Технология социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Технологии социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.

Содержание работы

Ведение _________________________________________3 стр.
1. Молодежь как объект социальной работы.
1.1Молодежь – специфическая социальная группа.___5 стр.
1.2Молодежная политика государства._____________14 стр.
2.Социальная работа с молодежью.
2.1Учреждения по работе с молодежью._____________16 стр.
2.2Формы и методы работы с молодежью.___________23 стр.
Заключение_______________________________________29 стр.
Список используемой литературы___________________31 стр.

Файлы: 1 файл

К.Р. Технология социальной работы с молодежью.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

В конце ХХ в. рождение здорового ребенка из правила  стало редким исключением. Почти  все младенцы имеют врожденные пороки физического или умственного  развития. Проблемой стало формирование пополнения Вооруженных сил России – более 80 % призывников признаются не годными для воинской службы. Возрастает число людей обоего пола, страдающих бесплодием. В совокупности это уже в обозримом будущем может привести к прогрессирующей деградации российского общества, а в отдаленной перспективе – к угасанию всей человеческой цивилизации.

Еще одна причина, негативно  сказывающаяся на выполнении воспроизводственной  функции – экономическая несостоятельность  большинства молодых людей, заставляющая откладывать на неопределенный срок создание семьи, рождение потомства. По данным социологических исследований в 1990–е гг. экономическая самостоятельность в России достигалась преимущественно к 30 годам, то есть за границами молодежного возраста, росло число молодых безработных. Перспектива получения престижной и высокооплачиваемой работы становилась для них более призрачной.

Третья причина –  высокая доля разводов, приходящаяся на первый  - третий годы совместной жизни, - вызывается также во многом социальными и экономическими обстоятельствами. После развода дети, как правило, остаются при матерях – одиночках, что негативно сказывается на процессе социализации таких детей и также препятствует выполнению ими воспроизводственной функции в будущем.

Трансляционная функция  – это процесс восприятия, сохранения и воспроизводства всего социально – политического опыта прошлого, того ценного и полезного, что было достигнуто предыдущими поколениями. Важнейшая проблема, связанная с выполнением данной функции – социализация – усвоение социокультурных ценностей и норм, происходящее в процессе воспитания, социального взаимодействия с другими людьми и приобщения личного социального жизненного опыта.

Социализация – процесс  комплексный. Она предполагает активное  взаимодействие объекта социализации (в данном случае – подростка) с  субъектом (воспитателем) и их обоих – с окружающей социальной средой. Наиболее адекватно социализация происходит в традиционных обществах, где все социальные роли и функции однозначны и заданы традицией (обычаем). В этом случае социализация мальчика (юноши) сводится к подготовке выполнения роли мужчины – отца семейства, девочки (девушки) -  выполнения роли матери, хозяйки дома, в обоих случаях копирующих имеющийся образец, то есть их родных мать и отца.

Другое дело – современное  общество, где социальные роли нередко  слабо выражены, смещены или слиты, где на традиционную социализацию в семье (даже если она полностью адекватна ситуации) накладывается вторичная социализация в учебном заведении, группе товарищей, референтной группе, информационном пространстве (кино, видео, Интернет), что делает конечный результат социализации практически непредсказуемым.

Наибольшую остроту  в современном обществе приобретает  проблема криминальной социализации молодежи, связанная с распространением среди  широких масс населения субкультуры  преступного мира, ослаблением эффективности социального контроля, широким тиражированием средствами массовой информации сцен преступной деятельности и насилия.

В конце ХХ – начале ХХI в. в России, как и во всем мире, наблюдается заметный рост молодежной преступности. Наиболее типичные  правонарушения – драки, хулиганства, воровство, вымогательство, разбой, мошенничество, изнасилование, убийства.

Рост криминогенного влияния в молодежной среде проявляется в виде увеличения числа молодежных преступных группировок; повышения  доли молодых людей во «взрослых» преступных группировках; неуважения к закону, представления о нем как факторе второстепенной важности. Для российской молодежи 1990 – 200-х гг. характерны правовой нигилизм, снижение нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального мира, аберрация оценок роли криминальных «авторитетов» и правоохранительных органов, рост тяжких преступлений.

Социологические исследования, проведенные  в молодежной среде в  1990 –е гг., показали наличие существенных изменений в сознании и поведении молодых людей. Это проявилось в заметной трансформации социального самочувствия (доминирующее чувство опасности среди девушек, безразличие или ненависть среди юношей); нежелание большей части молодежи содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью; проникновении в ее сознание и поведение элементов криминальной субкультуры (уголовно – тюремный фольклор, жаргон, татуировки); ослаблении правовых регуляторов поведения; высокой степени вовлеченности молодых людей в совершение преступлений (60% опрошенных хотя бы один раз нарушили закон). Юноши подвергаются криминогенному влиянию заметно больше , чем девушки. А наиболее опасный  в этом отношении возрастной период – от 16 до 21 года. Довольно неожиданным оказалось то, что большинство молодых правонарушителей – выходцы из материально благополучных семей.

Конфликт поколения, заметно обострившийся  во 2 – й половине ХХ в., также существенно  влияет на выполнение трансляционной функции молодежи. Юноши и девушки  все более проявляют склонность к отказу от опыта старших, отрицая не только своих отцов и матерей с их устоявшимися «консервативными» взглядами на жизнь, но и все общество с его современными социокультурными ценностями и нормами.

Проблема «отцов и детей» - это  явление не сегодняшнего или вчерашнего дня. О ней говорили и сто, и тысячу лет назад, поскольку она коренится в самой природе человека, в его стремлении к самостоятельному открытию мира и постоянному поиску нового.

Социальная основа конфликта –  несовпадение ценностных ориентаций и норм жизнедеятельности разных поколений. Происходит это потому, что каждая новая генерация социализируется в иных, измененных условиях, интернализуя соответствующие этим новым условиям базовые ценности и нормы. Чем быстрее эволюционирует общество, тем больше отличаются характер и условия социализации, тем глубже социальный конфликт «отцов и детей».

Все ускоряющиеся темпы изменения  общественной жизни на рубеже ХХ –  ХХI вв. провоцируют невиданное доселе явление, когда социализация каждого последующего поколения воздвигает настолько неопределимую преграду между ним и поколением предыдущим, что это в конце концов создает угрозу самому существованию человеческого сообщества в будущем.

Наиболее угрожающими проявлениями подобной тенденции  являются:

- неуважение к жизненному опыту старших («они ничего не понимают в современной жизни, они безнадежно устарели»);

- отказ от нравственной требовательности  к себе, чувства ответственности  перед настоящим и будущим  (надвигающаяся экологическая катастрофа, угроза глобальной ядерной войны инспирировали ожидание «конца света» и стремление жить только сегодняшним днем);

- пренебрежение к прошлому историческому  опыту человечества;

- ориентация на потребляющий  характер взаимодействия с окружающей  средой (стремление взять все, ничего не давая взамен);

- девальвация института семьи  как основного инструмента трансляции  опыта старших поколений младшим.

К счастью, в обществе существуют факторы, объективно оптимизирующие процесс  взаимодействия поколений и положительно влияющие на  трансляцию социального опыта. Наиболее важными среди них являются следующие. Во – первых, молодежь, хочет она только или нет, вынуждена опираться на жизненный опыт и традиции старшего поколения, иначе она полностью утратит возможность к нормальной жизнедеятельности. Во – вторых, межпоколенные отношения включают встречные информационные потоки -  не только от родителей к детям, но и от детей к родителям, что позволяет старшим в какой – то мере адаптироваться к новым социальным условиям и уже не выглядеть в глазах их детей «случайно выжившими мамонтами». В – третьих, практика показывает, что наиболее глубинные слои культуры, такие как традиции, формы быта, базовые жизненные ценности, нормы семейной жизни и т.д., изменяются и уходят из нашей жизни гораздо медленнее, чем последние новации в социальной и политической сферах. Именно они создают тот мостик, благодаря которому сохраняется связь и преемственность поколений, пусть проблемно, но все же реализуется трансляционная функция современной молодежи.

Инновационная функция – это деятельность молодых людей, направленная на обновление социальной жизни общества, обеспечение его устойчивого развития. Молодежь – та социальная группа, которая объективно, в силу присущих ей социальных особенностей, в наибольшей степени способна выполнять данную функцию. Она полна сил и жизненной энергии, свободна от заблуждений и предрассудков прошлого, открыта для новых знаний и нового жизненного опыта, оптимистично смотрит вперед и ощущает себя будущим хозяином жизни. В отличие от старших поколений, молодежи нечего терять (в виде привилегий, званий, постов, собственности и т.д.), но есть огромное желание все это приобрести, и как можно скорее.

Во всяком обществе и во все времена  существуют факторы, которые способствуют и препятствуют выполнению молодежью данной функции. К первой можно отнести: ориентацию молодежи на поиск путей улучшения жизни общества, на решение старых проблем новыми методами; позитивную (созидательную) ориентированность их деятельности. Современный мир как никогда ранее открыт для инноваций. Этому служат демократизация социальной и политической жизни; общедоступность среднего, а во многих странах и высшего образования; достижения научно – технического прогресса (в первую очередь – формирование мирового информационного пространства); всеобщая ориентация на прогресс во всех сферах человеческой деятельности.

Среди факторов, препятствующих инновационной  деятельности молодежи в современном  обществе можно назвать наметившуюся тенденцию к снижению молодежной составляющей в механизме социального воспроизводства; отток молодежи из сферы материального производства сферу потребления и досуга; усиление социального расслоения и, как следствие, люмпенизацию большой ее части (что особенно характерно для России в конце ХХ – начале ХХI в.).

 

             

             1.2 Молодежная политика государства.

 

Для современной России как никогда  важна направляющая деятельность государства, которая позволила бы закрепить позитивные тенденции в молодежной среде и ослабить, если не устранить, негативные. Этому служит молодежная политика: деятельность государства, политических партий и общественных организаций, направленная на обеспечение политической, социальной, культурной и экономической поддержки молодых людей, а также создание условий для активного участия молодежи в жизни общества, полной и всесторонней реализации ее творческого инновационного потенциала.

В основе нынешней государственной  молодежной политики президентская  программа «Молодежь России», подписанная  Б.Н. Ельциным еще в 1994г. Основными  субъектами ее реализации являются: Департамент  по делам молодежи Министерства образования Российской Федерации, соответствующие отделы и ведомства в структурах правительств краев и областей России.

Приоритетными направлениями  молодежной политики сегодня являются: соблюдение прав молодежи; установление гарантий на получение минимума социальных услуг (по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению и организации отдыха, социальному обслуживанию, поддержке в трудовой жизненной ситуации); поддержка молодой семьи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; содействие предпринимательской деятельности; развитие научного, технического и художественного творчества; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; развитие художественного творчества детей и молодежи; формирование условий для гражданского становления, духовно – нравственного и патриотического воспитания; содействие международным молодежным обменам; организация научных исследований по молодежной проблематике; система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью; организация и финансирование вопросов реализации государственной молодежной политики.

К сожалению, приходится констатировать, что за годы, прошедшие  после принятия программ «Молодежь  России», положение молодых людей в нашем государстве улучшилось незначительно. Недостаточное внимание к молодежным проблемам со стороны властных структур, нежелание, а часто и объективная невозможность кардинального их решения в обозримом будущем, создают реальную угрозу нарастания негативных тенденций в ее среде, угрозу прогрессирующей десоциализации молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социальная работа с молодежью

2.1 Учреждения  по работе с молодежью.

 

Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр начал  свою деятельность как молодежная социальная служба комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края в 1994 году. С 1996 года центр работает как комплексное учреждение социальной помощи молодежи. Учреждение – Лауреат премии Губернатора Хабаровского края в области государственной молодежной политики, опорный центр по социальной работе с молодежью Департамента по молодежной политике Минобразнауки РФ, имеет почетный статус Минздравсоцразвития РФ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Клиника, дружественная к молодежи

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

 

Сохранение, укрепление и развитие духовного, психического и физического здоровья. Социального  благополучия для достижения жизненных  планов молодежи.

 

  ЗАДАЧИ ЦЕНТРА:

- Социальное воспитание  подростков и молодежи.

- Формирование нравственных  ценностей и здорового стиля жизни, профилактика поведенческих болезней.

- Оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации.

Информация о работе Технология социальной работы с молодежью