Феномен лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 07:33, доклад

Описание работы

Феномен лидерства– это достаточно специфическое явление, его невозможно описать никакими понятиями. С первого взгляда дать определение лидерству кажется просто, но многие все-таки затрудняются ответить на вопрос, что это такое, так как на самом деле феномен лидерства включает огромное количество аспектов,

Файлы: 1 файл

3.docx

— 21.16 Кб (Скачать файл)

3)Феномен лидерства– это достаточно специфическое явление, его невозможно описать никакими понятиями. С первого взгляда дать определение лидерству кажется просто, но многие все-таки затрудняются ответить на вопрос, что это такое, так как на самом деле феномен лидерства включает огромное количество аспектов, охватывает большую область возможностей человека.

Для того, чтобы найти последователей, которые будут принимать его идеи и жизненные принципы, лидеру необходимо обладать определенными чертами. Первым качеством, которым необходимо обладать лидеру, является уверенность в себе. Феномен лидерства – это определенный естественный процесс в группе, которая строится на основе влияния на поведение членов этой группы личного авторитета лидера. Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи идут за ним также по собственному желанию, без принуждения. Феномен лидерства присутствует в определенных группах при одном обязательном условии -  обладание властью в формальных или неформальных организациях, причем самого разного уровня. Лидер  – это социальная роль одного из членов группы, который ведет ее за собой, планирует и управляет ее деятельностью, организует, проявляя при этом большую, чем другие члены группы, активность.

4) Теория черт - Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.   (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях.

Ситуационная  теория

Ситуационная теория считает, что лидерство – это функция  ситуации. Ситуация дикует условия для появления лидера, а не какие-то определенные качества человека. Основывается данная теория на том, что каждая ситуация требует различных форм лидерства. И, вполне возможно, что если не наступит какая-то определенная ситуация, то человек и не узнает, лидер он или нет. 
Из примеров такого рода лидерства можно вспомнить героев Великой Отчественной войны. В то время было очень много случаев, когда люди без какой бы то ни было подготовки, попадая в определенные экстремальные обстоятельства, вдруг, неожиданно для себя, проявляли недюжинные лидерские способности.

Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности

Проявление конформизма обуславливается  множеством факторов. Часть из них  были исследованы экспериментально, например, Соломоном Ашем. Выделяются следующие факторы:

  • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность водобрении и так далее).
  • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).
  • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).
  • половозрастные характеристики индивида.

 

Групповая сплоченность.

Второй стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Проблема групповой  сплоченности также имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует по всех случаях. Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.   Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Из них надо назвать исследования А. Бейвеласа, в которых особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы — это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы — это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит отреализации и того, и другого характера целей. Как видим, интерпретация феномена становится здесь богаче.

Группово́е мышле́ние психологический феномен, наблюдаемый среди людей, которые полностью идентифицируют себя с определённой социальной группой. В такой ситуации единомыслие приобретает бо́льшую ценность, чем следование логике и рациональному принятию решений. Уровеньконформизма при этом значительно возрастает, существенная для деятельности группы информация подвергается тенденциозному толкованию, культивируется неоправданный оптимизм и убеждение в неограниченных возможностях группы. Информация, которая не согласуется с принятой линией, членами группы игнорируется или значительно искажается. В результате складывается впечатление о единогласном принятии решений. Групповое мышление нередко имеет далеко идущие социальные и политические последствия, многочисленные примеры чего есть в истории.               Феномен группового мышления свойственен как недеструктивным группам, так и деструктивным культам. Однако именно в деструктивных культах принимаются самые жестокие и иррациональные решения: например, отравление людей в токийском метро членами группы «Аум Синрикё», призыв к смерти и объявление «конца света» «Белым братством». В недеструктивных группах последствия группового мышления могут быть при определённых обстоятельствах впоследствии минимизированы, чего не происходит в деструктивных культах.


Информация о работе Феномен лидерства