Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка

Описание работы

Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.

Файлы: 1 файл

шпаргалки по технологии соцю работы.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что в течении всей остальной  истории государства на дела благотворительности не выделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти.

В 10 – 13 века церковная  практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы. В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. В ней сосредоточилась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим – они осуществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания.

К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также имуществу , часто под залог имущества.

На Севере и  в Сибири церковная казна играла роль народных благотворительных банков.

Особо необходимо отметить значение приходов в насаждении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей).

Для детского призрения  при богадельнях устраивались приюты для подкидышей и сирот.

Т.о., по сути, приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т.е. преследовала не только религиозные цели – спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки помощи нуждающимся.

Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения

Девиация- отклоняющееся  от нормы и соц контроля поведение человека.

Социальная норма - это предел, мера или интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития данного общества. Выделяют  наиболее серьезные которые рассматриваются как социальная патология: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, суицидальное поведение, проституцию, бродяжничество. Причины: безработица, инфляция, морально-этическая деградация общества, психологическая невосприимчивость личностью социальных норм. В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется, например, по видам: преступления (уголовные, административные и др.) и аморальные поступки, к которым можно отнести пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию и т.п. Необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека,  целенаправленное педагогическое воздействие по формированию, стимулированию и развитию отношений подростка с обществом, усвоение им этикетных и коммуникативных норм. Социально-педагогическая деятельность- сознательная целенаправленная деятельность взрослых, направленная на воспитание людей всех возрастных категорий. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения (передавать опыт) и воспитания(навыки поведения) (перевоспитания, исправления), социальное развитие (коррекция развития). Дезадаптированные дети—  нарушение процесса социального развития, социализации индивида.  главным объектом  внимания не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть, эмпатия. четыре этапа: первый — мотивационный (создание высокой личностной заинтересованности в предлагаемых психокроррекционных занятиях); второй — ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы — альтернативы, выборы,); третий — установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки  бесконфликтные отношения с матерью); четвертый — деятельностный (разработка для подростка, в частности совместно с социальным работником, развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности — спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д.). Критерии и показатели работы  педагогов с детьми девиантного поведения: стремление к сохранению психического и физического здоровья детей с девиантным поведением, знание основ деонтологии; «деонтология» происходит от греческих слов «deon» — долг и «logos» — наука. Его употребляют, говоря о соблюдении этических норм и принципов. Воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи).

Социально-ориентированная  экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.

Успех социальной работы как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности экономики — обобщающего показателя, социально-политического мышления с навыками  практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

Важнейшей стороной социальной ориентированности экономики является удовлетворение интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфраструктуры. Однако, как показывает практика, этого пока не происходит, а экономический кризис еще более обостряет социальные проблемы.

Нерешенность  социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в город. В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции из мест обострения социальных конфликтов обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п. Социологические исследования в Российской Федерации выявляют устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация; отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растет преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики наряду с падением объема производства резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в. обществе.

Социальная ориентированность экономики предполагает:

•    социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

•    навыки социально-политического анализа  ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;

•    умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;

•    коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.

Социальная ориентированность  — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.

 

Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов

Процесс—последовательная  смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Педагогический процесс— всестороннее усовершенствование личности. Выделяют  внутренний и внешний социально-педагогический процесс. Внутренний представляет собой процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Он может отражать: особенности развития и воспитания человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии; развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств, с учетом его индивидуальности. Внешний педагогический (образовательный) процесс- процесс передачи старшим поколением младшему того, чем оно владеет, что оно приобрело само, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. Внешний педагогический процесс может рассматриваться как: а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления). В этом случае, он отражает технологическую сторону воспитательной деятельности; б)процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, н-р с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности. Между внутренним и внешним педагогическими процессами существует тесная связь. Социально-педагогический процесс — это процесс взаимодействия соц работника и клиента, направленный на решение соц проблемы последнего педагогическими средствами. Его целью является направленное взаимодействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему обеспечить решение своей социальной проблемы.

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения в личности.

Н-р, процесс  социального развития человека в течение всей его жизни. В этом случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека — ребенка, школьника, студента. Современной психологией и педагогикой выявлены качественные и количественные характеристики каждого этапа возрастного развития человека. Эти знания помогают соц работнику оценивать ход соц развития человека на каждом этапе его возраста, ориентироваться в определении цели и характере социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях. Внешний социально-педагогический процесс.— это целенаправленная последовательность действий социального работника (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта. Он предназначен обеспечить наиболее оптимальное достижение определенной цели профессиональной деятельности специалиста. Субъект внешнего социально-педагогического процесса — это социальный работник.

Содержание и  направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определенный объект социальной работы (люди пожилого возраста, люди с особыми нуждами, социально незащищенные люди и пр.), их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения.

Таким образом, обеспечивается наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.

Статус  женщины в современном обществе.

Составляя 53% всего  населения и 50,1% среди всех работающих, женщины испытывают большие морально-психологические и физиологические перегрузки, связанные с неблагоприятными условиями труда, более низким квалифицированным уровнем, ущемлением в профессиональном росте и выдвижении на руководящие, престижные посты, неравенством в оплате труда. В обществе звучат призывы вернуть женщину в семью, отлучить от производства. Безработица имеет четко выраженное женское лицо. Повышение цен, коммерциализация отдельных видов услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной сферы, привели к резкому возрастанию нагрузок на женщин в быту. В условиях инфляции крайне остро стоит вопрос об уровне оплаты труда работников ряда отраслей, которые традиционно стали сферой применения преимущественно женского труда и, как правило, требующие высокого уровня квалификации. К таким отраслям, прежде всего, относятся образование, здравоохранение, культура - те жизнеобеспечивающие отрасли, от качества, работы которых во многом зависит физическое и нравственное здоровье нации. В 1979 годы Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция призвала государства принять национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин, рекомендовала принять специальные меры, ориентированные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами. Этот международно-правовой акт подтолкнул страны мира к разработке и принятию мер, обеспечивающих равноправие женщины в политической и общественной жизни, их равного доступа к образованию и одинаковым программам обучения, в их числе ликвидация дискриминации в отношении женщин в области занятости и оплаты труда, система социальных гарантий занятости женщин в случае материнства. Конвенция признает также одинаковые права и обязанности женщин и мужчин в семейной жизни. Более того, в последнее время со всей очевидностью усилились в России тенденции дискриминации женщин. Они проявляются по всему спектру проблем, обозначенных в Конвенции. Кризисное состояние экономики, сопровождаемое социальной нестабильностью, остро поставило вопрос о выживании человека. Обвальное ухудшение материального положения человека сопровождается усилием различных форм беззащитности человека, которая многократно возрастает, если с ней сталкивается женщина.

Сущность  и содержание технологии соц. адаптации

Понятие «адаптация»  происходит от латинского слова айар1а11о — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры. Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности.

Главные цели адаптации  как общественного феномена —  преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"