конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций по пропаганде туризма (МСОПТ).

Послевоенный период потребовал совершенствования  организационной структуры по руководству  мировым туризмом. Поэтому в 1947 г. все перечисленные организации  были реформированы, а на их базе в  Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Действительными членами  этой организации стали представители 116 государств.17

 

Впоследствии под патронажем ООН  была создана Всемирная Туристская Организация (ВТО) - единственная в мире специализированная организация по иностранному туризму. ВТО правопреемник  МСОТО - Международного союза официальных  туристских организаций (1947), была основана в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН в 1975 году. Штаб-квартира находится в Испании, (г. Мадрид, 28020, Capitan Naua 42). Устав ВТО принят 27 сентября 1975 года. Начиная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма, который ежегодно проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет генеральной Ассамблеи.

Всего в мире насчитывается около 200 международных туристских организаций  всемирного характера. Региональными  организациями в составе ВТО  являются: Арабская туристская организация (ААТТА); Американское общество туристских агентов (АСТА); Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (ПАТА); конференция  туристских агентств стран Латинской Америки (КОТАЛ); Ассоциация Британских туристских агентств; Европейская туристская комиссия (ЕТК).

Республика Казахстан участвует  в деятельности международных, межпарламентских, межрегиональных организациях в  сфере туризма в качестве действительного, ассоциированного члена и наблюдателя.

Туристские организации Республики Казахстан могут вступать в международные  туристские организации в целях: международного туристского обмена; развития экономического и технического сотрудничества по укреплению материальной базы и инфраструктуры туризма; развития международного сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности туристов; обмена информацией по туризму; проведения совместных научных исследований в  различных областях международного туризма; по другим вопросам международного сотрудничества в сфере туризма.

Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту представляет Республику Казахстан в специализированных учреждениях и программах ООН по мировому туризму.

В качестве глобальных региональных тенденций развития мирового туризма были названы:

Распределение долей межрегионального туризма в соотношении с общим  объемом прибытий к 2020 г. определится  следующим образом: Южная Азия - 85%; Ближний Восток - 63%; Африка - 43%; Америка - 38%; Европа - 15%.

Важнейшими сегментами туристского  рынка к 2020 г. будут: солнце и пляж, спортивный туризм; приключенческий  туризм; природный туризм; культурный туризм; городской туризм; сельский туризм; круизы; тематические парки; конгрессный туризм; дальние поездки; специальные сегменты; комбинированные поездки; зимние виды спорта; водные виды спорта.

Сочетание глобализации и локализация  туристских программ; господство электронны технологий; поляризация туристских предпочтений.

Ориентация рынка на три аспекта  туристского продукта: развлечение, острота ощущений, просвещение; внимание туристских центров к своему "имиджу"; заинтересованность всех в туристах из Азии;

Обеспечение устойчивого развития туризма и "справедливой торговли" в туризме; противоречия между растущим социально-экономическим сознанием  потребителей и стремлением активно  потреблять туристские продукты;

Главными приоритетами национальный туристских организаций (НТО) на ближайшие  десятилетия XXI века будут: а) усиление, повышение нацеленности и агрессивности  маркетинга; б) постоянное стремление обеспечить конкурентные преимущества посредством дифференциации продуктов, их качества и/или цены; в) признание  необходимости обеспечить устойчивое развитие туризма в целях долгосрочного  благосостояния; г) уменьшение государственного контроля, расширение государственно-частных партнерств;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Современное Состояние Российского Туристского Рынка

   Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1.     распад предприятий  старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2.     создание новых предприятий,  которые впоследствии стали называться  туроператорами или турагентами;

3.     модификация старых  туристских предприятий путём  перестройки на разработку туристского  продукта, имеющего спрос у российского  потребителя.

На первом этапе развития рынка  разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного  туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер  по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского  туризма был обусловлен следующими причинами:

1  новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

2 упрощение порядка выезда;

3  расширение внешних деловых контактов;

4  увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

5  доступность цен на выездные туры;

6  большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён  существенный урон из-за ситуации, сложившейся  в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы  переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного  туризма. Это дало возможность приостановить  процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями  внутреннего туризма стали средняя  полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного  туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские  круизы на Дальнем Востоке.

 

3.4 Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

1 нестабильность внутренней политики;

2  несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

3  несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

4  завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

5  несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

6  недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

7  отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е  г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

            

 

 

 

Заключение

   Из первой главы выявлено, что первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

     В античный период  большинство путешествий предпринималось  с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе,  на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся  неотъемлемым спутником военных  действий.

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий.

Развивались различные виды туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.

Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным  гостиничным комплексам) и материально-технической  базы (различные снаряжения, инвентарь  и т.д.)

Развитие транспортных средств  привело к массовому туризму. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия. Постепенное формирование рынка услуг. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся. Повышение качества туристских услуг и обслуживания. Создание административно-правовых норм в туризме. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.

Так же изучая туризм в советское  время я узнала, что существовало всего два самых известных и крупних туроператора это «Спутник» и «Интурист». У каждый из этих операторов было своё направление.

В СССР выехать за границу было чрезвычайно сложно, малая доступность  въезда в страну, то есть, что бы пересечь границу нужно было предоставить уйму документов и разрешений, что было очень сложно. В наше время стало всё намного легче и доступнее.

Туризм вошёл в 21 век и стал глубоким,  культурным,  социальным и политическим явлением, значимо  влияющим на мировоззрение людей, на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Общемировые  туристические показатели характеризуются  устойчивым ростом и превышают 2 милрд. путешествующих в течении года. Согласно прогнозу  ВТО, до 2020 г. ожидается увеличение объёма туризма вдвое. Сама объективная реальность современной жизни порождает объективную же потребность в туризме, формы которого в настоящее время многочисленны и многообразны.

Историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Александрова А. Ю. Международный  туризм : учеб. / А. Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

2. Баталова Л. В. Из истории  развития туризма / Л. В. Баталова // Социально-политическое развитие  России: проблемы, поиски, решения : сб. науч. ст. – Ижевск, 1999. – Вып. 2. – 148 с.

3. Дитлер Д. Б. От Птоломея до Колумба / Д. Б. Дитлер. – М. : Мысли, 1989. – 244 с.

4. Зорин И. В. Туристский терминологический  словарь / И. В. Зорин, В. А.  Квартальнов. – М. : Советский спорт, 1999. – 384 с.

5. Квартальнов В. А. Туризм: теория  и практика / В. А. Квартальнов.  – М. : Финансы и статистика, 1998. – 312 с.

6. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В. Сапрунова. – М. : Ось-89, 1998. – 320 с.; Шаповал Г. Д. История туризма / Г. Д. Шаповал. – Минск : ИП "Экоперспектива", 1999. – 216 с.

7. Хейердал Тур. Древний человек  и океан / Тур. Хейердал. – М. : Мысль, 1982. – 350 с.

8. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.

9. Долженко Г.П. “История туризма  в дореволюционной России и  СССР” Ростов-на-Дону, 1988г.

Информация о работе Феномен туризма