Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка

Описание работы

Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.

Файлы: 1 файл

шпаргалки по технологии соцю работы.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

Как и любой  вид деятельности, технологический процесс социальной работы требует постоянного совершенствования. Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе, во-первых, лежат в плоскости разработки новых методик выполнения операций на всех этапах технологического процесса; во-вторых, касаются совершенствования способов использования всех компонентов инструментария социальной работы; в-третьих, состоят в обеспечении правильного сочетания общих методов социальной работы со спецификой конкретных условии жизнедеятельности клиентуры социальных служб; в-четвертых, заключаются в умении постоянно учитывать социально-психологические факторы при выборе методов воздействия на объекты социального воздействия и умении органично использовать достижения социальных наук для выработки новых технологий.

Профессионально-этические требования к личности соц. работы.

Гипотетическая  модель социального работника представляет собой наличие системы взаимосвязанных качеств и параметров. Это основные компоненты и характеристики личности, тесно связанные с деятельностью специалиста: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности социального работника, развитая структура профессионального сознания и самосознания, психологическая готовность к социальной работе.

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам.

Содержание, способы  реализации, виды и формы профессиональной деятельности социальных работников отражают не только специфику определенной отрасли, предопределяющую характер этой деятельности, но и особенности ситуации в социально-экономической сфере общества, конкретном регионе, поселении.

Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование, необходимых профессиональных качеств.

Перечень качеств, черт, свойств, особенностей, которые должны быть присущи социальному работнику, достаточно велик. Это, прежде всего, соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности, высокий уровень знаний, профессиональная честность, компетентность не только в конкретной области работы, но и тесно связанных с ней сферах, умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения и т.д.

Кроме того, специалист по социальной работе должен уметь просто, грамотно говорить и писать, обучать других, внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечивать связь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п.

В июле 1994 в г.Коломбо (Шри-Ланка) общее собрание Международной  федерации СРков приняло документ «Этика СР: принципы и стандарты». В РФ принят Национальный кодекс социальных работников, который применяется с 1995 г.

Среди специфических  ценностей СРков приоритетными считаются: стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами, готовность к передачи знаний и умений другим, уважение к индивидуальным и групповым различиям, стремление к развитию способностей подопечного помогать самому себе.  В функциональном назначении СРка на первое место выдвигается его умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением, умение активизировать усилия подопечного по решению своих проблем, обеспечивать межинституциональные связи.

Ср как профессия, СРки как специалисты этой профессии призваны служить социальной заботе о нравственности народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе.

Процесс соц. работы с клиентом:структура и содержание.

Одна из ключевых проблем профессионализма в социальной работе -  проблема взаимодействия СРка и клиента

Суть общения  и взаимодействия социального работника и клиента можно определить в процессе прежде всего общения. Типология общения социального работника и клиента может включать в себя такие компоненты, как общение в условиях социальной службы, общение по месту жительства, в квартире, где проживает клиент, в сельской или городской общине, на производстве, в трудовом коллективе, личностный тип общения (прежде всего в семье).

Социальное взаимодействие — это процесс воздействия социальных работников, клиентов, других граждан или семей различных типов, общин, социальных групп друг на друга в процессе реализации их социальных интересов и потребностей.

Социальное взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом характера психологических контактов клиента. Однако это не единственное требование, которое учитывается в социальной работе. Социальное взаимодействие может строиться на основе учета функционально-рулевого типа общения, предусматривающего объединение усилий клиентов и социальных работников, клиентов и членов его семьи, объединение усилий самого клиента и социальной службы или органа социальной защиты, органов коммунального хозяйства и др.

Следовательно, в общении и взаимодействии социального работника и клиента учитываются как личностный, эмоциональный, психологический, так и функционально-рулевой тип общения.

Социальный работник, определив категорию клиента и его проблемы, вырабатывает стратегию и тактику общения с ним.В этом процессе, с одной стороны, происходит обмен материальными и духовными ценностями, а с другой стороны, реализуются внутренние силы клиента.

Характер взаимодействия социального работника и клиента во многом определяется тем, насколько глубоко и прочно специалист овладел методами и технологиями социальной работы. Профессиональный социальный работник в отличие от непрофессионала всегда взаимодействует с клиентом в соответствии с рекомендациями специалистов в области социальной диагностики, социальной профилактики или социальной реабилитации, социального патронажа или социальной терапии. Профессионал при любых обстоятельствах творчески применяет методы социальной работы, учитывая специфику своего клиента.

Технология социального  взаимодействия социального работника и клиента при звана своевременно разрешать трудности клиента, преодолевать возникающие социальные противоречия с целью гармонизации общественных отношений, снижения социальной напряженности, коррекции личных или социальных проблем.

Социальный работник должен обладать не только современными знаниями из разных областей социальной науки, но и прочными навыками социальной работы. Он обязан уметь выслушать клиента, осознав суть его проблем, создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного их разрешения, вовлекать его в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций, находить правовые, информационные и иные решения, предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации и отдельных субъектов страны.

Конечная цель деятельности социального работника  предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Все формы и  методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами.

Характерные шаги помощи: 1)клиент приходит за помощью; 2)определяется ситуация;3)поощряется свободное выражение;4)советующий принимает и проясняет;5)происходит постепенное выражение позитивных чувств;6)обнаружение позитивных импульсов;7)проявление инсайта (т.е. догадки, озарения);8)пояснение выбора;9)позитивные действия; 10)возрастание инсайта; 11)растет независимость; 12)уменьшается потребность в помощи.

Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.

Реальная ситуация в Р Ф характеризуется ухудшением социально-экономического и политического положения многих социальных групп, в том числе и женщин. В РФ существует двойной стандарт отношения к женщине. Правовая сторона о равенстве женщин и мужчин не вызывает сомнений. Четко сформулированы права и обязанности мужчин и женщин в Конституции РФ. Принятые законы, указы, постановления закрепляют это равенство. Так, были приняты Указы Президента РФ от 4 марта 1993 г. "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", от 30 июня 1996 г. "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ", постановление Правительства РФ от 8 января 1996 г. "Концепция улучшения положения женщин в Р Ф" и др. РАВНОПРАВИЕ - один из основополагающих принципов конституционализма и элементов демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д. Принцип Р.г. закрепляется в ст. 19 Конституции РФ. В 1979 годы Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этот международно-правовой акт подтолкнул страны мира к разработке и принятию мер, обеспечивающих равноправие женщины в политической и общественной жизни, их равного доступа к образованию и одинаковым программам обучения, в их числе ликвидация дискриминации в отношении женщин в области занятости и оплаты труда, система социальных гарантий занятости женщин в случае материнства. Россия является правоприемницей конвенции, т. е. подписала ее. Провозглашенный принцип построения правового государства в реальности нередко игнорирует международные, общепринятые мировым сообществом нормы соблюдения принципа равенства возможностей человека независимо от пола. Сейчас женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое не делает никаких различий между полами в сфере бизнеса  и предпринимательской деятельности. Женщины в современной России руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе  в целом с каждым годом возрастает. Права прекрасной половины человечества, ранее имевшие лишь декларативный характер, в настоящее время превратились в реальную основу для реализации любых возможностей как в сфере бизнеса, так и в других отраслях общественных взаимоотношений.

Роль  милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.

Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Гуманистические христианские традиции России заложили основу социальной работы на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности, соучастия призрения.

Начиная с 10 века на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаясякультурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты.  Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают 2 этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира 1 до второй половины 12 века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах и восточнославянских земель.

И второй период – со второй половины 12 века по 13 век  включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско - церковными формами призрения.

Простейшие виды благотворительности заключались в кормлении нищих. Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли.

Во второй половине 12 века княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Это обуславливается рядом причин: ростом монастырского и церковного призрения, ростом татаро-монгольских набегов и данничества, и тем, что князья становятся хозяевами-вотчинниками своего удела.

Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Исходя в своей  благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т.е. духовенству.

При всех монастырях, имевших средства, производились кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения.

Такая заботливость духовенства обуславливалась соответствующими церковными постановлениями.

Так в церковном  уставе 996 г. Упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей монастырей, богаделен, больниц была определена «десятина», т.е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"