Технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы; 2) выделить основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы в ее современном понимании; 3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.

Содержание работы

Введение
1 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы
2 Основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы
3 Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

19.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Эволюция понятия  социальной терапии в теории  и практике социальной работы

2 Основные виды, функции,  цели и задачи социальной терапии  как технологии социальной работы

3 Особенности практического  осуществления социальной терапии  (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс формирования новых  социально-экономических отношений  сопровождается трансформацией социальной сферы, повышением роли социальной защиты. За последние десять лет система социальной защиты населения претерпела серьезные качественные изменения, связанные, прежде всего со значительным расширением категорий и увеличением численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной поддержке. Помимо традиционных уязвимых групп населения - пожилых граждан, инвалидов, многодетных семей и др., активная социальная поддержка сегодня требуется безработным, лицам БОМЖ, безнадзорным и беспризорным детям, несовершеннолетним правонарушителям, наркозависимым и членам их семей, ВИЧ-инфицированным гражданам и т.д.

Однако в социальной помощи и поддержке сегодня нуждаются  не только официально признаваемые социально  слабыми категории граждан. Мы также  не должны забывать и о тех наших согражданах, кто внешне имеет достаточно благополучный статус. Многие из нынешних россиян, будучи работающими гражданами в трудоспособном возрасте, также нуждаются в социальной поддержке.

Объектом в данной работе является социальная терапия.

Предмет: особенности социальной терапии как технологии социальной работы.

Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.

Для осуществления указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть основные  тенденции в эволюции понятия  социальной терапии в теории  и практике социальной работы;

2) выделить основные  виды, функции, цели и задачи  социальной терапии как технологии  социальной работы в ее современном  понимании;

3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.

В работе использовались следующие методы: изучение научной литературы и нормативных документов, системный, исторический и сравнительный анализ.

социальный терапия  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭВОЛЮЦИЯ  ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В  ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Понятие социальной терапии  в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Прежде всего, это связано с исторической эволюцией  термина «терапия».

В переводе с греческого слово «терапия» буквально означает «забота, уход, лечение». По традиции, берущей свое начало еще со времен становления древнегреческой медицины, употребление этого термина было неразрывно связано с деятельностью врача, как основного субъекта терапевтического воздействия. Объектом же терапевтического воздействия в таком традиционном взгляде на понятие терапии являлся больной, т.е. человек, нуждающийся в лечении. Таким образом, понятие терапии, начиная с древнегреческого периода и вплоть до XVI-XVII веков носило исключительно медицинский характер.

В XVII-XIII веках постепенно произошел отказ от такого узкого и однозначного подхода к использованию понятия терапии. Европейское общество обнаружило у себя множество социальных язв (бедность, бродяжничество и т.п.), для устранения которых требовалось оказывать широкое социальное воздействие, по смыслу подобное лечению, которое проводит врач в отношении больного. Постепенно в европейском общественном сознании сформировалось понимание социальной терапии, как необходимого воздействия, осуществляемого силами общества и направленного на устранение или коррекцию конкретных социальных проблем. Социальная терапия, по аналогии с медицинской моделью, стала означать врачевание каких-либо социальных явлений, отношений и т.п. [21]

В 1870-е годы в США, а  затем и в других западных странах, начала активно развиваться профессиональная социальная работа. Для ее эффективного перехода на профессиональные рельсы социальным работникам требовались новые, подкрепленные научными достижениями технологии, формы и методы работы, качественно отличающиеся от тех методов, которые использовали прежние добровольцы стихийной филантропической и благотворительной деятельности. [6]

Период поиска социальной работой научно осмысленных форм и методов работы совпал по времени  с появлением новых научных методов, предложенных родившимися примерно в эти же годы психотерапией и психологией. И поэтому совокупность психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов была сразу же включена в арсенал технологий практической социальной работы. Так возникло понимание социальной терапии как технологической социальной процедуры, по цели, задачам и используемым методам тесно связанной с коррекцией, а в отношении к конкретному клиенту - с психокоррекцией. [21]

В 1915 г. вышла работа Мери Ричмонд «Научная социальная работа», в которой автор предложила осмыслить сложившиеся формы благотворительности и социальной помощи, нуждающимся с позиций тех методов и приемов, которые приходится использовать социальным работникам при решении социальных проблем. В работе М.Ричмонд красной нитью проходила мысль о том, что социальная работа по своей сущности является морально-терапевтической деятельностью, а основными ее элементами являются такие же элементы, какие используются в практической психологии и психотерапии: постановка диагноза социальных проблем, затем терапевтическое воздействие и, наконец, процедура оценки качества проделанной работы. Так начались закладываться основы психосоциального подхода в социальной работе. [22]

С этого времени практическая социальная работа все чаще стала  осуществляться в команде, в которую, наравне с медиками и социальными работниками, стали включаться и психологи. При этом на последних возлагались особые надежды, связанные с тем, что именно психологи сыграют главную роль в решении задач по исправлению и коррекции поведения людей, оказанию им помощи в самоутверждении и восстановление их социального статуса. [2]

Для большинства молодых  психологов связь прикладной психологии с решением социальных проблем общества была очевидна. Однако такая социальная направленность абсолютно не укладывалась в каноны классического психоанализа, который в эти годы был практически основным оружием психологов (как указывает Арнольд А. Лазарус, даже сами термины «психотерапия» и «психоанализ» в то время фактически считались синонимами). Психоанализ по своей сути не предназначался для решения социальных проблем и обращения к широким социальным массам. Наоборот, его спецификой было отвлечение от внешнего мира и обращение к индивидуальности, к внутреннему миру человека. [9]

Поэтому классический психоанализ был не способен справляться с теми проблемами, которые ставила перед ним общественная ситуация. Однако в психоанализе присутствовало то, чего остро не хватало социальной работе, в которой на тот момент было слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А как раз этим чаще всего и объясняли низкие результаты социальной терапии в те годы. Поэтому в 1920-30-е годы и вплоть до конца 1940-х гг. в социальной работе существовал значительный крен в сторону психотерапии и, прежде всего, психоанализа. В практике социальной работы сложился даже специальный термин - social casework, указывающий на проведение индивидуальной социальной работы с одним клиентом, где основным методом является терапевтическое воздействие на клиента (а не группу) чисто психологическими техниками. [4]

Симбиоз психоаналитиков  и социальных работников в США  просуществовал относительно недолго. Уже в 1930-е годы, сразу же после  Великой депрессии, наметилось размежевание среди тех психоаналитиков, которые в своей практике стремились оставаться в рамках классического психоанализа, и между теми психологами, которые стали осознавать узость и жесткость психоаналитической схемы при работе с клиентами социальным служб, среди которых чаще всего были наиболее бедные слои населения. Так, например, Вильгельм Райх - последователь и ученик самого Фрейда, путем долгих попыток применить методы психоанализа к возникающим социальным проблемам, в конце концов, пришел к выводу о бесполезности таких попыток: «В индивидуальной терапии никакой пользы нет! Конечно, вы можете делать деньги и помогать тут и там. Но с точки зрения социальных проблем, проблем душевной гигиены, никакой пользы нет» [31].

Постепенно в социальные службы стало приходить новое поколение психологов, в большей степени ориентированных на решение социальных проблем общества. Так, Карл Роджерс, начинавший свою профессиональную деятельность именно в этот период, вспоминал об этих годах своих исканий: «Психиатры в области социальной службы, казалось, говорили на моем языке, и я стал проявлять интерес к социальной работе и перебрался работать в учреждения местного и даже государственного масштаба» [19].

Работа в социальных службах стимулировала разработку новых технологий и методов. Того же К. Роджерса работа с трудными подростками, по большей части происходившими из бедных семей, для которых психоаналитическая модель была явной неадекватной, привела к мысли о необходимости создания теории клиенториентированной терапии. В целом заметное присутствие в социальной работе в эти годы методов психологии привело к оформлению в теории социальной работы концепции психосоциального подхода, ставившей во главу угла проведение социальной терапии на микро-уровне, т.е. на уровне индивидуальной терапии и коррекции личности и поведения клиента.

В этот же период начал  развиваться интерес к групповой  работе как технологии социальной работы. В США возникновение этого  интереса привело к образованию  в 1936 г. Национальной ассоциации по изучению групповой работы. Вскоре под эгидой этой ассоциации начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». [24]

После второй мировой  войны социальные предпосылки социальной работы резко изменились. Значительная доля работы социальных работников оказалась связанной с оказанием помощи по залечиванию душевных травм, нанесенных войной, по адаптации и социальной реабилитации солдат, прибывших с войны, восстановлению нарушенных войной их социальных и семейных связей. Работая над этими задачами, многие специалисты независимо друг от друга начали приходить к убеждению, что содействие индивиду в оптимальной адаптации эффективнее происходит при выходе на его ближайшее социальное окружение, прежде всего - семью. К середине 1950-х годов в социальной работе окончательно утвердился новый вид социальной терапии с малой группой - семейная терапия.

Примерно в эти же годы в США и некоторых других развитых западных странах стали  активно разворачиваться различные  социальные программы «помощи бедным». В связи с этим возникла актуальность разработки методов и форм, эффективных применительно к работе с этой категорией населения. [8]

Постепенно специалисты-практики пришли к убеждению, что в работе с бедными слоями населения индивидуальные формы и методы, основанные преимущественно на вербальном воздействии, не эффективны. Фрэнк Ризман в своей книге «Душевное здоровье бедняков» объяснил этот феномен тем, что «бедняки хуже владеют словом, чем средние слои, и действие вообще органично для их среды обитания». Ф. Ризман считал, что более эффективным в этих случаях является ролевая игра, т.е. метод, основанный на действии. Другим эффективным методом, в котором вербальное воздействие не играло практически никакой роли, стала арт-терапия.

Стремление вовлечь  в терапевтический контекст малообеспеченные категории населения влекло значительные финансовые издержки и требовало привлечения достаточно большого количества квалифицированных специалистов, которых не хватало, что вместе привело к повсеместному распространению групповых форм работы. Работа в группах позволила психологам и социальным работникам прийти к удивительному открытию, что многим людям с проблемами для восстановления нужна просто подходящая обстановка, в которой они могут проработать свои проблемы. С одной стороны, это привело к изменению традиционных микро-отношений «клиент - оказывающий помощь», где клиент фактически являлся «зависимым придатком своего терапевта». В групповой работе обнаружилось, что клиент не обязательно должен быть пассивным объектом профессиональных воздействий специалиста. Напротив, он способен проявлять активность и изменять себя - самостоятельно или с помощью группы. Открытие возможностей групповых форм работы позволило сделать прорыв из сети психотерапевтических техник к более широкому пониманию предназначения терапевтического воздействия в рамках социальной работы. [7; 27]

С другой стороны, открытие терапевтических ресурсов группы позволило  включить в число субъектов социальной терапии не только психотерапевтов  и социальных работников, но и саму группу и ее членов, как самостоятельных и иногда самодостаточных условий проведения эффективной социальной терапии. Отсюда уже оказалось недалеко до признания факта важности в социальной терапии роли общины, а также различных факторов социальной среды, окружающей объект или объекты терапевтического воздействия.

Так постепенно социальная терапия как технология социальной работы освободилась от излишнего налета психологичности, акцента в сторону  индивидуальных форм терапевтического, преимущественно психотерапевтического воздействия. Обогатив свой методический арсенал широким диапазоном психологических и психотерапевтических средств и приемов, теория и практика социальной работы в конце концов перешла к пониманию социальной терапии, как более масштабной и комплексной технологии, призванной охватывать все стороны социальных отношений и деятельности как на микро-, так и макро-уровне социальной действительности.

Информация о работе Технология социальной работы