Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка

Описание работы

Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.

Файлы: 1 файл

шпаргалки по технологии соцю работы.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая деятельность учреждений социального  обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работников.

Источниками финансирования социальных служб являются: - нормативные  отчисления из бюджета соответствующего уровня;- поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми; - средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ; - финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ; - дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы; - доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.; - благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

Службы могут  работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

Общепрофильные  и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом организационно-экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб в решающей степени зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального стимулирования работающих.

Этапы, формы и модели становления СР в России.

История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.

Основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:

1. Архаический  период. Родоплеменные формы помощи и  взаимопомощи у славян до 10-го века

Присуща сакрализация процесса взаимопомощи- мифология, культ героя, милостыня, подаяние натуральными продуктами, общественное перезахоронение. Эти традиции выступали в качестве сохранения мирских отношений, единого общинного пространства. «Институт старцев» (появляется не сразу) , сложились понятия «тот свет» и «этот свет», «старость», «молодость».Заботу о стариках на себя брала община, если не могла взять семья. Помощь сиротам- мирская помощь, общинная. Появляется институт вдов. Совместное использование рабочего скота.

2. Период княжеской  и церковно-монастырской поддержки с 10 по 13 в.в

Создаются условия  для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.

Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. С принятием христианства появилась и особая организация — церковь. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

3. Период церковно-государственной  помощи с 14-го в. По вторую половину 17 в.

Для этого времени  характерны три формы поддержки  и защиты нуждающихся; монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нище-любия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности.

Массовые бедствия заставляют искать новые организационные  формы поддержки, новые формы  общественной самопомощи. С развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и наряда», т. е. появляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Можно сказать, что намечаются тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи.

4. Период государственного  призрения со второй половины 17 в. до второй половины 19 в.

Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.

5. Период общественного  и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.

В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение).

Создана  гибкая,дифференцированная система гос-но-общ-го призрения. Попытки гос-ва охватить все слои населения. Призрение превратилось для общест-сти в добровольно-обязательное попечение под присмотром гос-ва. Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры.

6. Период государственного  обеспечения с 1917 г. по 1991 г.

Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны».

Появл-ся институт гос.соц.обеспечения, врачебная помощь,выдача пособий и пенсий.Создание пенсионных фондов, система соц.страхования. Врачебно-трудовая экспертиза(ВТЭК)-научная парадигма гос.регулирования соц.поддержки нуждающимся.

7. Период социальной  работы с начала 90-х по настоящее время. Осн.формы дея-сти: матер.помощь,помощь на дому, обслуж. в условиях стационара,полустационара, врем.приют,дневное пребывание,ночное пребывание и т.д.

Экономическая политика и система социальной защиты

Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения. СЗН- соц.обеспечение, соц. помощь, соц. гарантии, соц. страхование. Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни - это необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства. В широком смысле соц защита - это политика гос-ва по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соц защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Гос-во заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:1) гос-во, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;2) всякое гос-во заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;3) социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует(уравнивает) экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе. Экономическая политика государства - это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью. Таким образом, в обществе рыночных отношений объективно есть часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Основные предпосылки необходимости соц защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, обусловливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

Цели  и задачи социальной геронтологии.

Геронтология  — наука о старости, о старении, о стариках, а следовательно, о  продолжительности жизни, о здоровье и о болезнях, об образе жизни, который обеспечивает долголетие. Геронтология — наука о жизни, об одном из ее этапов, о том, как сделать его счастливым. О том, когда начинается старость и когда нужно начинать к ней готовиться.

Рост продолжительности  жизни и вместе с ним численности  людей пожилого возраста после второй мировой войны во всех развитых странах заставили обратить внимание общества на положение престарелых, их нужды и проблемы социальной защищенности. Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков вызвало появление новой отрасли геронтологического знания — социальной геронтологии. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологические подходы к решению собственных проблем.

Главная цель с.геронтологии усматривается в определении  места старого человека в общ-ве, оптимальных условий для его жизнедеятельности.

Задачами яв.: борьба с преждевременным старением  и частичное освоение тех резервов, к-ые безусловно есть у ч-а и к-ые опред-ся неиспользованным периодом м/у средней и видовой продолжит-тью жизни (м/у 70 и 100 годами), сохр-е практического здоровья во весь период так называемого 3ьего возраста, а тж продление актив. долголетия сверх сроков видовой, биол-ой длительности жизни ч-а.

Формы и методы оказания социально-медицинской  помощи населению

Метод — это  способ достижения какой-либо цели. Форма-совокупность приемов. Социально-медицинская помощь населению - форма социальной работы которая предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением. Вопросы медицинской помощи решаются на уровне первичной медико-санитарной помощи, которая может быть оказана специалистом по медико-социальной работе. Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение  медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу. Специалист медико-социального профиля формирует у населения определенные правила поведения, здоровые привычки, что способствует предупреждению хронических неинфекционных заболеваний, повторных обострении, прогрессирования уже имеющегося заболевания, развития осложнений и неблагоприятных исходов. Социальные работники должны иметь четкие представления о здоровом образе жизни, как о единственном стиле жизни, способном обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней. Социальный работник медицинского направления с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы), решает другие организационные вопросы.

Основными функциями  медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи; содействие в обеспечении медикаментами, организация консультативной помощи психологов, педагогов; обучение само- и взаимопомощи; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам. Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов). Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Технология  соц. экспертизы:сущность и формы.

Социальная экспертиза является технологической процедурой социальной работы, применяемой при решении многих социальных задач и оказании помощи различным категориям населения. Эта процедура связана и взаимодействует с такими общими технологиями как диагностика, профилактика и др. Социальная экспертиза применяется при диагностике, проектировании, составлении прогнозов, а также может использоваться и при решении вопросов опеки, попечительства, социального обеспечения.

Потребность в  проведении социальной экспертизы возникает тогда, когда принятие определенного социально значимого решения может сказаться неоднозначно (позитивно или негативно) на процессах реальной жизни. Причем у социального субъекта, принимающего данное нормативное решение, нет ясности, что последует за этим. В таком случае социальная экспертиза становится востребованной самой жизнью.

Социальная экспертиза имеет свою специфику. Под ней принято понимать профессиональное (экспертное) исследование состояния социального объекта и вынесение соответствующего заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итогового протокола совещания специалистов.

Важнейшим направлением экспертной работы является социально-психологическая экспертиза. В такой экспертизе могут нуждаться лица, испытывающие затруднения в социальном общении. Экспертное заключение позволяет определить конкретные навыки и недостатки социального общения клиента. Социально-психологическая экспертиза нередко применяется и в отношении лиц, склонных к девиантному поведению, к правонарушениям. Этот вид экспертизы позволяет предотвратить опасное для общества деяние или же помочь следствию, когда преступление уже совершено.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"