Феномен туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике. Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление. Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов. Задачи:
- Рассмотреть основные этапы развития туризма;
- Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;
- Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.

Файлы: 1 файл

Aktualnost.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)

Насыщая международный туристский обмен интернационалистическим  содержанием, общественные туристские организации, БММТ «Спутник» и ЦСТЭ добивались определенных результатов. Так, с 1958 по 1986 г. в двухсторонний туристский обмен БММТ «Спутник» с зарубежными организациями было вовлечено 6,3 млн. молодых советских и зарубежных туристов, в том числе в СССР побывало почти 3,7 млн. человек, включая 850 тыс. человек из капиталистических и развивающихся стран, соответственно за рубеж выехали 2,5 млн. советских юношей и девушек (из них несколько сотен тысяч – в страны освободившегося мира и капиталистические государства)3.

Если БММТ «Спутник» или ЦСТЭ ВЦСПС могли конкурировать с  «Интуристом» по числу организованных ими поездок за границу и по стране, то по числу организованных поездок иностранных туристов на территорию СССР «Интурист» был вне  всякой конкуренции.

Переход России к рыночной экономике  лишил монопольного права заниматься организацией иностранного туризма  такие организации, как «Интурист», БММТ «Спутник», ЦСТЭ ВЦСПС, в результате чего они были вынуждены менять свою коммерческую политику. Начиная с  этого времени организация поездок с туристскими целями за границу и по территории России стала осуществляться частными российскими и иностранными туристскими агентствами, число которых в 1992 г. составляло 2000, а в 2000 г. достигло 91134.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2  Современный туризм  за рубежом

 

   Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.

По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами 7

Одним из важных моментов для развития туризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма  видов транспорта. Практически во всех индустриально развитых странах  продолжается строительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны  заставляли совершенствовать железнодорожный  и автомобильный транспорт, кроме  того, для перевозок стали использовать авиацию.

Расширению географии международного туризма способствовало строительство  Суэцкого и Панамского каналов и  переоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских  пассажирских судов шло по пути создания огромных лайнеров.

Длительная история развития авиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается  созданием удобных многоместных самолётов. Первые регулярные рейсы  совершались в Германии по маршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня  известной как Lufthansa,

Появившийся ещё в конце XIX века автобус к 1915 году стал доступным  и распространённым транспортом. Стали  изготавливаться туристские автобусы большой вместимости – до 5 человек. Стал развиваться автомобильный  туризм. В 20-е годы первые туристические  площадки впоследствии превратились в  мотели.

Все эти факторы развития различных  видов транспорта позитивно влияет на становление международного туризма.8

Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Развитие железных дорог и авиатранспорта привело к созданию системы питания  на вокзалах и привокзальных/ аэропортовых гостиниц. Развитие автотранспорта привело  к появлению системы придорожных пунктов питания. Появились закусочные "драйв-ин", когда туристы обслуживались, не выходя из машины.

В начале ХХ века появляются гостиницы, в которых удобства в номерах  сочетались с высоким качеством  сервиса. Э. Статлером была введена униформа, именно ему принадлежит фраза "Клиент всегда прав". В Европе идёт процесс создания различных профессиональных союзов, а также гостиничных и ресторанных цепей. Именно в это время появляется новая система хозяйствования – франчайзинг. Это форма аренды, когда покупающий у компании лицензию подписывает контракт на самостоятельное управление частью его собственности в соответствии с условиями, оговорёнными держателем лицензии.

На фоне усиливающегося экономического кризиса и Великой депрессии 1930-х  годов продолжает развиваться внутренний туризм и туризм между странами, далёкими от военных конфликтов. И  если в Европе туристский обмен к  середине века практически свернулся, то на Североамериканском континенте он продолжал процветать.9

Главными причинами, препятствующими  становлению массового туризма  в мире начала XX века были бедность большинства населения и отсутствие оплачиваемых отпусков.10

Подобное положение вызывало протест  у трудящихся, которые постепенно добивались от работодателей все  улучшающихся условий для отдыха. Одновременно, после первой мировой  войны растет и ширится рабочее  туристское движение, организаторами которого были профсоюзы и социал-демократические  партии, создававшие свои туристские бюро и средства размещения туристов. Особенно широко это движение было представлено в Германии, Швейцарии  и Австралии.

С развитием индустрии туризма  и гостеприимства остро встал  вопрос системы профессионального  образования. Инициатором в этом стала Швейцария. В 1893 году в Лозанне  открывается первая школа по подготовке специалистов индустрии гостеприимства – Школ гостиничного менеджмента. К  началу ХХ века количество таких школ возрастает. Непосредственное формирование системы профессионального образования  в сфере туризма состоялось только после Второй мировой войны, когда  стали создаваться учебные и  научно-исследовательские национальные учреждения. Начало этому процессу положило открытие Международной академии туризма в Монако в 1951 году [2].

Вторая половина XX века характеризовалась  быстрыми изменениями в окружающем мире. На смену типу жизни, который  П.Г. Олдак определил как статичный, когда подавляющая часть населения безвыездно пребывала в местах своего жительства, пришел новый динамичный образ жизни. Он характеризовался значительным ростом миграционных процессов.

По данным советских географов, работавших в Академии наук СССР, в 1950 г. во всех странах мира было зарегистрировано 25,3 млн. иностранных посетителей, а  в 1968 г. их число достигло 141 млн., что  составило 4% населения земного шара.11

Резкое возрастание миграционных туристских потоков после Второй мировой войны связано с укреплением  экономических связей между странами и континентами, расширением научных  и культурных связей, достижениями в области транспорта, удешевлением транспортных тарифов, ускорению авиационных  рейсов и накоплению большого количества личных автомашин.

Кроме того, развитию туризма того времени способствовали некоторый  рост доходов населения ряда стран, увеличение продолжительности отпусков, растущее утомление от жизни больших  городов. Исследованиями установлено, что даже в промышленно развитых странах поездки с целью отдыха совершают главным образом жители крупных индустриальных центров.

Развитию туризма во многих странах  в послевоенный период способствовали такие меры как упрощение пограничных  формальностей, обмена и ослабление ограничений на ввоз валюты, строительство  аэродромов, дорог, отелей, широкая  реклама туристских объектов. После  второй мировой войны туризм приобретает  массовый характер и становится потребностью для большинства населения индустриальных стран. Формируется мощная индустрия  отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В целом в транспортной системе  во второй половине ХХ века отмечается снижение удельного веса автомобильного, железнодорожного и водного транспорта и рост процентного соотношения  туристов, использующих воздушный транспорт.

Для удобства туристов вводятся системы  классификации отелей, среди которых  самой распространённой является система  звёзд. Важным вкладом в развитее туризма явилось принятие в 1981 году Международных гостиничных правил в рамках Международной гостиничной ассоциации.

В западноевропейских странах 50-е-60-е  г.г. XX века - это период массового строительства гостиниц, мотелей, увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован преимущественно на прием американских туристов и является источником долларовых поступлений для принимающей страны. В 60-е г.г. и до середины 70-х наблюдается рост въездного и выездного туризма, а также увеличение числа туристских предприятий и объемов их производства.12

Так, В.Б. Сапрунова считает важнейшим показателем завершения процесса массового туризма интенсивность туризма в той или иной стране.

После второй мировой войны в  спросе и предложении на рынке  туризма произошли коренные изменения, которые позволяют говорить о  том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм.

 

И в первом и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором  принимает участие не только элита, но и средний класс, а начиная  с 80-х годов - и население с низким уровнем доходов.13

Конвейерный туризм предполагает относительный  примитивизм и однородность потребностей и мотивации туристов, и соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций  туристов, множественностью узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предполагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма  характерен не столько широкий, сколько  глубокий ассортимент услуг. Это  означает, что турфирма предлагает не огромное количество видов турпродуктов, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов.

Переход от конвейерного к дифференцированному  туризму совершался одновременно с  переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения  потребителя туристских услуг в  этот период является рекреационный  аспект туризма: отдых как средство восстановления физических сил после  повседневного тяжелого труда с целью продолжения этого труда.

На рубеже 60-70-х г.г. формируется "общество потребления материальных благ - потребления ради потребления". Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретает образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Все названные выше процессы сохраняют актуальность на протяжении 80-х годов.

Расширяются объемы туристского спроса и предложения, в туристскую отрасль  трансформируется капитал из других сфер народного хозяйства. Прежде всего, это относится к транспортным предприятиям и торговым фирмам.14

Рыночную стратегию туристских фирм до середины 70-х годов XX века отличают "универсализм" производимого  продукта при отсутствии существенной специализации на отдельных узких  сегментах спроса. Данный этап В.Б. Сапрунова характеризует как расцвет конвейерного туризма.

Со второй половины 70-х годов  одновременно с дифференциацией  туристского спроса в предложении  усиливается тенденция к специализации  и диверсификации, причем последняя  находит выражение как в расширении ассортимента предоставляемых услуг  в рамках специализации фирмы, так  и в проникновении туристских фирм в другие сферы услуг. Насыщение  рынков товаров и услуг, замедление темпов роста экономики, экономический  и структурный кризис середины 70-х  годов стимулировали формирование дифференцированного туризма и  доминирование последнего в 80-е годы. Это свидетельствовало о кризисе индустриального общества.15

Во второй половине ХХ века идёт развитие такой системы, как таймшер (timeshare – разделение времени) – это своего рода "собственность на каникулы" на определённый срок или в бессрочное пользование. Совладелец кондоминимума может отдыхать в приобретённых апартаментах в "свои" недели или обменять место отдыха на аналогичное или лучшее с уменьшением времени отдыха. Такой отдых называют ещё клубным отдыхом.

К началу 60-х на Западе появляются первые автоматизированные системы  бронирования, изначально, главным  образом, авиабилетов. Процесс освоения турагентами систем компьютерного бронирования шёл быстрыми темпами, что способствовало развитию глобальных систем резервирования. Среди них популярные Sabre, WorldSpan, Apollo, SystemOne, Amadeus, Galileo и др .16

В ресторанном бизнесе быстрыми темпами развивается система  питания "фаст-фуд". Крупнейшим представителем этой системы является сеть "Макдоналдс", основателями которой были Рэй Крок и браться Макдолд.

Уже в 60-70-х годах ООН и ЮНЕСКО рассматривали развитие туризма  как "чудодейственный шанс" для  решения острейших социально-экономических  проблем развивающихся стран (PC). Поставляя на международный рынок  возобновляющиеся туристские ресурсы, PC смогли быстро получить нужную им твердую  валюту, создать новые рабочие  места, модернизировать свою экономику. С помощью международного туризма, таким образом, осуществляется процесс  перемещения потребления. Развивающийся  туристский бизнес потребовал объединения  организаций, которые им занимаются не только в национальных рамках, но в мировом масштабе. В 1898 г. в Люксембурге  было создано первое такое объединение  названное "Международной лигой туристских организаций".

Информация о работе Феномен туризма