Технология социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Технологии социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.

Содержание работы

Ведение _________________________________________3 стр.
1. Молодежь как объект социальной работы.
1.1Молодежь – специфическая социальная группа.___5 стр.
1.2Молодежная политика государства._____________14 стр.
2.Социальная работа с молодежью.
2.1Учреждения по работе с молодежью._____________16 стр.
2.2Формы и методы работы с молодежью.___________23 стр.
Заключение_______________________________________29 стр.
Список используемой литературы___________________31 стр.

Файлы: 1 файл

К.Р. Технология социальной работы с молодежью.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего

                                           профессионального образования

                           «Тихоокеанский государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Технология социальной работы»

Тема: «Технология социальной работы с молодежью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 года

заочного ускоренного обучения

Специальность: социальная работа(3,5)

Гумирова Ф.С.

Проверил:

 

 

 

 

 

ХАБАРОВСК 2012

 

 

 

 

 

ПЛАН                           

 

 

 

                                                 

       Ведение _________________________________________3 стр.

  1. Молодежь как объект социальной работы.                      

1.1Молодежь – специфическая социальная группа.___5 стр.

1.2Молодежная политика государства._____________14 стр.

     2.Социальная работа с молодежью.

           2.1Учреждения  по работе с молодежью._____________16 стр.

           2.2Формы  и методы работы с молодежью.___________23 стр.

      Заключение_______________________________________29 стр.                                                                        

        Список используемой литературы___________________31 стр.

 

     

      

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

Технологии социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.

Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых  социальными  науками: социологией, социальной инженерией, теорией самоуправления, правом, социальной педагогикой, психологией, валеологией и др.

Классификация технологий социальной работы может быть самой  разнообразной. Один из общих подходов в решении этого вопроса заключается  в классификации их в зависимости от понимания социальной работы как науки, учебной дисциплины и вида деятельности.

Социальная работа как  наука представляет собой область  человеческой деятельности, функция  которой состоит в выработке  и теоретической систематизации объективных знаний в социальной сфере. Одной из важнейших задач этой науки является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных технологий разрешения социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, необходимо исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы (гуманизма, альтруизма, эмпатии, комплексности и др.) и методы (экономические, правовые, социально – педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.

Если речь идет о социальной работе как учебной дисциплине, то сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. В этом случае технологии носят в основном обучающий, информационный характер.

Если мы рассматриваем  социальную работу как особый вид  деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты любого человека, но особенно это относится к наиболее нуждающимся. Социальные технологии в концентрированном виде выступают как обобщение накопленных и систематизированных знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой подход позволяет  сделать следующий шаг на пути к конкретизации технологий социальной работы (имеются в виду фактически все три отмеченных выше аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука),  знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта – практики (деятельность)).

Кроме того, Т.с.р. можно  дифференцировать в зависимости  от содержания социальной деятельности, функций и целей, объектов и средств.

Как известно, объектами  социальной работы могут быть пожилые  люди, инвалиды, дети, подростки девиантного  поведения, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи, молодые люди и т.д.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с указанными группами населения. Это – социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество.  Эти виды социальной работы и выступают ее направлениями, главными технологиями. Они тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по своему целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на некоторую общность содержания названных технологий, они имеют существенные различия, если учесть специфику объектов социальной работы. Например, реализация социального надзора над детьми девиантного поведения, лицами, преступившими закон, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками.

Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики  объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение, что находит свое выражение в  конкретизации методов и форм работы с теми или иными объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Молодежь  как объект социальной работы

1.1 Молодежь – специфическая социальная группа.

 

Проблемы, связанные с  подрастающим поколением, подготовкой  его с самостоятельной жизни  всегда волновали не только педагогов и ученых, но и самую широкую общественность. Еще в глубочайшей древности сформировались устойчивые мифы о том, что молодежь «невыносима, невыдержанна, просто ужасна» (Гесиод, IХ – VIII вв. до н.э.), что молодые люди «дурно воспитаны, насмехаются над начальством и нисколько не уважают стариков» (Сократ, IV в. до н.э.).

Мифы эти насколько верны, настолько  и ошибочны. Порождены они особыми  социальными функциями молодежи и спецификой ее положения в социальной структуре общества. Однако прежде чем говорить об этих функциях и этом положении, уточним, что молодежь с точки зрения социологии – это социально – демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально – психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально – экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.

Как социально – демографическая  группа молодежь характеризуется возрастом, специфическими социально – психологическими свойствами и особыми социальными  функциями в обществе, определенным социальным статусом и своеобразной субкультурой.

Возрастные границы молодости  достаточно условны. Это скорее всего  демографический, нежели социологический  показатель, поскольку в реальности у каждого конкретного человека данный период может начинаться и заканчиваться гораздо раньше или гораздо позже обозначенных сроков. Поэтому для нас важнее определить социальные границы молодежного возраста.

Начало периода молодости –  это время интенсивного становления  личности человека, осознания себя прин6адлежещим уже к взрослой части населения. Субъективное ощущение взрослости при отсутствии объективных возможностей выполнения всех присущих взрослым функций – одно из основных социальных свойств молодежи. Окончание периода молодости связано с овладением всей совокупностью (или большинством) необходимых социально – экономических и культурных качеств взрослого человека (в первую очередь – освобождением из – под опеки родителей, утверждением социального статуса, экономической независимостью, обзаведением своим домом и своей семьей).

К социально – психологическим  свойствам молодежи, как специфической  социальной группы, можно отнести  также несоответствие возросших  потребностей (потребностей уже взрослого  человека) реальным возможностям их удовлетворения (вследствие низкого социально – экономического статуса); маргинальное состояние полной зависимостью от взрослых (статус ребенка, за которого все решают и которому все прощают) и требований к нему со стороны общества); состояние аномии большой части молодежи (в условиях отказа от «детских» социокультурных норм и ценностей при невозможности или нежелании усвоить «взрослые»); состояние непрерывного поиска своего места в жизни, своей социокультурной «ниши» (отсюда – все многообразные проявления молодежной субкультуры, разнообразные неформальные объединения молодежи, стремление попробовать себя во всех видах деятельности как социально одобряемых, так и девиантных: социальная работа, преступная активность, наркомания и т.д.); высокую степень социальной неопределенности; бурную, часто неадекватную реакцию на те или иные события общественно – политической жизни; необходимость борьбы за достижение желаемого социального статуса, поиск своего пути в жизни (и, как следствие, извечный конфликт»отцов и детей»).

Особый социальный статус молодежи в обществ определяется тем, что нынешние юные – это завтрашние взрослые, от которых зависит ближайшее и отдаленное будущее общества в целом. А отсюда – и пристальное внимание к молодежи и ее проблемам, и повышенная озабоченность старшего поколения тем, что молодые люди «не такие, какими были в пору их молодости». При этом мало кто задумывается о том, что именно это свойство молодежи является наиважнейшим, оно служит социальному прогрессу общества.

Молодежь во все времена стремилась выделиться из общей массы населения. Во второй половине ХХ в. Это стремление наиболее явно оформилось в виде молодежной субкультуры – специфических социокультурных ценностей, норм, традиций и обычаев, позволяющих молодым людям идентифицировать себя в современном обществе и проявляющихся ярче всего в стиле одежды, молодежном сленге, манере общения.

Главным атрибутом молодежной субкультуры 60 – 70 –х гг. ХХ в. стали демонстративный  отказ от социокультурных норм старшего поколения, стремление к максимальному раскрепощению в духовной и социальной сферах. Особенно сильно подобная тенденция проявилась в молодежных движениях типа хиппи, панков, рокеров, байкеров и т.д. Однако последующие десятилетия показали, что для подавляющего большинства молодых людей базовыми остались общезначимые ценности, такие как гражданский долг, семья, нравственность. «Переболев» молодежным Экстремизмом, они стали вполне добропорядочными членами общества. Сегодня, как и во все времена, молодость – один из наиболее сложных периодов в жизни человека. Не случайно большинство взрослых, с ностальгической теплотой вспоминая «свои восемнадцать лет», добавляют: «И слава Богу, что они уже прошлом !».

Особое внимание к молодежи и ее проблемам в конце ХХ – начале ХХI в. связано не только с вызываемыми ею частными и общими кризисами, периодически сотрясающими все общество (вспомним молодежную революцию 1968 г., студенческие бунты в России 1990 –х гг. и т.д.), но и со специфическими функциями, присущими молодым людям.

Большинство исследователей называют три основные социальные функции молодежи: воспроизводственную, трансляционную и инновационную. Проблемы молодых людей во многом вызваны противоречиями, возникающими между необходимостью выполнения данных функций и объективной полной или частичной невозможностью этого для значительной доли современной молодежи.

Воспроизводственная функция предполагает создание семьи и обзаведение  потомством. Большинство современных  семей в России , Западной Европе, Северной Америке не склонны обременять себя большим количеством детей. Супружеские пары заводят от одного до трех детей, рождение которых приходится преимущественно на возраст супругов от 20 до 30 лет. В последние годы ХХ в. подобная тенденция стала характерной и для некоторых наиболее экономически развитых стран Востока.

В России воспроизводство населения представляет одну из сложнейших и актуальных проблем. Что в наибольшей степени мешает современным молодым людям успешно выполнять данную функцию?

Во - первых, проблемы со здоровьем. Среди  множества причин резкого ухудшения  здоровья молодых людей важнейшими являются:

- загрязнение окружающей среды,  вызванное развитием техногенной  цивилизации;

- возрастание эмоционально –  психологических нагрузок, связанное  повышением интенсивности социальной  жизни общества, резким ростом информационных потоков, усилением конкурентности в обществе, а отсюда – почти непрерывным состоянием стресса, нервным перенапряжением, эмоциональной неуравновешенностью;

- интенсификация образовательного  процесса, вызванная необходимостью  усвоения все большего объема знаний, нужных для успешной интеграции в современное общество.

Эти явления характерны сегодня для всех стран мира. Однако в России приобрели особую остроту, поскольку многократно усилились в условиях тотального социально – экономического кризиса 80 – 90-х гг. ХХ в. Статические данные на этот счет просто удручающи: только за первую половину 90-х гг. общая заболеваемость молодежи возросла на 20%. Особенно угрожающим стал рост социальных болезней: число заболевших туберкулезом увеличилось на 30%, венерическими заболеваниями – в 16 раз. Наркоманов стало больше в 3 раза (это только по официальным данным). Смертность среди 15 – 19-летних возросла на 36 %, среди 20 – 24-летних – на 52 % и среди 25 – 29-летних – на 62 %, что само по себе  является беспрецедентным.

Информация о работе Технология социальной работы с молодежью