Технологии социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Социальные проблемы молодежи……………………………….....3
Государственная молодежная политика…………………………...6
Технологии социальной работы с молодежью………………..….10
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

    1. Социальные проблемы молодежи……………………………….....3
    2. Государственная молодежная политика…………………………...6
    3. Технологии социальной работы с молодежью………………..….10

Заключение………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился  в системе социальной работы в  России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для  решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние  российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

 

Социальные проблемы и потребности  молодежи

Технологии социальной работы с  молодежью — важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в грядущем тысячелетии.

Значительное снижение уровня и  качества жизни большинства молодых  россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение  стрессов, обострение экологических  проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту  числа заболеваний, в том числе  возникновению эпидемий и социально  обусловленных заболеваний. Особую обеспокоенность вызывает состояние  репродуктивного здоровья молодежи, так как в этом возрасте происходит формирование репродуктивного потенциала, чрезвычайно важных процессов и  функций, определяющих в дальнейшем фертильность и здоровье. Увеличивается  количество женщин-матерей, не состоящих  я зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в  возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей. Как и в предыдущие годы, низким остается количество браков и высоким — количество разводов.

Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250—280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.

К факторам, неблагоприятным для  развития молодежи, относятся распространение  курения, алкоголизма, наркомании и  токсикомании.

Проблемы занятости молодежи остаются одними из наиболее сложных. Доля молодежи среди безработных на протяжении последних лет составляет от 30% и выше.

Фактором, во многом определяющим образ  и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более  актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические  исследования свидетельствуют, что  около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей.

Институциализация социальной работы с различными категориями и социальными  группами, в том числе с семьей, детьми и молодежью, является одной  из попыток решения проблем и  конфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или в условиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первую очередь работы с молодежью затруднено по причине ограниченности материальных ресурсов распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря на справедливую критику имела и позитивные стороны — организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает  ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах  правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся  в конфликтной ситуации дома. При  этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже  труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической  консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем молодых  рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и  мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности  молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения  к труду различных категорий  молодежи показало, что для большинства  молодых людей очень важно  в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается  необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.

Понятно и выдвижение учащейся молодежью  в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей  конфликтностью современного бытия, отсутствием  зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов  не чувствуют. Более 50% не удовлетворены  своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих  не устраивает необходимость подчиняться  старшим.

 

Государственная молодежная политика

Социальная работа с молодежью  в России осуществляется к рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения. С принятием в 1991 г Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации «О первоочередных меpax в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992г. № 1075 и постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г № 5090-1 начинается процесс создания структур для реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. Указом Президента России от 16 сентября 1992г. создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти; в декабре 1999 г. преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике; в 2000 г ликвидирован, а его функции переданы Министерству образования России) для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 №1922 федеральная программа «Молодежь России» (в последующем она приобретает статус президентской).

Согласно принятым законодательным  и подзаконным актам под государственной  молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и  инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение  социально-экономического, политического  и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Цели государственной молодежной политики:

• содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

• недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

• создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

" расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

• реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного  характера осуществляется путем  координации программ отраслевых министерств  и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных  организаций. При этом реализация государственной  молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

• принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

• принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

• принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

• принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

 Основными направлениями осуществления  государственной молодежной политики  являются: обеспечение соблюдения  прав молодежи; обеспечение гарантий  в сфере труда и занятости  молодежи; содействие предпринимательской  деятельности молодежи; государственная  поддержка молодой семьи; гарантированное  предоставление социальных услуг;  поддержка талантливой молодежи: формирование условий для физического  и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных  объединений и содействие международным  обменам.

Цель федеральной (президентской) программы «Молодежь России» — создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

• обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

• создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

• содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

• внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

Федеральная (президентская) программа, один из основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, цель которых — удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условии для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов предусматривается формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров,

Принцип субсидиарности, или государственная  поддержка деятельности детских  и молодежных организаций, из которых  более 70 осуществляют социальные программы и зарегистрированы в настоящее время на федеральном уровне, реализуется посредством финансирования проектов и программ, представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных государственных органов. Для финансирования конкурсных проектов в области художественного, технического творчества, экономики, спортивной и физкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми и молодежью устанавливается система грантов. Особую актуальность в области социальной политики в переходный период модернизации общества приобретает разработка системы социальной защиты семьи, имеющей детей, и молодой семьи.

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью