Феномен пуританства в осмыслении Готорна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение авторской концепции пуританства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. дать определение термину «пуританство»,
2. определить, какое отношение имеет Готорн к пуританству,
3. определить образ пуританина (на произведении Готорна «Алая буква»).

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Феномен пуританства в истории человечества 4
1.1 История пуританства 4
1.2 Симпатии и антипатии пуритан 6
1.3 Образ пуританина 8
Глава 2. Готорн и пуританство 10
1.1 Какое отношение имеет Готорн к пуританству 10
1.2 Тема пуританства в творчестве писателя 12
Глава 3. Образ пуританина в осмыслении Готорна 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

феномен пуританства в осмыслении Готорна.docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

Тема проклятия легла  в основу сюжета его романов «Алая  буква» и «Дом о семи фронтонах». Эта тема является основополагающей и некоторых его новелл.

Хоть Натаниэль Готорн и был религиозным человеком, он, тем не менее, ни разу за всю свою сознательную жизнь не посетил церковь. А про пуританский молельный  дом он говорил так: «замороженное чистилище моего детства» [10, 83]. Он хранил о церкви «сумрачные воспоминания». По воскресным же дням писатель никогда не сопровождал жену в церковь. А о себе писал, что любит этот день, хотя и проводит его всегда по-разному.

Да, Готорн был человеком  религиозным, но его религиозность  носила скорее не догматический, а эмоционально-интуитивный  характер.

Готорн считал, что люди едины в своей греховности  и равны в том, что она порождает: в бедствиях, в болезнях, а также  в самой смерти. А основой братства всех людей он считал человеческое сердце, пораженное грехом.

Отношение писателя к пуританству  противоречиво и своеобразно. С  одной стороны, это не равнодушие уверенного в себе трансценденталиста. Готорн понимал идеи пуритан. Кроме  того, в самом Готорне обнаруживается наследник пуританства. Это, прежде всего, особенности его мировосприятия, вера в греховную поврежденность человека, а также его художественный метод (аллегоризм, историчность мышления, морализм и символизм). Но с другой стороны писателя отталкивает пуританское  прошлое.

Готорн ощущал сектантский  дух пуританизма: его моральную  жестокость, узость и абстрактное законничество. Рационализм в богословии пуритан для него был абсолютно неприемлем.

1.2 Тема пуританства  в творчестве писателя

 

Творчество Готорна насквозь пропитано темой пуританства. Он отвергал слепой фанатизм официальной  пуританской идеологии. Писатель идеализировал  некоторые ее черты. Готорн видел  в пуританстве единственную гарантию нравственной чистоты и стойкости. Он считал, что пуританство –  это единственное условие существования  гармонии.

В своих новеллах писатель изображает жизнь первых пуританцев Америки, их благочестие, непреклонность нравственных понятий, суровость, а также борьбу между естественными стремлениями природы человека и требованиями отвлеченной морали. В рассказах Готорна главными героями становятся живые натуры, которых не иссушила пуританская набожность. Он окружает их поэтическим ореолом. Герои Готорна действуют инстинктивно, они глубоко каются и раскаянием стараются искупить свою вину.

Готорн соединяет реалистическое описание быта и психологизм с  мистической призрачностью некоторых  героев. В его произведениях мы видим взаимосвязь прошлого и настоящего, романтический пафос и бытописательство, взаимопроникновение реальности и фантастики, сатирический гротеск.

Произведения Натаниэля  Готорна насквозь пропитаны символами. Некоторые предметы приобретают в его трактовке самое невероятное значение.

 

Глава 3. Образ пуританина в осмыслении Готорна

 

Пуритане были народом, «у которого религия и закон слиты  почти воедино и так переплелись  между собой, что самые мягкие и самые суровые акты публичного наказания равно внушали уважение и благоговейный страх. Преступнику  нечего было рассчитывать  на сколько-нибудь теплые чувства со стороны зрителей, окружавших эшафот» [4, 43]. Люди того времени были очень жестокими. Показательным в этом плане является, на мой взгляд, глава «Рыночная площадь», в которой показывается сцена позора Гестер Прин.

«Судьи, конечно, люди богобоязненные, только уж слишком мягкосердечные. Этой Гестер Прин следовало бы выжечь каленым железом клеймо на лбу. Вот тогда мадам Гестер получила бы сполна!» [4, 44].

Надо также отметить, что  для людей пуританской эпохи  подобные мероприятия были развлечением, зрелищем. На площади собирались все: от бедняка до богача.

«… торжественным присутствием столь немаловажных лиц, как губернатор, некоторые его советники, судья, генерал и местные священники» [4, 51].

В наше время, на мой взгляд, люди бы уж если бы и обратили свое внимание на подобный «позор» Гестер Прин, то, наверняка, забыли бы о нем уже  на следующий день. Но пуритане не забывали еще очень долго. Каждый день и  бедняки, и люди побогаче напоминали Гестер о ее грехе, из-за чего ее страдания  только усиливались.

«… бедняки, на которых  она пыталась излить свою доброту, часто оплевывали протянутую им для помощи руку. Дамы высоко положения, в чьи дома она приносила заказанные ей вышивки, также не упускали случая уронить каплю горечи в ее сердце…» [4, 75].

Даже священники не могли  молча пройти мимо Гестер.

«Священники останавливались  на улице, увещевая несчастную грешницу, вокруг которой немедленно собиралась то хмурая, то насмешливая толпа» [4, 76].

Грех Гестер Прин был известен всем. Даже дети не упускали возможность ее унизить.

«… сперва пропускали ее, а потом преследовали издали, визгливо выкрикивая слово, тем более страшное для Гестер, что детские губы лепетали его бессознательно, ибо оно не имело для них смысла» [4, 76].

Люди рассказывали о Гестер всем приезжим, рассказывали небылицы. Эта выдуманная история о ее жизни  стала, можно сказать, легендой.

«Простые люди, относившееся в те давние и мрачные времена  с преувеличенным ужасом ко всему, что  занимало их воображение, рассказывали об алой букве небылицы, которые  мы вполне могли бы изложить в виде устрашающей легенды. Они утверждали, что алый знак не выкрашен в обыкновенном чане, а докрасна раскален в адском горниле и пылает на груди у  Гестер, когда молодая женщина идет ночью по улицам» [4, 78].

Люди – это также  и такие существа, которые всегда обращают внимание на других, а про  себя напрочь забывают. Такими мы были всегда. Остальные бостонские жители ничем не отличались от Гестер.

«Порою алое чудовище на ее груди начинало приветственно  трепетать, когда она проходила  мимо почтенного священника или судьи, слывших образцами набожности и  справедливости, на которых люди той  эпохи патриархального благочестия  смотрели как на смертных, обращающихся с небесами.… Встречая ханжески-презрительный  взгляд какой-нибудь матроны, про которую  говорили, что она весь свой век  прожила с куском льда в груди, Гестер снова испытывала упрямое  и таинственное чувство сродства» [4, 77].

Какой пуританин без семьи?.. Для него она была всем. К воспитанию детей подходили строго.

«Семейная дисциплина в те времена была куда строже нашей. Хмурый взгляд, сердитый окрик, частенько розга, подкрепленная авторитетом священного писания, применялись не только в  виде наказания за совершенные проступки, но и в качестве средства, полезного  для развития и совершенствования всех ребячьих добродетелей» [4, 80].

«Не думаешь ли ты, что  если девочку возьмут у тебя и  скромно оденут, и будут держать  в строгости, и научат истинам, божественным и человеческим, это послужит благополучию твоей дочери на земле и спасению души на небе?» [4, 97].

Приведенный выше отрывок  также как нельзя лучше показывает и набожность пуритан.

Также пуритане были с точки зрения современного человека людьми скучными.

«Здесь не было ни грубых забав в виде балаганных представлений, ни бродячего певца с арфой, исполнителя  старинных баллад, ни скомороха с  танцевавшей под музыку обезьяной, ни фокусника с трюками… ни веселого петрушки… Против всех таких мастеров увеселения были бы приняты суровые  меры по воле не только закона, но и  общественного мнения, которое придает закону его жизненность» [4, 204].

Законы у пуритан были суровыми и глупыми. Иногда они, по меркам современности, переходили все границы  разумного.

«Приблизительно, а может  быть и точно, в описываемые годы возник спор о праве собственности  на свинью, повлекший за собой не только бурную дискуссию в законодательном  органе, но и существенные изменения  в самой структуре законодательной власти» [4, 90].

«… гигант с суровым  лицом, наделенный достаточной мощью  и для того, чтобы поддержать, и для того, чтобы задушить своей  железной рукой…» [4, 70].

Можно сказать, что Готорн показывает вполне типичного пуританина, семейного человека, который уважает  законы, пуританина жестокого по отношению к тем, кто нарушает устои общества.

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Пуританство – это образ жизни, для которого характерны расчетливость, крайняя строгость правил, бережливость, целеустремленность, ограничение нужд и трудолюбие.
  2. Готорн имеет непосредственное отношение к пуританству. Он писал с осознанием дела. Романом «Алая буква» писатель хотел искупить вину своих предков.
  3. В романе Натаниэль Готорн рисует нам типичного пуританина: расчетливого, строгого в семье и сурово по отношению к преступникам человека, человека, у которого веселье стоит на последнем месте.

Если бы в наше время  людей судили по всей строгости пуританских  законов, то, наверное, каждый третий или  даже каждый второй был бы назван преступником и был бы заключен в тюрьму. И  практически каждый носил бы на своей  груди алую букву.

 

Список использованной литературы

  1. Аксенов А.В. Н. Готорн и американский пуританизм: антиномии творческого освоения // Феномен творческой личности в культуре: памяти проф. В.И. Фатющенко: материалы II междунар. конф. / Моск. гос. ун-т ; [отв. ред. А.В. Ващенко, М.Д. Потапова]. – М., 2006. – С. 472–482
  2. Аксенов А.В. Проза Н.Готорна: чтение как акт нравственной рефлексии: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Аксенов Алексей Валерьевич; Моск. гос. ун-т. – М., 2005. – С. 22
  3. Ващенко Г.И. История американской литературы в терминах. – М., 2000. – С. 254.
  4. Готорн Н. Алая буква // Натаниэль Готорн. Алая буква. – М., 1957
  5. Жемчужины истины: Для ежедневного чтения / Духовное Собрание Бахаи России.— СПб.: Единение, 2001
  6. Каграманов Ю. Америка далекая и близкая. // Новый Мир. – М., 1999, №12. – С. 136.
  7. Новая философская энциклопедия в 4 томах. Том 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 388
  8. Синкевич В. «Мрачный писатель» Натаниэл Готорн (1804–1864) : [из цикла ст. «Амер. поэты и прозаики»] // Грани. – 1999. – № 190. – С. 133–145.
  9. Цит. по: Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994, с. 622
  10. The Works of Nathaniel Hawthorne, in 15 volumes. Vol. 7, 1855
  11. Джеймс И. Пакер. Кто такие пуритане и почему они нам нужны -

     http://www.reformed.org.ua/2/54/Packer

  1. Леланд Райкен. Какими были настоящие пуритане -http://www.reformedbelarus.org/Statyi/Istoriya/Kakimi-byli-nastoyashchie-puritane/1

 


Информация о работе Феномен пуританства в осмыслении Готорна