Технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы; 2) выделить основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы в ее современном понимании; 3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.

Содержание работы

Введение
1 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы
2 Основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы
3 Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

19.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

В современной теории и практике понятие социальной терапии  имеет два значения. В первом значении социальная терапия понимается как процесс, происходящий в макро-масштабах - то есть как целенаправленный процесс практического воздействия общества и государства в лице государственных структур, общественных организаций и объединений, включая религиозные, на конкретные формы проявления социальных отношений или действий. [23]

Во втором, более узком  значении, социальная терапия подразумевает  терапевтическую активность социальных работников и социальных терапевтов, ведущуюся в рамках собственно социальной работы. В этом значении социальная терапия является одной из технологий социальной работы, и состоит из совокупности практических терапевтических приемов, форм и методов из таких областей, как терапия средой, занятостью, трудотерапия, реабилитация и т.д. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная терапия  как технология социальной работы входит в систему общих технологических  процедур социальной работы, наравне  с диагностикой, профилактикой, адаптацией, реабилитацией, коррекцией, социальной экспертизой, консультированием и др. общими технологиями социальной работы. [21]

Социальная терапия  может выступать в нескольких ипостасях:

- как метод «социального  лечения»;

- как метод влияния,  связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

- как инструмент социального  контроля;

- как средство массовой  коммуникации.

В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет  следующие функции:

- лечебную (оказание помощи  клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

- социального развития (включение клиента в активную  групповую деятельность, организация  процесса «совместного развития»,  положительно влияющего на социальное  здоровье клиента);

- отстаивания интересов  (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). [22]

При этом основными задачами социальной терапии являются:

- исправление, коррекция  поведения;

- предупреждение дисфункций;

- обеспечение нормального  развития;

- самоутверждение личности.

По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую.

Индивидуальная терапия  применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы  и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.

Одним из часто используемых в индивидуальной терапии методов  является исповедальный метод. Он предполагает общение социального работника  и клиента в ситуациях «один  на один». Основной его целью является устранение психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод терапии доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных исследований.

В индивидуальной терапии используется также метод самовоспитания, включающий самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я», использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, использование полученных результатов в повседневной жизни, общении и деятельности. Этот метод был заимствован из психоаналитической практики, и был приспособлен к потребностям социальной работы последователями неофредистского направления (К. Хорни и др.).

Групповая терапия - это  стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении  эмоциональных нарушений или  социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального  работника или иного профессионального терапевта).

Оптимальное количество участников группы - 6-8 человек; продолжительность  занятий - от 1,5 часов в неделю. С.В. Тетерский выделяет такие виды групп, как учебные, основная цель которых  получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем и т.д.; психотерапевтические; группы совместной деятельности, отличающиеся занятием одним делом, например, спортом, посещением театров с последующим обсуждением и т.д.; родительские; мужские и женские и др. [Там же]

В.Н. Макаревич, в зависимости от целей и задач, выделяет два основных вида групп:

1) группы, созданные для  достижения какой-либо внешней  по отношению к группе цели;

2) внутренне направленные  группы, то есть созданные специально  для работы с их членами  и для решения внутригрупповых проблем. [10]

Внутренне ориентированные  группы также подразделяются на два  вида:

- группы социализации, нацеленные на нормальное развитие  своих членов;

- группы ресоциализации, и терапии, где основная цель - коррекция отклонений, возникших в результате каких-либо нарушений социализации и социально-психологическая терапия последствий этих нарушений.

Наиболее часто в  группах проводится дискуссионная  терапия. Как правило, ее динамика протекает  через следующие ключевые этапы:

1) знакомство членов группы;

2) обсуждение ожиданий  клиентов, их опасений;

3) переживание и обсуждение  группового напряжения, связанного  с рассогласованием между ожиданиями  клиентов и групповой реальностью; 

4) нарастание сопротивления  по отношению к руководителю группы,

5) соотношение этого  сопротивления с прошлым жизненным  опытом, вскрытие проблем, связанных  с отношением к руководителю  группы, с самостоятельностью, ответственностью  и активностью; 

6) формирование адекватного  отношения к проблеме, которую  необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы;

7) анализ динамики  развития внутригрупповых отношений  с выходом на проблематику  отдельного участника; 

8) коррекция отношений,  закрепление достижений;

9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов;

10) рефлексия. 

Социодрама - также метод коллективной, групповой терапии. Сущность его  состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные  отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.

Другим, очень близким по характеру, методом коллективной работы является психодрама - техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Такой вид социальной терапии, как  арт-терапия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов: библиотерапия (с людьми, имеющими определенные интеллектуальные навыки); музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; кинотерапия; песочная терапия и т.д. [18]

Так, например, игровая терапия (иногда ее еще называют куклотерапией) - это  форма терапии, используемая для  облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализовать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается эффективной и в работе с взрослыми.

Такой эффективный вид социальной терапии, как трудовая терапия (трудотерапия) основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Она позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями, детей и подростков с девиантным поведением; она также является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Семейная терапия - это деятельность социального работника с группой  членов семьи, которая рассматривается  как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.

И, наконец, особое место  среди различных методов и  форм социальной терапии как технологии социальной работы занимает терапевтическая  община. Эта форма работы широко используется за рубежом, а в последние  годы начинает получать распространение  и у нас, в России.

Концепция терапевтической  общины (группы) лежит в основе многих программ лечения алкоголизма. При  лечении алкоголизма главную  терапевтическую роль в группе играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Попадающим в такие группы людям предоставляется возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. В целом пребывание человека в такой группе предполагает его желание следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой. [21]

Многие специалисты  также считают, что создание терапевтических  общин, или коммун - это один из лучших способов лечения наркоманов. В этом случае терапевтическая коммуна - представляет нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Иногда их деятельность курируют психологи и социальные работники.

Чаще всего социальная терапия связанна с определенными  группами клиентов социальных служб, имеющих  отклонения от существующих норм в  той или иной сфере, нуждающихся  в определенной коррекции и активизации  их жизненных стратегий, в том числе через обучение их активным стратегиям взаимной помощи и самопомощи. Нуждающимися в социальной терапии могут быть люди с ограниченными возможностями или с девиантным поведением, малообеспеченные люди, пожилые люди, люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус и т.д.

Социально-терапевтическая  и коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, должна быть направлена на развитие физических функций, которые могут  компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств, а также, по возможности, смену социального окружения, переключение их интересов на интересы, связанные с пребыванием в более благоприятной социальной среде. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в социальной терапии лиц, отбывающих или отбывших срок наказания в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.

Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей.

Таким образом, можно  говорить о доминировании той  или иной направленности коррекционных  воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.

Информация о работе Технология социальной работы