Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технологии социальной работы".

Файлы: 1 файл

1.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)


1.ТСР как отрасль научного знания и уч.дис-на

В основе своей СР как система научных знаний носит прикладной характер. ТСР как отрасль соц. технологий и как сис. знаний опирается на теорет. положения СР, т.е на методологический аппарат, принципы, законы, а также на практический опыт и эмпирический материал. Объектом соц. технологий и ТСР являются соц. процессы различных уровней.

Технология – сис. знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Соц. технология – сис. знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц. отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения, оптимальных способов преобразования и регулир-ия технологий и процессов.

Технологии СР – алгоритм деятельности, в результате которой достигается опред. соц. цель и преобразуется объект воздействия. ТСР – одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку гр., находящихся в ТЖС.

Содержание ТСР – в обосновании проекта, программы действий, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива, прописанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. ТСР характеризуют: 1. динамичность (постоянная смена содержания и форм работы); 2. непрерывность (необходимость постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на нее влияние); 3. цикличность (повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом); 4. дискретность (неравномерность воздействий на клиентов с момента определения цели и до исполнения решений).

Функции технологий СР: аналитико-прогнозная; диагностическая; системно-моделирующая; проектно-организаторская; активационная; инструментально-практическая; распорядительно-управленческая; эвристическая.

ТСР могут характеризоваться как учебная дисциплина, т.е. систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Т.о. ТСР как уч. дисциплина – систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории с.р. применительно к профилю учебной дисциплины.

Цель уч. курса – вооружить студентов знаниями технологических основ СР с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения, навыки, организации СР с различными категориями граждан, нуждающихся в СЗ, воспитать у обучающихся высокие гуманистические качества.

Технологии СР состоит из 3 разделов:

1.     теоретич. Основы технологии СР;

2.     общие методы и методики СР;

3.     частные технологии СР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тех. пр.: его сущность, содержание и особенности

Процесс современной деятельности можно охарактеризовать как тех-ий, при условии:1) наличие соответствующей степени сложности процесса деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно сам-ые этапы;

     2) наличие соответствующих средств осуществления деятельности, позволяющих получить макс-ый результат при мин-ых затратах.

    Признаки технологии:

     1.Расчленение конкретного процесса деятельности на внутренне связанные между собой этапы, операции, процедуры.

    2.Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата..

     3.Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку.

     Сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого,  «технология» - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на сис. последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

    Технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс чел-ой деятельности в различных условиях и тиражировать его. Функции технологии:

  - регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;

   -контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;

   -гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий

   -обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

     Будучи необходимым эл. чел-ой деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности.

Этапы и операции ТП:

1.Предварительный этап.- осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования (определение порядка согласно рангу), проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В псих. плане организатор с.р. настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-псих. и проф. потенциал. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности соц. служб при решении обозначенной конкретной соц. проблемы.

2. Этап целеполагания. - осуществляется первичное формулирование цели, которая. обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска доп. источников информации об условиях и соц. среде жизнедеятельности клиентов.

3. Обработка информации - изыскиваются доп. источники информации, происходит её сбор и систематизация, ее анализ и обобщение. Выводы составляют базу для уточнения цели и задач.

4. Этап процедурно-организационной работы. - осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер соц. воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности с.р..

5. Контрольно-аналитический этап - завершающий этап тех. цикла, на котором анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению соц. проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач с.р., и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Соц. проблемы: уровни, критерии разрешимости.

Соц.службы и соц. работники, оказывают помощь в решении различных соц. проблем, которые возникают у чел. или гр. людей. Применительно к практике с.р., понятие «соц. проблема» - это несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного соц. субъекта с аналогичными характеристиками др. соц. субъектов. Именно это несовпадение осложняет процесс соц. и личностного функционирования чел., группы или организации в социуме и создаёт ситуацию, при к-рой конкретный соц. субъект не в состоянии самостоятельно удовлетворять собственные потребности и отстаивать собственные интересы.     Уровни соц. проблем:

     - на уровне общ-ва в целом, где общ-во, как феномен, явл. одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения (эк-ка, эко-гия, воен.конфликты );

     - на уровне соц. общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная соц. общность, (резкого снижения уровня жизни среднего кл.);

     - на уровне личности, когда носителем проблемы явл. конкретный чел. (проблемы общения, взаимоотношений с окружающими).

  В сферу компетентности соц. работников входят проблемы 2-го и 3-его уровней организации. Решение соц. проблем на макроуровне - это задача соц. политики.

     Как правило, соц. работник имеет дело не с одной соц. проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е. определить степень значимости этих проблем для чел. или гр.

     Результаты анализа соц. ситуации субъекта позволяют принять адекватное решение относительно сроков, путей, мет-в и способов решения тех проблем, к-рые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта.

Тех. этапы процесса решения соц. проблем:

     Первый – сбор, обработка и осмысление инф-ции о чел. или гр., столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи соц. работника.

     Второй - методический, формулирующий осн. цели, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания соц. помощи, определяющий пути, методы и способы предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

     Третий- практический или процедурный, к-рый предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного соц. субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Целепологание, его место и роль в тех.процессе

целеполагание - процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом. Процесс целеполагания состоит из: целеформирования (формирование идеального образа желаемого) и целереализации (воплощение цели в реальном результате деятельности), определение средств достижения поставленной цели. Цель – это идеальное предвосхищение результата деятельности.   В с.р. классифицировать цели можно по различным основаниям. Одним из важнейших критериев явл. период времени: стратегические, устанавливаемые на длительный период (от 1 до 5–10 лет); тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей (от 1 до 3–5 лет) и оперативные, представляющие собой конкретизацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе (год, полугодие, квартал, месяц, раб. день).

По критерию повторяемости цели делятся на повторяющиеся и разовые. По значимости цели можно подразделить на: особо приоритетные, приоритетные и остальные.

Цель выполняет в технологии с.р. определенные функции: определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы; ограничивает объем информации, поиск к-ой осуществляет соц. работник.

В ТСР цели должны отвечать следующим требованиям: конкретность; достижимость – обеспеченность целей ресурсами; измеримость; совместимость – краткосрочные цели должны соответствовать долгосрочным, цели не должны противоречить др. др., должны согласовываться с целями др. технологий соц. работы; гибкость – цели следует устанавливать таким образом, чтобы в случае каких-либо изменений оставалась возможность для их корректировки; приемлемость – при определении целей необходимо учитывать потребности и интересы основных гр. влияния; контролируемость – возможность получения ин-ции о ходе реализации целей, это позволяет вовремя устранить отклонения в движении к заданной цели.

Процесс выработки цели включает 4 этапа: выявление и анализ тех проблем, к-рые необходимо решить; установление гл. цели; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей непосредственным исполнителям. Важнейшим методом целеполагания явл. сис. процедур формирования «древа целей». Формирование «древа целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие – на промежуточные цели (цели – средства), от реализации к-рых зависит ее достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, расчленяются на более частные и т. д.

При всем многообразии целей соц.технологий конечной целью любой из них явл. чел., его взаимоотношений с др. людьми, внешней средой и самим собой.

Т.об., целеполагание – важнейший этап тех. процесса в с.р., определяющий направленность и содержание действий специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Типология технологий с.р.

Типология явл. одним из науч. методов, в основе к-ого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Суть этого метода заключается в классификации предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Типология может основываться на понятии типа как осн. лог. единице членения изучаемой реальности, либо использовать др. лог. формы: классификацию, систематику или таксономию

Многообразие соц. жизни и соц. объектов, постоянно возникающих соц. задач и возможностей их решения формируют условия, в к-ых становится возможным появл. и существование самых разнообразных соц. технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.  К числу наиболее значимых оснований относятся:

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"