Технологии социальной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.docx

— 20.84 Кб (Скачать файл)

1.1.Дети-инвалиды     как объект    социальной    работы.

Ухудшение    экологической    обстановки, высокий    уровень   заболеваемости    родителей (особенно   матерей), ряд    нерешенных    социально-экономических, психолого-педагогических   и   медицинских    проблем    способствуют    увеличению    числа    детей-инвалидов, делая    эту    проблему    особенно    актуальной. В    нашей    стране     остроту    проблеме    придает    то, что   до   1917   года    система    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    сложилась, а    позднее, вплоть    до   90-х   годов   ХХ   века, работа    с    таким    ребенком    осуществлялась    в    специальных    домах-интернатах    изолировано    от    общества. Сейчас  многие     специалисты     работают    над     разрешением     комплекса     проблем      детей     со   специфическими    нуждами. Но    для    того, чтобы    понять    их    проблемы, выявить    их    особенности     и    специфику    работы    с    ними, необходимо, прежде    всего, выяснить, что   же    включают     в    себя    понятия    «инвалид», «инвалидность».

Согласно     Декларации    о   правах     инвалидов  ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает    любое    лицо, которое    не    может    самостоятельно    обеспечить  полностью    или    частично    потребности    нормальной    личной     и / или социальной    жизни    в   силу    недостатка , будь  то    врожденного    или    приобретенного, его    или    ее    физических     или     умственных    возможностей.  

В   законодательстве    бывшего    СССР    существовало   несколько    иное    понятие     «инвалида» / «инвалидности» , которое   было    связано    с    потерей    трудоспособности . При    такой    постановке     вопроса    дети    до   16   лет    не    могли    быть    признаны    инвалидами .Таким    образом , возникла    необходимость   в    появлении  термина  «ребенок-инвалид» . К    этой     категории     относятся     дети , имеющие  «значительные   ограничения    жизнедеятельности, приводящие    к    социальной    дезадаптации    вследствие     нарушения     роста    и    развития    ребенка, способностей    к    самообслуживанию,  передвижению, ориентации, контролю    за    своим    поведением, обучению, общению, трудовой    деятельности    в    будущем»

А    «инвалидность»   в   детском    возрасте    можно    определить , как    «состояние    стойкой    социальной    дезадаптации , обусловленное    хроническими    заболеванниями    или   паталогическими    состояниями , резко    ограничевающими    возможность   включения    ребенка    в    адекватные    возрасту    воспитательные    и   педагогические    процессы  , в    связи    с    чем    возникает   необходимость    в    постоянном    дополнительном    уходе    за    ним , помощи     или     надзоре»

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ,СТРАДАЮЩИМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, И ИХ СЕМЬЯМИ 

 

Социальные работники  выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими  специалистами, учреждениями и обществом  в целом. Они соединяют в своей  работе функции адвоката, социального  терапевта и координатора всех услуг, необходимых ребенку и всей семье.

Технологии социальной работы с инвалидами классифицируются следующим  образом. По функциям применения следует выделить следующие технологии: психологические (воздействующие на психологические процессы, состояния, функции); социально-психо-логические (изменяющие процессы в системе человек/группа); медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека); финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами). По области применения выделяются следующие технологии: диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации); коррекция (изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций клиента); реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента); профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков); адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).

В соответствии с задачей  полноценной и комплексной реабилитации детей можно выделить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую  работу. К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся: диагностика уровня психического развития и навыков ребенка; составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка; организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации; психологическое консультирование родителей; обучение родителей основам реабилитации; разработка методик для социально-бытовой ориентации; освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий; определение критериев эффективности реабилитации.

Основными функциями социально-правовой реабилитации являются: осуществление  связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка; сбор информации и формирование банка  данных о детях с ограниченными  возможностями и их семьях; правовая помощь родителям в разъяснении  вопросов законодательства; организация  всех форм патронажа семьи; привлечение  учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество; консультации юриста.

В задачи социально-медицинской  работы входят: психодиагностика ребенка  с целью прогноза возможности  его реабилитации и определения  его реабилитационного потенциала; составление карт комплексной реабилитации детей; оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи; проведение диагностических мероприятий; организация  необходимой консультативной помощи специалистов; внедрение и использование  новых высокоэффективных технологий реабилитации.

Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов, например: психотерапии, игротерапии, библитерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.

Важной задачей психотерапии детей с особенностями развития является формирование у них чувства  уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления  психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия – наиболее распространенный метод работы с детьми. Она способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности, вокал. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.

Метод хобби-терапии позволяет  расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать  свои силы в различных видах деятельности, среди которых макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, пение, танцы, спорт. При этом выбор  того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических  особенностях, склонностях.

Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. И если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия (система лечения общением с животными). Самым ценным личностным сдвигом в результате таких мероприятий можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности.

Под реабилитацией понимается применение всех мероприятий, которые  при умственной отсталости помогают приспосабливаться к требованиям  обучения, профессиональной и общественной жизни. Отдельные компоненты реабилитации при умственной отсталости, как правило, выделяют с учетом международной классификации ВОЗ. В ней различают повреждение, ограничения функций индивида и социальную несостоятельность. Так как повреждение, как правило, устранить уже невозможно, реабилитационные мероприятия направлены на два последних компонента – улучшение функциональных возможностей индивида и уменьшение отрицательных социальных воздействий. С этой целью разработаны ступенчатые мероприятия при тяжелых формах умственной отсталости, с помощью которых пытаются интегрировать пациентов в профессиональную деятельность и в общество.

Для продвижения умственно  отсталого ребенка в общем  развитии, усвоении им знаний, умений и  навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных  возможностей. Для таких детей  у нас в стране созданы специальные  учебно-воспитательные учреждения: детские  сады, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения, где, как правило, находятся  дети с диагнозом олигофрения  в степени дебильности. Часть  детей воспитываются и обучаются  в домашних условиях, что требует  огромного труда и больших  материальных затрат. В специальных  детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется  по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой  наполняемости групп или классов.

В детских садах содержание и методы коррекционно-воспитатель-ной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих их интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную несостоятельность. Предусматривается посильное овладение дошкольниками основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием, элементарным самообслуживанием и трудом), что создает предпосылки для перехода к учебной деятельности.

Помощь детям с нарушением интеллекта заключается также и  в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение  их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции. Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, разочарования, дезориентации в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддержки со стороны медиков, психологов и социальных служб.

Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными  и возрастными особенностями  развития умственно отсталого ребенка, причинами возникновения интеллектуального  недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка. Реабилитационный процесс работы с семьей включает три блока: просветительский, консультативный  и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского  блока коррекционной работы с  семьей является ознакомление с основными  закономерностями развития ребенка, с  индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими  нарушение онтогенеза. Консультативный  блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация консультаций для родителей должна помочь им найти  ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут  проводить психологи, медики, педагоги. Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных  условий для развития ребенка. В  данном блоке могут использоваться: семейная психотерапия; игровые сеансы для родителей и детей; групповые  занятия с родителями, с детьми; организация групп взаимопомощи для родителей; проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.

Гармонизация отношений  к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспитания, стремление к созданию благоприятной  психологической атмосферы в  семье положительно влияют на психическое  и социальное здоровье ребенка, обеспечивает условия для оптимального процесса его социализации и интеграции. Таким  образом, главная задача родителей, врачей, педагогов, психологов и социальных работников предельно проста: мы не можем дать людям с ограниченными  интеллектуальными возможностями  полноценного здоровья – значит, должны дать им другую полноценную жизнь.


Информация о работе Технологии социальной работы с детьми